Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение социализма как воспроизведение одного из предельных состояний российской культуры

Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – в первой половине ХХ в.

Тема 14

2 часа

План

1. Реформаторы и радикалы

2. Либералы и Б.Н.Чичерин

3. Консервативная идеология в России

4. Политико-правовые идеи начала ХХ века.

5. Правоведы русского зарубежья

С культурологической точки зрения во второй полови­не XIX века в России были сформулированы три основных конкурирующих культурных сценария, претендовавших на роль нового корпуса культурных идей. Это сценарий со­здания (желательно эволюционным путем) капиталисти­ческого общества по западному образцу (парламентаризм, разделение властей, развитие рынка и экономических от­ношений, приоритет права, демократические свободы и пр.), сценарий собственного уникального пути развития России, основанный на ее исторических традициях и куль­турных реалиях, и сценарий создания социалистического общества (в социал-демократическом варианте или марк­систском). Если в первом сценарии конечной целью явля­ется построение капиталистического общества, в третьем -социалистического, то во втором - общества, которое должно было на сознательной основе впитать в себя все лучшее из российской и мировой культуры.

«Правильное и успешное движение разумного общест­ва, - писал еще в 1848 году в "Письмах об Англии" А. Хо­мяков, - состоит из двух разнородных, но стройных и со­гласных сил. Одна из них основная, коренная, принадле­жащая всему составу, всей прошлой истории общества, есть сила жизни, самобытно развивающаяся из своих орга-

6 Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. С. 22.

цических основ (сегодня мы бы сказали, что это жизнь культуры, действие традиций. - В. Р.); другая, разумная си­ла личностей, основанная на силе общественной, живая только ее жизнью, есть сила никогда ничего не созидающая и не стремящаяся ничего создать, но постоянно присущая труду общего развития, не позволяющая ему перейти в слепоту мертвенного инстинкта или вдаваться в безрас­судную односторонность (то есть это работа самого обще­ства по осознанию и управлению происходящим. - В. Р.). Обе силы необходимы, но вторая, сознательная и рассу­дочная, должна быть связана живою и любящею верою с первой силой жизни и творчества»287.

Близкие мысли мы встречаем и у К. Д. Кавелина, пред­ставителя так называемой «государственной школы», сформировавшейся в конце 40-годов XIX века. Он «пола­гал, что представительное правление получало смысл толь­ко в том случае, если его установлению предшествовало приготовление общества к политической жизни, чего, по его мнению, в России не было»288. Возможно, если бы со­бытия пошли по сценарию Хомякова и Кавелина, россий­ская новейшая история не претерпела бы столько трагиче­ских коллизий. Но, как известно, в начале XX столетия массы, значительную часть которых составляли социаль­ные маргиналы, высказались за социализм и революцию, и вот почему.

Во-первых, начиная с середины XIX века в среде раз­ночинцев и позднее сочувствующей им интеллигенции вы­кристаллизовываются установки на борьбу с самодержа­вием, уничтожение всего несправедливого и, напротив, со­здания, пусть даже силой, справедливого общества (что вполне отвечало российской традиции решения социаль­ных проблем и конфликтов). «Насилие получало в русской

ж Хомяков А. Поли. собр. соч., 4-е изд. Т. 1. - М., 1911. С. 127.

Пивоваров Ю. С. Русская политическая и правовая мысль XIX - на­чала XX вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. -М., 1987. С. 106. "

культуре - и "справа" и "слева", и "сверху и 'снизу -культурное оправдание и метафизический смысл как неиз­бежное и необходимое средство наведения общественного "порядка" того или иного рода, как средство сознательного "исправления" действительности человеком в соответст­вии с определенными гражданскими или философско-ре-лигиозными, политическими и нравственными идеалами социального строя... Особенно красноречивы здесь интим­нейшие признания Белинского Боткину: "Во мне разви­лась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к сво­боде и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести... Безумная жажда любви все более и более по­жирает мои внутренности, тоска тяжелее и упорнее... Я на­чинаю любить человечество маратовски; чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я кажется, огнем и мечом истребил бы остальную"»289. Здесь проглядывают как ха­рактерная для русской культуры установка на эзотеризм (аскетически монашеского и активистского типа), так и маргинальное духовное мироощущение, отчасти про­явившееся позднее в идеологии космизма.

Во-вторых, социализм вполне отвечал патриархаль­ным, православно-отеческим традициям российской культуры. «В идее социализм предполагает построение общества по типу большой семьи, где большая часть насе­ления находится на положении детей или младших чле­нов семьи: они делают то, что им велят, - их за это хвалят или ругают в зависимости от того, насколько хорошо по­рученное дело, а то, в чем они нуждаются, они получают независимо от характера этого дела и его выполнения -главные потребности их всегда должны быть удовлетво­рены, как и чем - это уже забота взрослых»290. С точки зрения Герцена, задача эпохи состояла в том, чтобы раз­вить элемент общинного самоуправления до полной сво-

28э Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 466-467. 290 Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. С. 66.

боды личности, минуя все промежуточные формы, кото­рые прошел Запад.

В-третьих, в ходе революции и гражданской войны бы­ли физически уничтожены, вытеснены или запуганы те слои населения, которые ориентировались на два другие несоциалистические сценария.

Самое интересное, какой тип культуры получился при построении социализма в России. Культурные сценарии практически на всех этапах построения российского соци­ализма включали в себя: идею борьбы (сначала с буржуа­зией и кулаками, затем с правым и левым уклоном, потом с врагами народа, наконец, с мировым империализмом во главе с США); культ личности главы государства и его ближайших помощников (вождя всех пролетариев В. И. Ленина; верного ленинца, вождя, мудрого руководи­теля и отца народов И. В. Сталина; членов Политбюро ЦК КПСС); представление о том, что возглавляемая Стали­ным коммунистическая партия выражает чаяния всего со­ветского народа, ведет его от победы к победе, непрестанно заботится о каждом человеке; собственно социалистичес­кие и коммунистические идеи (построения социалистиче­ского и коммунистического общества, всеобщее равенство, отказ от частной собственности, идеи справедливого рас­пределения и планирования и т. п.); убеждение, что имен­но в России построено самое справедливое и демократиче­ское общество, и другие.

Эти сценарии поддерживались и обеспечивались соот­ветствующими социальными институтами: идеологией, мощным репрессивным аппаратом подавления инакомыс­лящих, административно-командной системой управле­ния, огромной армией, идеологизированным образовани­ем, хозяйством, главными механизмами которого являлись планирование и распределение. Крестьяне, по сути, снова были прикреплены к земле (колхозам и совхозам), заклю­ченные и частично армия широко использовались в каче­стве рабской силы.

янно впадала в вопиющий антирационализм, приведший в конечном счете к подрыву ее собственных рациональных

и под

основании».

С точки же зрения автора, советская система развали­лась, поскольку лежащая в ее основе культура закончила свое существование. Перестал работать определяющий ее базисный культурный сценарий (его подточили отказ от репрессий, условные интерпретации, несоответствие ре­альной практике жизни и многое другое), стало развали­ваться хозяйство и экономика, изменились взгляды на жизнь сообщества, управляющего страной, и ряда других сообществ (служащих, интеллигенции). Но гибель одной культуры не означает конец социальной жизни вообще. Уже в лоне старой социалистической культуры складыва­лись «очаги» новой: формулировались новые социальные идеи, складывались ориентация на Запад, хозрасчет, хо­зяйственный андеграунд, группы культурного роста (писа­тели, диссиденты, политики типа Горбачева, философы, методологи), формировался новый человек. На основе этих очагов и начинает формироваться новая российская культура (новые базисные сценарии, на первых порах кон­курирующие между собой, новые социальные институты, новые сообщества, хозяйство, экономика, образование). Поскольку новая российская культура складывается на «материале» старой, социалистической, многие социаль­ные структуры социалистического общества переходят в формирующуюся российскую культуру. Возникает столь знакомый нам по жизни феномен социальной двойствен­ности, когда новые социальные отношения и реалии сосу­ществуют и взаимодействуют со старыми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование в «теле российской культуры» элементов капитализма | Тема 15. Политико-правовая идеология большевизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.