КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности культуры Нового времениВ эпоху Возрождения человек осваивался в новом двойном мире: начинал познавать природу и одновременно продолжал отдавать должное Богу. Заимствовав от последнего волю и веру в разум, человек Возрождения одновременно становится и более независимым от Творца, он перестает бояться Конца Света и Страшного суда и все больше воспринимает Бога как условие жизни, как законы, которым подчиняется и жизнь, и природа. Себя человек все чаще понимает и истолковывает всего лишь как менее совершенного по отношению к Творцу. Если Бог создал мир, то и человек, в принципе, способен это сделать. Как писал гуманист Марсилио Фичино, человек может создать сами «светила, если бы имел орудия и небесный материал». В знаменитой статье Пико делла Миранд олы «Речь о достоинстве человека» утверждалось не больше не меньше, что человек стоит в центре мира, где в Средние века стоял Бог, и что он по собственному желанию может уподобиться если и не самому Творцу, то уж во всяком случае херувимам (ангелам), чтобы стать столь же прекрасным и совершенным, как они.На основе этих тенденций в Новое время складываются, с одной стороны, новоевропейская личность, с другой -рациональное понимание мира и природы. Новоевропейская личность действует исходя из рационалистических соображений и собственных потребностей, на Бога она сначала только поглядывает, затем перестает замечать его вообще; предельное развитие этого отношения - утверждение, что «бог умер». В своем поведении человек все больше ориентируется на себе подобных и законы природы, что не может не вести к социальным напряжениям и хаосу, а также снижению значения общества. «Социальная психология, философия, наконец, этика экспериментализма, - пишет Л. Косарева, - есть плод социальных потрясений XV-XVII вв., приведших к убежденности в неразумности непосредственной действительности и к необходимости сначала найти эту исчезнувшую из эмпирического мира разумность в умопостигаемом царстве Порядка, Гармонии, Красоты, Справедливости, Закона, Логоса, а затем внести ее в мир, тем самым преобразуя, усовершенствуя его... Вся европейская культура XVI-XVII вв. была пронизана страстным поиском "нового мира" гармонии, разумности, совершенства, утраченных обыденной жизнью и обыденным здравым смыслом средневекового образца»218. Признание неразумности и неупорядоченности наблюдаемых явлений жизни, таким образом, не означало отказа от поиска порядка и законов, которым мир подчиняется. Все же сакральная составляющая была еще достаточно сильна, чтобы человек отказался от мысли, что мир создан Творцом, печать творчества которого придает ему единство и смысл. Чем явственнее человек констатировал хаос, тем больше стремился обнаружить за ним порядок и закономерности с тем, чтобы преодолеть наблюдаемую неразумность бытия. Одно направление поиска - надежда на 218 Косырева Л. М. Методологические проблемы исследования развития науки: Галилей и становление экспериментального естествознания. // Методологические принципы современных исследований развития науки, Р. С. -М, 1989. С. 26. науку и «искусства» (ремесла и инженерию), второе - на государство, третье - на право. Например, открывая свое исследование о новой науке - механике - обращением к читателям, Галилей пишет: «Гражданская жизнь поддерживается путем общей и взаимной помощи, оказываемой друг другу людьми, пользующимися при этом, главным образом, теми средствами, которые предоставляют им искусства и науки»219. «Власть человека над вещами, - согласен с ним Ф. Бэкон, - заключается в одних лишь искусствах и науках. Ибо над природой не властвуют, если ей не подчиняются... Пусть человеческий род только овладеет своим правом на природу, которая назначила ему божественная милость, и пусть ему будет дано могущество»220. Если на науку стремились опереться потому, что она давала знание, то на государство и право потому, что последние заставляли человека действовать разумно в социальном отношении, то есть согласуя свои действия с требованиями социальных институтов и законами. Берман правильно замечает, что в Средние века государство, как мы его сегодня понимаем и как социальный институт, еще не сложилось, «в конце XI столетия впервые возникло не государство, а скорее церковь в форме государства»221. Однако начиная с XVII столетия государство не просто вступает в силу, но начинает определять основные социальные процессы, в значительной мере подавляя личность и общество. Следующий этап как реакция общества и личности на подавление государством свободы - формирование демократических и правовых механизмов, позволяющих установить баланс интересов государства, личности и общества (большую роль, как известно, при этом сыграли философ- ''1а Галшей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Соч. Т. 1.-М.-Л., 1934.'С.37. 220 Бэкон Ф. Великое восстановление наук. // Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. -М., 1971. С. 71. 221 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1998. С. 528. ско-правовые исследования Гоббса, Локка и Канта). Право начинает выполнять еще одну важную роль - согласовывать и разграничивать жизнь трех указанных образований (государства, общества и личности). И строится право на обоих этапах заново на основе рациональных соображений, удовлетворяя новым социальным и хозяйственным требованиям, снимая в своей структуре достижения античной и средневековой правовой мысли. Замечание. Любопытно, что учение Иоанна Солсбе-рийского «Policraticus» (1159 г.), в котором прерогативы короля возводились непосредственно к Богу, а сам король подчинялся высшему праву, предвосхитило как теорию XVI века о божественных правах королей, так и доктрину Эдуарда Кука о верховенстве суда222. «Много столетий спустя, - пишет Берман, - концепция права стала отождествляться с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Эту более позднюю концепцию роднили с предшествующей две черты. Во-первых. Власть была разделена, хотя в более ранний период "заслонки и противовесы" были обеспечены главным образом благодаря наличию параллельных политий внутри одной территории, а не параллельных отраслей одной и той же политий. Во-вторых, право выводилось из и коренилось в реальности, которая выходила за рамки существующих структур власти. В более поздний период эта трансцендентальная реальность усматривалась в правах человека, демократических ценностях и других связанных с ними представлениях. В более ранний период ее усматривали в божественной и естественной справедливости»223. Мы не будем повторяться, показывая, что совместное действие новоевропейской личности, общества, сообществ и мышления обусловливают становление распределенного базисного культурного сценария новоевропейской культуры. Его сходно с античной культурой образовывали три семиотических системы - религиозная (все более и более адаптирующаяся к новым реалиям и вытесняемая в специальную нишу), мыслительная (в лице философии, естественных и гуманитарных наук и начиная с XX столетия - проектирования) и юридическая, полностью набравшая силу. В качестве четвертой семиотической системы можно назвать искусство в широком смысле этого слова (литературу, театр, живопись,' кино, телевидение и т. д.). Соответственно, можно говорить о четырех типах новоевропейской нормативности: религиозной, мыслительной, правовой, художественной. Развитие в прошлом веке определенных типов государства и социальных систем (например, тоталитарных) или борьба двух лагерей (социализма с капитализмом) приводят к формированию еще одной семиотической системы и типа нормативности - идеологии. Все эти системы и типы нормативности формируются как независимые, но рефлексивно отображают друг друга. В плане систем жизнеобеспечения исключительно важную роль начинают играть институты государства, экономики и образования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |