Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Математико-статистические методы экспертных оценок

Устойчивое существование и развитие любой организации (промышленного предприятия, научно-исследовательского института, учебного заведения и др.) главным образом зависит от того, как этой организацией управляют, как подготавливают и принимают решения, определяющие ее деятельность. Проблему принятия решения можно рассматривать как проблему выбора одной альтернативы из множества возможных. Обоснование такого выбора связано с получением и анализом необходимой информации. Некоторые данные, характеризующие управляемую систему и условия ее функционирования, могут быть получены в результате непосредственных измерений. Другие данные измерить невозможно либо потому, что не существует соответствующих измерительных приборов, либо потому, что представляющая интерес информация является субъективной. Для оценки показателей, значения которых не могут быть непосредственно измерены, привлекаются опытные специалисты - эксперты.

Если задано некоторое число однородных объектов, характеризуемых общим качественным признаком, то на основе сравнения между собой объектов по этому признаку эксперт может выбрать наиболее предпочтительный из них, либо упорядочить все объекты по степени проявления признака, либо, наконец, приписать каждому объекту количественную оценку, выражающую интенсивность проявления рассматриваемого качественного признака у этого объекта. Примерами таких объектов могут служить промышленные изделия, способы рекламы выпускаемой продукции, профессиональные уровни специалистов, возможные управленческие решения.

Эксперт может удовлетворительно решить перечисленные выше задачи, опираясь только на свой опыт и интуицию, если число рассматриваемых объектов не больше 10. При большем числе объектов интуитивные оценки экспертов становятся ненадежными, и приходится прибегать к формализованным процедурам экспертного оценивания. В этом случае эксперт должен представить для дальнейшей обработки результаты проведенных им попарных сравнений объектов. В зависимости от типа решаемой задачи эксперт должен либо определить более предпочтительный объект каждой рассматриваемой пары (или признать объекты пары равноценными по рассматриваемому признаку), либо указать, во сколько раз один из объектов предпочтительнее другого. Результаты такого субъективного оценивания выражаются числами. Полученная исходная информация обрабатывается в дальнейшем формальными, т.е. логически обоснованными методами. К подготовке ответственных решений привлекаются группы экспертов, что должно обеспечить большую достоверность используемой экспертной информации. Для получения группового решения необходимо применение специальных методов, позволяющих найти такое решение, наилучшим образом представляющее суждения всех экспертов группы.

Признаки и отношения Рассмотрим конечное множество однородных объектов, обладающих общим признаком (свойством, характеристикой). Признак называется количественным, если, сравнивая два объекта, можно определить, на сколько или во сколько раз этот признак у одного объекта выражен сильнее, чем у другого. Примерами количественных признаков являются, например, длина или вес предметов, определение значений которых с требуемой точностью возможно при наличии необходимых измерительных приборов. Признак называется качественным если интенсивность его проявления у объекта измерить таким способом не­возможно. Для создания измерительного инструмента необходимо наличие эталона. Эталоны для измерения количественных призна­ков существуют, эталонов для измерения качественных признаков нет. Качественными признаками являются привлекательность, полезность, важность, профессиональный уровень и т.п. Общепринятых единиц измерения этих признаков и эталонов не существует. Вследствие этого, сравнивая по качественному признаку два объекта, нельзя установить непосредственно на сколько или во сколько раз этот признак проявляется сильнее у одного объекта, чем у другого. Выбор более "сильного" по данному качественному. признаку объекта может быть основан только на субъективном суждении специалиста, эксперта или группы экспертов. Пусть, например, имеется несколько однотипных станков, каждый из которых описывается набором количественных и качественных характеристик. Если один из станков по всем показателям не превосходит другие, то возникает задача многокритериального выбора, формальное решение которой часто связано с большими трудностями. Оценить общее качество каждого станка и выбрать наиболее предпочтительный из них - рассмотрев имеющиеся данные, способен эксперт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционально-стоимостной анализ инженерных решений | Интуитивные оценки весов объектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.