Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения

Раннее средневековье. Апологетика (Тертуллиан). Патристика (Аврелий Августин, Боэций).

Философия средних веков.

Лекция №2

2. Схоластика: пердсхоластика, ранняя схоластика (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр), зрелая схоластика (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот), поздняя схоластика (Оккам).

 

1.Раннее средневековье. Апологетика. Патристика. Схоластика.

Христианство, распространяясь в пределах Римской империи, перерабатывало античную философию. Осмысление христианства, текстов Ветхого и Нового заветов, позволило заложить основы средневековой философии, которая, не смотря на большое количество направлений и борьбу идей, сформировалось в целостную систему к концу XIV в..

Средневековую философию условно можно разделить на три периоды: 1) апологетика (II – V вв.); 2) патристика (III-VIII вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

Термин «апологетика» происходит от греческого «апология» т.е. заступничество, оправдание. Апологетикой называют течение в христианской философии, которое выступало в защиты христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики II – V вв., особенно в период массовых гонений на христиан. В период II – III вв. образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и те приемы и убеждения, которые выработала античная философия. Применялись аллегория и логические доказательства. Работы писались многими известными мыслителями, наиболее выдающиеся труды были апологии Юстина, Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий. Философские идеи можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Главной проблемой является проблема соотношения разума и веры, языческой философии и христианского вероучения.

Наибольший интерес в истории философии вызывает Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220 гг.), который является автором парадокса «Верю, потому что нелепо». Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», и т.д.) не представляли собой целостной системы. Он подготовил идею о триединстве Бога, о различии римской и греческой христианской церкви, стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума. По его мнению, разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принять разум. То, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера. Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что и приводит его к первородному греху. Но это дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл там, где есть свобода.

Патристика – это религиозно-философское учение философов и богословов раннего периода христианства и прежде всего так называемых отцов церкви (богословов, учение которых оказалось доминирующим в формировании христианской ортодоксальной теологии). В период патристики происходило формирование догматов христианского вероучения. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II – III вв.) и зрелую (III – VIII вв.); а так же на восточную, греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); и западную, латинскую (Августин, Боэций и др.).

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, интересовавшие патристиков были:

· Троичность бога и соотношение между божественными ипостасями;

· Природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

· Соотношение свободы и благодати;

· Отношение веры и разума.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских.

Представителем латинской (западной) патристики был выдающийся богослов Аврелий Августин (354 – 430 гг.) («Исповедь», «О граде Божьем» и т.д.). Систематизированное философское учение Августина представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии.

Объясняя мироустройство, Августин придерживался мнения, что все произошло от Бога и в силу этого все существующее в мире является благим. Зло – недостаток, повреждение. Идеи Бога вечны. Сущность человека – вечно стремиться к ним. Зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, человек совершает зло, так как зло – отсутствие добра. Зло – относительно, добро – абсолютно.

Бог создал мир из ничего (небытия) и существование мира постоянно поддерживается Богом. Мир ограничен в пространстве и времени, которые были созданы Богом вместе с миром. Мир имеет строгую иерархическую структуру. Душа человека нематериальна, бессмертна, наделена мыслью и памятью (т.е. разумна). Вера предшествует рациональному постижению («Верю, чтобы понимать»).

Видным представителем периода патристики был Боэций (480 – 524 гг.). Пытался решить проблему универсалий. Ему принадлежит классификация семи свободных искусств, которые делятся на 2 блока: 1) грамматика, риторика, диалектика – набор гуманитарных дисциплин (трехпутье (trivium)); 2) арифметика, геометрия, астрономия, музыка – 4 знания о природе (quadrivium). Перевел основные произведения Аристотеля. Основной философской работой стала работа «Утешение философией».

Проблема универсалий.

Одной из важнейших проблем средневековой философии была проблема универсалий. Универсалии – это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Учение об универсалиях сформировалось на основе учения Платона об идеях. Проблема универсалий заключалась в решении вопроса о возможности самостоятельного существования универсалий. В результате решения проблемы сложилось две позиции: реализм и номинализм.

Реалисты – философы, которые считали универсалии существующими реально, вне конкретных вещей.

Номиналисты – философы, которые считали, что вне конкретных вещей универсалии существуют только в словах, которыми называются вещи определенного вида.

2. Схоластика: пердсхоластика, ранняя схоластика (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр), зрелая схоластика (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот), поздняя схоластика (Оккам).

 

Схоластическому периоду средневековой философии предшествовал переходный период VI – Х вв. (предсхоластика). Знание, получаемое через откровение, в этот период времени, предпочиталось рационально постигаемому знанию. Его легче было донести до обычных прихожан.

Период ранней схоластики (IХ –ХII вв.) дал толчок для развития европейской культуры и философии.

Собственно схоластика начинается в ХI в.. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, о начале сущего бога и доказать его существование с помощь логических приемов.

Период, связанный со схоластическим методом исследования выделяют два: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (зрелая, высокая схоластика) (XIII-XIV вв.). Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр и др. Представителями позднесхоластического периода - Фома Аквинский, Уильям Оккам, творец экспериментальной философии Роджер Бэкон и др.

Иоанн Скот Эриугена (810 – 877 гг.) Основные произведения: «О божественном предопределении», «О разделении природы», и т.д. В произведениях поднимался вопрос о соотношении разума и авторитета. Под разумом понимается разум Бога, а авторитет представляет собой божественную истину. Разум является первичным.

Рассматривая проблему универсалий, Эриугена придерживался позиции реализма. Считал, что понятия большей (роды) и меньшей (виды) степени общности существуют реально. При этом род содержится в своих видах. Они предшествуют конкретным вещам. Бог не имеет ипостасей, это единая, неделимая природа. Бог создал все, следовательно он есть во сем, как сущность всех вещей.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.) Является автором лозунга: «Верю, чтобы понимать». Рассматривает проблему универсалий и стоял на позициях крайнего реализма, т.е. универсалии самостоятельно существуют вне конкретных вещей и до них – в уме Бога. Все сотворено Богом в соответствии с идеями, имеющимися в его уме. Доказывает существование Бога («Монолог») опираясь на идею об иерархической структуре бытия: мы судим о степени красоты вещей и моральном превосходстве на основании идеи об абсолютном совершенстве. Человек обладает разумом и верой. Высшая истина в откровении и дается через веру. Разум нужен для того, чтобы глубже понимать истины веры.

Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.) Сфера интересов: вера в единого Бога как источника совершенного знания. Решая проблему универсалий, стоял на позициях концептуализма, т.е. реально существуют только конкретные единичные вещи, а не универсалии. Но универсалии существуют как понятия в уме человека, которые возникают на основе чувственного восприятия единичных вещей при помощи ума. Следовательно, человеческий ум способен схватить форму вещей. В чистом виде эти формы и идеи существуют лишь в божественном уме.

Рассматривая проблему познания, Абеляр считал, что исходным пунктом процесса познания является сомнение, и путь познания следует путем разума от сомнения к истине. Подобное возможно при правильном применении диалектики (логики). Т.о., разум является основой веры («понимаю, чтобы верить»). Деятельность разума служит более глубокому пониманию истин веры.

Фома Аквинский (1221 – 1274 гг.) яркий представитель зрелой схоластики. Его учение получило название томизм. Крупнейший систематизатор ортодоксальной схоластики. Основные труды: «Сумма против язычников», «Сумма теологии» и т.д. К этому времени произошло окончательное размежевание философии и теологии. Принципы философии и теологии не зависят друг от друга. Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, друг друга дополняют. Не все божественные истины познаются разумом, тогда знание получается только верой. Другие истины доступны разуму, но разум может ошибаться. Для убеждения сомневающихся в вере нужно прибегнуть к философии. Выдвинул пять доказательств бытия Бога:

1. Доказательство в существовании движения;

2. Доказательство через существование причинно-следственной связи;

3. Доказательство через понимания возможности и необходимости;

4. Доказательство по степени совершенства, истинности и благородства разных вещей;

5. Доказательство из «распорядка природы».

Решал проблему универсалий исходя из позиций умеренного реализма, принимая троякое существование универсалий:

1) до конкретных вещей – в уме Бога;

2) в конкретных вещах;

3) после конкретных вещей – в уме человека.

Решал этическую проблему добра и зла. Бытие создано Богом и является благом; зло – ущербно и выступает как свойство поведения человека, т.к. человек награжден свободной волей. В человеке интеллект преобладает над волей. Все, что соответствует разуму – добро, что противоречит – зло.

Иоанн Дунс Скот (1265/66 – 1308 гг.) Рассматривал проблему соотношения разума и веры. Анализировал соотношение философии и теологии. Философия и теология разные области, имеющие каждая свою область исследования и методологию. Можно говорить о двойственности истины, т.к. теология распространяется, прежде всего, на мораль и практична, а философия – теоретична. Следовательно, истина теологии и истина философии не совпадают. Религиозные догматы в принципе недоказуемы с помощью разума. Решая проблему универсалий, придерживался позиции номинализма. Возникновение мироздания это переход от общего к индивидуальному, от неопределенного к определенному, от несовершенного к совершенному.

Роджер Бэкон (1214 – 1292 гг.) Рассматривал проблему соотношения знания и веры. Наука и религия друг другу не противоречат. Главная задача философии является возможное обоснование веры.

Анализируя проблему познания, Р. Бэкон выделяет причины невежества, мешающие достижению истины: 1) доверие к сомнительному авторитету; 2) долговременная привычка к известным мнениям; 3) вульгарные глупости толпы; 4) невежество ученых, скрываемое под маской всезнайства.

Выделял три источника познания: авторитет, аргументация (логический вывод), эксперимент (основывается на опыте). Без доказательства недостаточен авторитет. Аргументация, не опирающаяся на опыт недостаточна. Выше знаний стоит опыт. Опыт бывает внутренний и внешний. Внутренний – получаемый через Божественной откровение, дает знание о сверхприродном. Внешний, получаемый через органы чувств, дает знания о природных истинах (на данном виде опыта основываются науки).

Уильям Оккам (1288 – 1349 гг.) разделял философию и теологию. Истины религии недоказуемы рационально, следовательно теология не наука, а комплекс положений, связанных с верой. Разум и вера не пересекаются. Рассматривая проблему универсалий, утверждал, что они не существуют как самостоятельные сущности даже в Боге. Универсалии не необходимы для объяснения бытия, следовательно, их нужно исключить из нашей картины мира. Создает особый метод, получивший название «бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости». То есть, необходимо упростить ситуацию, свести сложные вопросы к простым. Подобное заостряло проблему двойственной истины. Это дает возможность существования естественного знания вне теологии. Оккам намечает тенденцию объективизации знания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Античная (Греко-римская) философия | Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается с середины XIVв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.