Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для отграничения отношений в области пенсий и пособий существует четко обозначенная область действия правовых норм

Существование этих отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии. По отношению к способам предоставления гражданам источников жизнеобеспечения они являются формами обеспечения. Применительно к социальному обеспечению, понимаемому в собирательном смысле, такие денежные выплаты выступают его видами и в этом своём значении являются объектами существующих правовых отношений.

Отношения по обеспечению пенсиями и пособиями тесно соприкасаются друг с другом, что проявляется, в частности, в общности предмета и метода правового регулирования, субъектного состава, сфере действия по кругу лиц и ряде других признаков.

Каждый вид социального обеспечения как понятийная категория имеет общие признаки, позволяющие отличить его от иных денежных выплат. Одновременно, в зависимости от той социальной роли и целевого назначения, которые они выполняют в сфере распределения общественных фондов потребления, конкретным видам социального обеспечения присущи специфические свойства.

Отграничения пенсий и пособий следует проводить по различным юридическим признакам, среди которых наибольшее значение имеют: целевое назначение, источник финансирования, круг лиц, имеющих право на тот или иной вид обеспечения, объект, субъект права, правоотношения и ряд других.

Некоторые из названных особенностей этих смежных правовых отношений могут совпадать, но в совокупности эти признаки отличают один вид от другого.

Для верного раскрытия социально-правовой природы, отграничения их от иных денежных выплат, не относящихся к социальному обеспечению, Р.И. Иванова и А.Д. Зайкин сформулировали общее определение социально-обеспечительных (по их терминологии социально алиментарных) выплат как родового объекта материальных правоотношений права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, социально-обеспечительная выплата – «это денежное содержание, предоставляемое без применения договорных начал в обязательном порядке государством или по его поручению государственными и общественными организациями и органами из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, но, как правило, в связи с общественно полезной деятельностью, как постоянный источник жизнеобеспечения или как помощь, заменяющая оплату по труду либо её дополняющая, в старости, при постоянной, временной утрате к трудоспособности, потере кормильца, деторождении и других случаях, установленных в законе, в твердых размерах или соизмеримых в размерах с оплатой по труду»[70].

Не останавливаясь на достоинствах и недостатках этой формулировки, мы считаем, что она содержит коренные отличия от заработной платы и других выплат.

Правовое положение граждан находит специфическое выражение в содержании видовой и подвидовой правоспособности. К основным участникам правоотношений относятся: лица, достигшие (общего, льготного) пенсионного возраста; имеющие выслугу лет; являющиеся иждивенцами, потерявшие кормильца; беременные женщины и женщины, ухаживающие за детьми до достижения ими возраста, определенного законодательством; несовершеннолетние; инвалиды; временно нетрудоспособные. Такие разные субъекты не могут обладать единой, возникающей в одно и то же время правоспособностью. Возникновение субъективного права на тот или иной вид социального обеспечения связано с существенными жизненными фактами, вид и количественная характеристика которых различны.

Правомочным субъектом в пенсионных правоотношениях являются граждане, признанные нетрудоспособными. Нетрудоспособность здесь связывается не только с состоянием здоровья, сколько с такой социальной характеристикой, как освобождение в силу определенных причин от трудовой деятельности. Эти причины могут быть вызваны определенным возрастом, признанием нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность) либо с выполнением иных, кроме работы, социальных функций.

Объектом материальных правоотношений являются денежные выплаты, на которые направлены действия субъектов (пенсии, пособия и др.).

Появление правоотношений вызвано действиями обязанного субъекта. Как правильно отмечает В.С. Андреев, «лишь в результате действий обязанного лица выделяется и передаётся в собственность гражданина пенсия как объект возникшего ранее правоотношения»

Право-требование гражданина получить пенсию или пособие является основным правомочием в правоотношениях по поводу обеспечения пособиями и пенсиями. Ему соответствует обязанность органа, осуществляющего социальное обеспечение, выплатить пенсию, пособия. Помимо них стороны связаны также и другими взаимными правами и обязанностями, которые отличаются друг от друга в зависимости от вида обеспечения.

Так, если одновременно имеются условия назначения различных видов государственных пенсий, то по выбору гражданина назначается одна. По желанию пенсионера выбирается время обращения за пенсией, её перерасчетом при неполном стаже работы, при изменении средней заработной платы, увеличении минимальной заработной платы и т.д. Все эти и другие права соответствуют обязанностям органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, которые вправе требовать от пенсионера предоставление всех сведений, от которых зависит объем реализации основного правомочия. Пенсионер обязан извещать отдел социальной защиты о поступлении на работу, на полное государственное обеспечение, об изменениях в составе семьи, в установленный срок являться в МРЭК на переосвидетельствование.

Субъектами социально обеспечительных отношений по социальному обслуживанию являются лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.).

Социально обеспечительные отношения по государственной адресной социальной помощи включают многие виды отношений (социальная помощь ветеранам, инвалидам и т.п.).

В этих видах обеспечения субъектом права выступают граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Субъектами правоотношений являются конкретные физические лица. Их состав определен социально-целевым назначением вида обеспечения (пенсия, пособия по временной нетрудоспособности, пособия гражданам, воспитывающим детей, социальная помощь, социальное обслуживание).

Глава 5. Основные этапы развития законодательства по социальному обеспечению

Существующая в настоящее время система норм, регулирующая отношения по социальному обеспечению, сложилась в результате более чем столетнего развития законодательства. Выделить правовые нормы материального обеспечения нетрудоспособных на различных этапах развития человеческого общества, их сущность и основания возникновения, социально-экономическое содержание, общее и особенное позволяет исторический метод исследования. Как отмечает С.С. Алексеев, «метод играет ключевую роль – роль компаса, которая дает возможность ориентироваться в фактах действительности, определить стратегию исследования»[71]. «Исторический метод является ключом к объяснению тех изменений, которые претерпевает правовая форма, сохраняя свою … определенность в пределах данного исторического типа»[72].

На протяжении длительного исторического развития в центре законодательного рассмотрения находились следующие основные моменты: круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; перечень жизненных обстоятельств, признаваемых социальными и профессиональными рисками; социально-правовые основы обеспечения и характер создания фондов; способы распределения средств социального обеспечения и уровень обеспечения.

Истоки социального обеспечения нетрудоспособных обнаруживаются в самые отдаленные периоды истории человечества.

При первобытном строе существовало объективное основание для коллективной обязанности распределять продукты питания и обеспечивать кров нетрудоспособным. Такими основаниями являлись болезнь члена рода, племени, старость, а также беременность женщины. Как считает Р.И. Иванова, общинное содержание по своей сущности было первым типом социального обеспечения[73].

Анализ законов Ману, Законов 12 таблиц, Статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг., привилеев, Судебника 1589 года и Соборного Уложения России 1649 г. свидетельствует, что при рабовладельческом и феодальном строе социальное обеспечение нетрудоспособных было гратисарным.

Развитие ремесленного производства при феодализме привело к появлению цехового страхования, которое явилось прообразом социального страхования. Первые упоминания об организации цехов в Минске относится к 1552 году, а уже к 1647 г. в городе существовало пять цехов. На протяжении первой половины XVІ века концентрация ремесел, численность ремесленников настолько возросла, что стало возможной дальнейшая организация цехов во многих городах Великого Княжества Литовского. Цеховое страхование распространилось на членов цеха и регулировалось его уставами. Страховыми случаями, как правило, являлись старость, инвалидность, болезнь, производственное увечье, смерть. По своей сущности цеховое страхование было формой взаимного обеспечения. Оно не только при постоянной, но и при временной нетрудоспособности носило характер облагодетельствованности или самопомощи, подобная деятельность не являлась обязанностью государства. Кроме того, обеспечение охватывало лишь незначительную часть населения, нуждающегося в нем.

Социальное обеспечение нетрудоспособных стало социальной необходимостью при капиталистическом способе производства, где наемный труд становится правилом и основной формой производства. «Рабочий, нанимающийся время от времени, превратился в пожизненного наемного рабочего… Произошел полный разрыв между средствами производства, сконцентрированными в руках капиталиста, с одной стороны, и производителем, лишенным всего, кроме своей рабочей силы, с другой стороны»[74]. Эта зависимость рабочего от капитала приобретает характер абсолютной.

Периодизация этапов развития капиталистического социального обеспечения содержится в работах Р.И. Ивановой, В.В. Рогожина, Р.Н. Цивилева, Л.И. Соловьевой. Наиболее логичной нам представляется периодизация Р.и. Ивановой. Этапы, выделенные ею, достаточно четко прослеживаются в институтах обеспечения пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности и т.п.

Анализ законодательства позволяет выделить три основных этапа в развитии и становлении социального обеспечения: первый этап – невмешательство государства в регулирование отношений по социальному обеспечению нетрудоспособных (до начала XX века и принятия первых законов о социальном страховании); второй – ограниченное правовое регулирование (с принятием первых законов о социальном страховании), третье – активное государственное регулирование. Если большинство исследователей началом последнего этапа в Германии считают 60-е гг. 20 века, в Великобритании – конец 40-х годов., то в России активное регулирование следует считать 1917 г., а в Белоруссии – 1919 г., с образованием БССР.

На первом этапе основными социально-правовыми формами материального обеспечения были: частная благотворительность, государственное или общественное призрение, сбор милостыни, материальная помощь предпринимателей, личное обеспечение и рабочая взаимопомощь (страховые кассы, товарищества самопомощи и взаимопомощи – кассы на случай болезни), содержание как привилегия государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне; опека и попечительство; гражданское и правовое обеспечение в рамках семейных отношений. Распределительные отношения в рамках этих форм не были структурно обособлены от отношений собственности.

Второй этап – ограниченное правовое регулирование, как считают большинство исследователей, начался с принятием первых законов о социальном страховании.

Огромные размеры производственного травматизма и производственных заболеваний вызвали необходимость принятия законов о вознаграждении рабочих и их семей за увечье на производстве.

Статья 684 Свода законов Российской Империи 1832 г. предусматривала взыскания с предпринимателей ущерба в связи с увечьем на производстве. На территории Беларуси, после отмены 1840 г. Статута Великого Княжества Литовского, Свод законов был основным нормативным актом. Созданные в соответствии с Законом от 8 марта 1861 г. кассы взаимопомощи на казенных заводах, больничные кассы горных заводов Царства Польского, кассы взаимопомощи некоторых категорий фабрично-заводских рабочих охватывали незначительную часть рабочих и существовали в основном за счет их взносов. Закон «О вознаграждении рабочих, пострадавших в результате несчастных случаев» от 2 июня 1903 г. вводил особую ответственность отдельных нанимателей за увечья рабочих на производстве. В целом она была построена на гражданско-правовых началах, а не на страховых. Профессиональные или общие заболевания, а также увечья не на производстве не учитывались. Рабочему возмещалась лишь небольшая часть заработка, которая называлась пенсией.

В Германии Закон «Об ответственности предпринимателей», регулирующий предоставление вознаграждения рабочим за увечье на производстве, был принят 7 июля 1871 г.; затем Закон «Об обязательном государственном страховании на случай болезни» от 15 июня 1883 г. и Закон «О страховании несчастных случаев на производстве» от 6 июля 1881 г. В Англии – соответственно 1880, 1897 гг., в России и Беларуси от 23 июня 1912 г. С принятием законов о социальном страховании была заложена основа будущей системы страхования в Германии, Англии, Франции, Италии, России, Беларуси.

Законы от 23 июня 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» и «Об обеспечении рабочих на случай болезни», действующий на территории Беларуси, предусматривали обеспечение рабочих, состоящих членами больничных касс, в виде вознаграждения по болезни, увечью, а работниц – по родам. Размеры выплат были незначительными. Средства, в основном, слагались из взносов участников больничных касс. Так, Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев» во многом строился на гражданско-правовых принципах выплат за имущественный ущерб, вызванный снижением или утратой трудоспособности. Однако в нем речь шла уже о страховании, а не об индивидуальной ответственности нанимателя за причиненный ущерб. Выплаты происходили, начиная с 14 недель после несчастного случая. А до этого времени потерпевшему некоторые суммы выдавали больничные кассы, средств, которых в основном складывались из взносов рабочих. Страховые товарищества осуществляли выплаты за увечье, полученное рабочим в случае его грубой неосторожности.

В данном Законе ограниченным было толкование «несчастные случаи», отсутствовали компенсации при профессиональном или общем заболевании, размеры выплат были незначительными – не более 2/3 годового содержания, зависели от степени утраты трудоспособности; периодические выплаты заменялись единовременными; страховое товарищество в некоторых обстоятельствах имело право лишать рабочих выплат. В целом периодические выплаты в связи с увечьем В.С. Андреев рассматривает как пенсии. Следует отметить, что многие нормы этого Закона были заимствованы из Закона от 6 июня 1881 г. «О страховании от несчастных случаев на производстве», принятого в Германии. Кроме того, данный Закон имел ограниченную сферу действия (только на территории европейской части России, Кавказа и предприятия с числом рабочих не менее 20-30 человек).

В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами, которые выплачивались из кассы за счет взносов. Рабочие, не состоящие в этих кассах, получали пособия только по увечью.

Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1923 г. устанавливал право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение на протяжении не более 4 месяцев, включающие содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей. Доплата производилась из больничных касс за счет взносов.

В целом, согласно этим законам, расходы предпринимателей рассматривались как издержки производства и перекладывались на потребителя.

Итак, с принятием первых законов были закреплены такие страховые риски, как болезнь, трудовое увечье, смерть, родовспоможение, врачебная помощь, а также источники финансирования (страховые взносы трудящихся, нанимателей, дотации государства) и круг лиц, подлежащих обеспечению (наёмные работники). Однако ответственность была построена на гражданско-правовых началах. По сравнению с ранее существовавшими формами обеспечения это были существенные улучшения правового регулирования. Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной защиты наемных работников от профессиональных и социальных рисков. Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.

Дальнейшее развитие законодательства, сохраняя основные положения социального страхования, закреплённые в первых законах, происходило по трем направлениям: расширение круга застрахованных лиц за счет распространения на членов семей рабочих, работников коммерческих и управленческих предприятий, мелких предпринимателей и др.; включение государства в качестве третьего участника в создании финансовой основы этой формы обеспечения; признание новых страховых рисков. Шестая (Пражская) конференция РСДРП рассмотрела страховую рабочую программу, которая в дальнейшем оказала большое влияние на развитие законодательства о социальном обеспечении. В ней предлагалась организационно-правовая форма – государственное страхование, гарантирующее право наемным рабочим на социальное обеспечение. Согласно этой программе, государственное страхование должно строиться по таким основаниям, как: обеспечение рабочих при потере трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, старость, беременность и роды и т. д.); круг лиц – наемные рабочие и их семьи; возмещение полного заработка, причем все расходы должны ложиться на предпринимателя и государство.

В отличие от Германии и Великобритании в России и на территории Беларуси третий период, т. е. этап активного управления социальным обеспечением, начался раньше – после Октябрьской революции. Об этом свидетельствуют принятые нормативно-правовые акты. Так, Декрет «О страховании на случай болезни» был принят 22 декабря 1917 г., Положение о социальном обеспечении трудящихся – 31 октября 1918 г. Нормы этих актов распространялись на лиц, существующих за счёт собственного труда. В них предусматривались следующие виды обеспечения и услуги: пенсии по инвалидности, пособия по безработице, временной нетрудоспособности, пособия на рождение ребенка, погребение, медицинская помощь, протезирование и ряд других. Декретом СНК от 7 августа 1918 г. было введено пенсионное обеспечение солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а членов их семей – по случаю потери кормильца[75].

В период создания государственной системы социального страхования социализма в основу определения круга лиц было взято следующее положение: «Труд объективируется, отделяется от личности и изучается, главным образом, как элемент производства и как предмет оборота»[76]. Однако уже в то время известный теоретик трудового права К.М. Варшавский считал, что социальное страхование предназначено «не для защиты определенного экономического отношения, существующего абстрактно, вне определенных личностей нанимателя и нанимающегося, а для защиты одного из субъектов этого отношения – нанимающегося»[77]. Пролетариат был классом, для которого продажа рабочей силы служила основным и во многих случаях единственным из возможных средств существования. Поэтому он в первую очередь нуждался в социальном страховании от риска, влекущего утрату заработка, и как следствие этого, социальную необходимость при нетрудоспособности. Признавая необходимость защиты пролетариата, нельзя было ограничиваться только им и не распространять социальное страхование на другие группы населения. Л.В. Забелин полагал, что законодательство о социальном обеспечении должно охватывать не только пролетариат, но и все «приближающиеся к нему промежуточные слои «самозанятых» в области производства, торговли, транспорта и т. д., за счет которых все более пополняются ряды пролетариата и уровень жизни которых стоит весьма близко к уровню жизни последнего»[78]. Помимо названных критериев необходимым условием для включения в категорию застрахованных являлось отсутствие эксплуатации чужого труда. Еще более широко определял круг застрахованных Вигдорчик Н.А., полагая, что социальное страхование нельзя рассматривать в качестве привилегии пролетариата, потому что по своей природе оно «стремится обеспечить всех, кто в данный момент социальной нужды собственными силами не может удержаться на обычном уровне благосостояния»[79].

Исходя из этого наряду с наемными работниками социальному страхованию подлежали лица вольнонаемного состава предприятий и учреждений военного и морского ведомств; надомники; подростки, проходящие профессиональное обучение на предприятиях промысловой кооперации; нештатные сотрудники газет, журналов и других периодических изданий. Социальное обеспечение крестьян не входило в государственную систему и осуществлялось за счет организации крестьянской взаимопомощи[80].

Совершенствование законодательства в области социального обеспечения продолжалось и в 30-е годы. Наркомат труда СССР от 11 февраля 1930 г. утвердил Правила обеспечения по старости. Согласно п. 8 Правил пенсионный возраст был установлен для мужчин 60 лет, для женщин – 55, а общий стаж работы по найму соответственно 25 и 20 лет. Предусматривались также льготные условия пенсионного обеспечения для работающих на подземных работах и водолазов. Вводятся пенсии за выслугу лет для медицинских, педагогических и научных работников, а также работников воздушного флота[81]. Кроме того, государство ориентировало органы социального страхования на развитие профилактической медицинской и социально-бытовой помощи.

Особые правила действовали в отношении наемных работников крестьянских хозяйств. Законодательство о социальном страховании в полном объеме относилось к крестьянским хозяйствам промышленного типа, приравненным к совхозам. В тех хозяйствах, в которых наемный труд являлся подсобным, батракам в случае болезни или родов выплачивалась заработная плата, предоставлялось «жильё и харчи» в течение месяца после прекращения работы.

Декретом от 9 ноября 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» была установлена выплата застрахованным пособий в размере фактического заработка.

Следует отметить, что социальное страхование в 20-е годы вообще не распространялось или частично охватывало временных и сезонных работников в торфяной, лесной, пищевой, рыбной, спиртовой, соляной и сахарной промышленности, а также на работников транспорта, сельского хозяйства (луговодство, садоводство, огородничество), а с первого октября 1925 г. из круга застрахованных был исключён командный состав Красной Армии.

Происходит дальнейшая дифференциация размеров пособий. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1931 г. «О социальном страховании» предусматривались размеры пособий от половинного до полного заработка в зависимости от членства в профсоюзе, общего и непрерывного трудового стажа. Политика проводилась на оказание большей помощи застрахованным, занятым на производстве.

Основой законодательства по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности рабочих и служащих и приравненных к ним лиц явилось Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 22 января 1955 г. В нем были закреплены основания выплаты пособия (болезнь, увечье, санаторно-курортное лечение, болезнь члена семьи, временный перевод на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием, протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия).

Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях» закрепил новые условия предоставления пенсий. Этот Закон значительно расширил круг лиц, имеющих право на пенсию, и повысил размеры пенсий. Он устранил недостатки в пенсионном обеспечении, имевшие место непосредственно в послевоенные годы.

Закон о государственных пенсиях и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию положили начало новому этапу в развитии социального обеспечения, характеризующему, что ныне действующее законодательство о социальном обеспечении складывается в самостоятельную отрасль права.

В последующие годы принимается ряд актов, расширяющих сферу действия Закона от 14 июля 1956 г. совершенствуется пенсионное обеспечение за выслугу лет, развивается законодательство о пособиях и медицинской помощи, совершенствуется система управления социальным обеспечением.

В последующие годы забота государства о семьях, имеющих детей, выразилась и во введении ряда новых государственных пособий. С 1973 г. для женщин-рабочих, служащих и членов колхозов повышен размер пособий по беременности и родам, введен новый порядок освобождения от работы для ухода за заболевшими малолетними детьми. В 1974 г. установлено новое пособие на детей малообеспеченной семьи.

В Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 г. и постановлении Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. снова были закреплены основания выплаты пособий (профессиональные и социальные риски Положения 1955 г.) и круг лиц (наёмные рабочие и приравненные к ним лица). Но размеры пособий зависели только от непрерывного трудового стажа (кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания), а не от членства в профсоюзе. При непрерывном трудовом стаже 8 и более лет пособие выплачивалось в размере 100 % заработка, от 5 до 8 лет – 80, до 5 лет – 60 % заработка. Размер пособий не мог быть меньше установленной в республике минимальной заработной платы. Если среднемесячный заработок был ниже минимальной заработной платы, пособие назначалось в размере среднемесячного заработка. Пособие не облагалось налогами. Нормы Положения постоянно совершенствовались и действовали до принятия в Республике Беларусь нового Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности от 30 сентября 1997 г.

Особо следует остановиться на нормах законодательства, закрепляющих право на социальное обеспечение лиц, работающих в сельском хозяйстве. Декрет от 14 мая 1921 г. «Об улучшении постановки дел социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев» положил начало деятельности общественной взаимопомощи в деревне на весь период социалистического переустройства сельского хозяйства. В сентябре 1924 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о крестьянских обществах взаимопомощи. Эти объединения состояли при соответствующих местных органах Народного Комиссариата социального обеспечения. По Положению, утвержденному ВЦИК и СНК РСФСР от 13 мая 1931 г., кассы взаимопомощи колхозников и колхозниц создавались для их материального обеспечения при нетрудоспособности. Постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, государственных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» от 1922 г. государство передавало вопросы обеспечения нетрудоспособных крестьян в ведение крестьянской взаимопомощи. В соответствии с Законом от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и инвалидности, а их семьям – пенсии по случаю потери кормильца. В 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования, за счет которого члены колхозов стали получать пособия по временной нетрудоспособности, путевки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования. Только Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964 г. впервые в общегосударственном масштабе закрепил за женщинами-колхозницами право на пособия по беременности и родам. В соответствии с ним Совет Министров СССР принял положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам-членам колхозов. Союзный Совет колхозов совместно с Президиумом ВЦСПС утвердили в 1970 г. Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов, в котором предусматривалось материальное обеспечение по времени нетрудоспособности.

Экономической базе социального страхования этой категории граждан стал союзный централизованный фонд, образованный из отчисляемых колхозами страховых взносов. Впервые за счет фонда по единым правилам и нормам стали обеспечивать почти всех колхозников. Однако механизаторы, специалисты и председатели колхозов, а также лица, работающие в колхозах по трудовым договорам, получали пособия из бюджета государственного социального страхования по нормам и правилам, установленным для рабочих и служащих. При этом на сумму, выплачиваемую этой категории лиц в отличие от рабочих и служащих, не предусматривалось отчисление взносов в бюджет государственного социального страхования. Выплаты женщинам-колхозницам пособий по беременности и родам производились из средств централизованного фонда социального обеспечения колхозников.

Итак, к концу 60-х годов в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

- государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

- социальное страхование колхозников;

- социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

- обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введен новый вид пособий – инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, достигшим 16-летнего возраста.

В 1969 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении, а в 1970 г. – Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, кодексы законов о труде союзных республик, в которых содержались главы о социальном страховании и др. 3 августа 1972 г. СМ СССР утвердил новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956 г.

Развитие законодательства о социальном обеспечении шло по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, сближения условий назначения и выплаты пенсий для различных групп населения, периодического повышения размеров пенсий, упорядочения исчисления непрерывного трудового стажа, совершенствования правил определения среднего заработка для назначения пенсий и пособий, улучшения законодательства о медицинском обслуживании и лечении, о государственной помощи семье в содержании и воспитании детей.

Конституция СССР 1977 г. определила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые являются самостоятельными и решают связанные между собой задачи. В Конституции говорилось о социальном обеспечении в различных формах, равенства прав мужчин и женщин (ст. 35), праве граждан СССР на охрану здоровья (ст. 42) и материальное обеспечение (ст. 43), заботе государства о семье.

К середине 80-х годов в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размера пенсий к прошлой заработной плате, реальные размеры пенсий также сокращались – из-за отсутствия механизма индексации. С принятием Закона «О государственных пенсиях» наиболее существенные изменения состояли в следующем. Во-первых, была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному и социальному страхованию. Во-вторых, была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного Фонда. В-третьих, закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидации уравнительного подхода. В этих целях в Законе были закреплены механизмы осовременивания заработка старых пенсионеров, дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1 процент за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20 %), исчисление пенсий из среднемесячного заработка за последние 24 месяца работы или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни и пр. Кроме того, были значительно усовершенствованы многие институты пенсионного обеспечения. Так, в трудовой стаж стали включаться периоды, которые раньше не учитывались: учеба в вузах и аспирантуре, уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым старше 80 лет и др. В институте пенсий появился новый вид пенсий – пенсий по инвалидности вследствие военной травмы.

 


[1] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – С. 34.

[2] Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1967. – С. 315.

[3] Дурденевский В. Лекции по праву социальной культуры. – М.-Л., 1929. – С. 10.

[4] Ачаркан В.А. Государственные пенсии. – М: Юрид. лит., 1967. – С. 50; Фогель Я.М. Право на пенсии и его гарантии. – М: Юрид. лит., 1972. – С. 10; Караваев В.В. Что такое социальное обеспечение // Советское государство и право. – 1968. – № 10. – С. 12-23.

[5] Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. – Томск: Изд. Томского ун-та, 1980. – С. 47.

[6] Андреев В.С. Правовые проблемы социального обеспечения в СССР //Советское государство и право. – 1967. – № 2. – С. 31.

[7] Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М.: Изд. МГУ, 1983. – С. 67.

[8] Иванова Р.И., Цит. по Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Книжный мир, 1999. – С. 5.

[9] Батыгин К.С. Правовые проблемы социального страхования в СССР: Автореф. дисс... канд. юрид. наук / Московский Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 1975. – С. 11.

[10] Пронина Я.И. Проблемы развития социального обеспечения: Автореф. дисс... д-ра экон. наук: 08.00.07. – М., 1992. – С. 21.

[11] Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учеб для вузов. М.: Норма, 2005. С.9.

[12] Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учеб для вузов. М.: Норма, 2005. С.9.

[13] Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева Н.А. Советское право социального обеспечения: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. – С. 16.

[14] Караваев В.В. Общественные отношения, регулируемые правом социального обеспечения // Вопрос социального обеспечения: Сб. науч. тр. / ЦИЭТИИ. – М.: МСО РСФСР, 1976. – Вып. 9. – С. 80. Сазонов В.С., Фаянс Н.И. Некоторые вопросы определения объёма и структуры библиографического указателя по праву социального обеспечения // Вопрос социального обеспечения: Сб. науч. тр. / ЦИЭТИИ. – М.: МСО РСФСР, 1976. – Вып. 9. – С. 74-75

[15] Захаров М.Л. Предмет и система права социального обеспечения // Вопрос социального обеспечения: Сб. науч. тр. / ЦИЭТИИ. – М.: МСО РСФСР, 1976. – Вып. 9. – С. 5-6.

[16] Шайхатдинов В.Ш. Предмет и система советского права социального обеспечения. – Свердловск: ВИЮ, 1983. – С. 38-39.

[17] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 1999. – С.?.

[18] Право социального обеспечения. Учеб. – Изд. второе, перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – С. 12-13.

[19] Алексеев С.С. Отрасль советского права: проблемы, исходные положения // Советское государство и право. – 1979. – № 9. – С. 15-23.

[20] Право социального обеспечения /Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 58-70.

[21] Полупанов М.И. Право социального обеспечения на современном этапе // Правоведение. – 1972. – № 4. – С. 58.

[22] Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М.: Изд-во Московсковского ун-ва, 1983. – С. 130.

[23] Право социального обеспечения. Учеб. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – С. 15.

[24] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. – М.: Юрид. лит., 1987. – С. 39-40.

[25] Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учеб. для вузов. – М.: Норма, 2005. – С.50.

[26] Полупанов М.И. Теоретические проблемы общей части науки советского права социального обеспечения: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. – М., 1969. – С. 21.

[27] Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учеб. для вузов. – М.: Норма, 2005. - С. 51.

[28] Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1966. – Вып. 1. – С. 10.

[29] Доброхотова Е. Н., Филиппова М.В., Янтураева М.Ф. Советское право социального обеспечения: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. – С. 23-24.

[30] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир; 1999. – С. 28.

[31] Полупанов М.И Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права // Советское государство и право. – 1971. – № 9. – С. 53-60.

[32] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. II. – С. 50-51.

[33] Советское трудовое право / Под ред. Н.Г. Александрова. – М.: Юрид. лит., 1972. – С. 69.

[34] Сабо И. Социалистическое право. – М.: Прогресс, 1964. – С. 73.

[35] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учеб пособие. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Книжный мир, 1998. – С.32

[36] Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учеб пособие. – Екатеринбург, 1996. – Вып. I. – С.47

[37] Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Новый юрист, 1997. – С.25

[38] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.К. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С.147-150

[39] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 1999. – С. 46.

[40] Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь //Зарегистрировано в Нац. реестре правовых актов Республики Беларусь 13 января 2000 г. № 2/136

[41] Василевич Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина /Г.А. Василевич. – Мн.: Тесей, 2005. – С. 6.

[42] Справочник юрисконсульта. – Мн.: Амалфея, 1997. – Т. 3. – С. 17-19.

[43] Зарегистрировано в Нац. реесре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. № 2/302

[44]О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь, 10 января 2000 г.(в ред. от 07.05.2007 № 212-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2. – 2/136.

[45] Waltermann, R/ Sozialrecht /von Raimand Waltermann. – Heidelberg: Miller 2001. S. 1-5/

[46] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г. N 2/333.

 

[47] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 1999. – С. 52.

[48] Право социального обеспечения: Учеб. – Изд. второе / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – С. 67.

[49] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учеб. 3-е изд. М., 2004. С. 83.

[50] Салищева Н.С. Административный процесс в СССР. – М.: Юрид. лит, 1964. – С. 17.

[51] Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1967. – С. 90-91.

[52] Тучкова Э.Г. Общие вопросы советского пенсионного права: Учеб. – М.: ВЮЗИ, 1986. – С. 59.

[53] Советское право социального обеспечения / Под. ред. А.Д. Зайкина. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. – С. 114.

[54] Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. – С. 62.

[55] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: Юрид. лит., 1967. – С. 19.

[56] Рыбакова И.Н. Установление фактов, имеющих юридическое значение для пенсионного обеспечения: Автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.05 / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1972. – С. 19.

[57] Иванова Р.И. Социальное распределение, социальное обеспечение и социалистический образ жизни // Роль трудового права и права социального обеспечения в развитии социалистического образа жизни / Под ред. А.Д. Чайкина. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989. – С. 210-226.

[58] Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2005. С. 36.

[59] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 1999. – С. 19.

[60] Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социальном обеспечении. – М.: Юрид. лит., 1972. – С. 37.

[61] Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1967. – С. 83-86.

[62] Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. – С. 16.

[63] Объект // Философская энциклопедия. В пяти тт. – М.: Сов. энц., 1967. – С. 123-124.

[64] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: Юрид. лит., 1967. – С. 68.

[65] Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. – С. 110.

[66] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х тт. – М.: Юрид. лит, 1982. – Т. 2. – С. 157-158.

[67] Толстой К.К. К теории правоотношений. – М.: Юрид. лит., 1959. – С. 49.

[68] Халфина С.О. Общее учение о правоотношениях. – М.: Юрид. лит., 1974. – С. 214-219.

[69] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: Юрид. лит., 1987. – С. 65.

[70] Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1986. – С. 130-131.

[71] Алексеев С.С. Общая теория права. В. 2-х т. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – С. 23.

[72] Васильев А.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки категорий права. – М.: Юрид. лит., 1976. – 196 с.

[73] Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1986. – С. 10.

[74] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961. – Т. 20. – С. 282.

[75] СУ РСФСР, 1918, № 58, С. 637.

[76] Таль Л.С. Трудовой договор. – Ярославль, 1913. – Ч. 1. – С. 175.

[77] Варшавский К.М. Трудовое право СССР. – Л., 1924. – С. 45.

[78] Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. – М., 1924. – С. 179.

[79] Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования: теоретические основы социального страхования. – Л.-М.: Книга, 1925. – С. 14.

[80] Известия НКТ СССР. – 1930. – № 10. – С. 236.

[81] СЗ СССР, 1933г.,№63,с.37

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности отдельных видов правоотношений | Право социального обеспечения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.