Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIXв

План

Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIXв.

Тема 11

2 часа

1. Учение Канта о государстве и праве

2. Политико-правовая теория И.Г.Фихте

3. Историческая школа права

4. Учение Гегеля о государстве и праве

 

Аннотация

 

На состояние социально-политической обстановки в Германии в конце XVIII века во многом повлияла Великая французская революция.

Три кардинальные проблемы решались политико-правовой мыслью Германии: достижение национального единства, демократизация государственно-правового строя, отмена крепостничества.

Иммануил Кант был первым,кто приступил к обоснованию либерализма (“Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о праве”). Навеян духом Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, — в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Кант называет его “категорическим императивом”, подчеркивая абстрактно-обязательный и формалистический характер данного предписания.

Соблюдение требований “категорического императива” возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу “практического разума”. “Практическим разумом” охватывались как область этики, так и сфера права.

Кант осознавал, как важна проблема правопонимания. насколько необходимо верноее поставить, должным образом сформулировать.

Атрибут свободы имманентен человеческой личности: дар определять самимсебе цель и вариантысообразного с намеченной целью поведения является врожденным. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы Кантназывает правом.

Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве — организации совокупного множества лиц, связанных правовыми законами. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только суверенной “коллективной воле народа”), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Он полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах, методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления. Хотя Кант и выдвинул положение о суверенитете народа, он опасался того, как бы из этого положения не были сделаны радикальные практические выводы. Посему накладывается вето на право народа обсуждать вопрос о происхождении власти. Закон, который столь священен, что было бы преступлением подвергать его сомнению. “Всякая власть происходит от Бога”. “Существующей законодательной власти следует повиноваться, каково бы ни было ее происхождение”. Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.

Общетеоретические взгляды Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Фихте— убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности. По Фихте, право выводится из “чистых форм разума”. Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающийиз взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. Благодаря договору устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Фихте, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764—1844) — профессор Геттингенского университета, автор “Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности — частного права”. Виднейшим представителем этой школы былК. Савиньи (1779—1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, в брошюре “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” и в 6-томном сочинении “Система современного римского права”. Завершает эту группу представителей исторической школы праваГ. Пухта (1798—1846), основные произведения которого — “Обычное право” и Курс институций”.

Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы “требованиям разума”, “природе человека”, а фактически — назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу.

Право (и частное и публичное) своим происхождением обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но “сделать” его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр “национального духа”, глубин “народного сознания” и т. п.

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем — общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.

Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественноисторически под влиянием происходящих в народном “духе” необъяснимых превращений (К. Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать “общее убеждение нации”, при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение (Г. Пухта).

Консервативная по своим практически-политическим выводам историческая школа права пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными гипотезами и ценными наблюдениями методологического порядка.

Георг ВильгельмФридрих Гегель (1770—1831) обстоятельно освещает во многих произведениях (“Конституция Германии”, “О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве”, “Феноменология духа”, “Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг”. “Философия духа”, “Философия права”, “Философия истории”, “Английский билль о реформе 1831 г.” и др.) проблемы государства и права.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигать государство и право как продукты разумной деятельности человека.

За всеми преходящими и случайными общественными отношениями Гегель предлагал обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. “Познание того, какими предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи”. Гегелевское решение проблемы сущего и долного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма. Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы – противопоставления естественного права положительному. В трактовке Гегеля естественное право есть не совокупность предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. Естественное право относится к положительному, правовая теория относится к действующему праву. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности согласована с необходимостью.

Идея права, по Гегелю, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право (имеет формальный характер, предписания формулируются в виде запретов), мораль (более высокая ступень, абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием; моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам) и нравственность (в ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали). К числу объединений, формирующих нравственное сознание философ относил семью, гражданское общество и государство. Государство и гражданское общество рассматриваются как несовпадающие сферы жизни.

Под гражданскм обществом понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, которая включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности. Объединение индивидов, которые через правовое устройство обеспечивает безопасность лиц и собственности; возникает позднее, чем государство. Государство – такое нравственное целое, с помощью которого снимаются все противоречия запутанного гражданского состояния в правовом гражданском обществе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические и правовые учения в США в XVIII-XIX вв | Политические и правовые учения в Западной Европе в XIXв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.