Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История появления первого ПК

В 1970 году была сконструирована интегральная схема по своим функциональным возможностям аналогичная процессору ЭВМ. Эту схему назвали микропроцессор.

В 1974 году на основе микропроцессора был создан первый персональный компьютер (ПК), который выполнял те же функции, что и ЭМВ, но предназначался одному пользователю.

3.4.Конструктивное исполнение ПК

В зависимости от конструктивного исполнения различают ПК трёх видов: в настольном исполнении, в блокнотном исполнении (ноутбук) и карманные.

Основные блоки ПК в настольном исполнении.

· Системный блок. Внутри системного блока располагаются:

-системная (материнская) плата, на которой размещаются процессор, оперативная память, кэш- память, ПЗУ и контроллеры некоторых устройств;

-накопители для гибких и жёстких магнитных дисков;

-блок питания;

- дополнительные устройства для ввода и вывода информации, которые можно располагать внутри или вне ПК.

· Клавиатура.

· Монитор.

4.Программное обеспечение ЭВМ

4.1. Основные классы программного обеспечения ПК

Программное обеспечение - совокупность программ, которые обеспечивают функционирование ПК.

Разработанные для ПК программы можно разделить на следующие основные классы:

- операционные системы и сервисные программы,

- инструментальные языки и системы программирования,

- прикладные системы.

4.2.Операционные системы (ОС)

ОС - совокупность программных средств, предназначенных для управления работой ПК. OC распределяет ресурсы[6] ПК, поддерживает работу всех программ, обеспечивая их взаимодействие с аппаратурой, предоставляет пользователю возможность вести диалог с ПК. ОС дополняют аппаратные средства ПК.

Ядро ОС дополняется набором сервисных программ, с помощью которых производится начальная разметка дисков, установка параметров внешних устройств, тестирование оперативной памяти и других устройств и так далее.

Загрузка ОС происходит при включении ПК.

4.3.Пользовательский интерфейс

Для ведения диалога пользователя с ПК, операционная система предоставляет пользовательский интерфейс. Пользовательский интерфейс - программные и аппаратные средства взаимодействия пользователя с программой или ПК.

Пользовательский интерфейс может быть командным или графическим.

Командный интерфейс (командная строка) для управления ресурсами ПК предполагает ввод команд с клавиатуры. Графический интерфейс осуществляет управление ресурсами ПК посредством выполнения операций над объектами[7]. Графический интерфейс называют GUI (Graphical User Interface).

В таблице приведены основные компоненты графического интерфейса.

Перечень компонент. Назначение
Указатель Указывает на команду или объект. Форма указателя может меняться. Для управления указателем используется мышка.
Значок (пиктограмма) Графическое изображение для представления файла, окна, устройства и так далее.
Рабочий стол Основной экран, открывающийся после загрузки ОС.
Окно Для каждого объекта открывается своё окно.
Меню Содержат команды, которые выполняются после их выбора.

4.4.Инструментальные языки и системы программирования

Системы программирования предназначены для разработки новых программ на конкретном языке программирования. С помощью инструментальных средств создаётся и прикладное программное обеспечение, и новые Операционные Системы, включая трансляторы с языков высокого уровня[8].

Программа, написанная на любом языке программирования должна быть ''переведена'' на машинный язык. Такими ''переводчиками'' являются программы - трансляторы.

Различают трансляторы двух типов: компиляторы и интерпретаторы.

4.5. Компилятор

Транслятор - компилятор транслирует программу, написанную на любом языке программирования, на язык понятный ПК. Результатом трансляции является программа в машинном коде, готовая к загрузке и исполнению. Транслятор сохраняет программу в машинном коде на внешнем магнитном носителе. Иногда программу в машинном коде называют загрузочным или исполняемым файлом (смотри следующий параграф). Загрузочному файлу тип присваивает транслятор (или сервисная программа - компоновщик). Загрузочный файл может иметь тип COM или EXE.

4.6.Файл

Файл - область памяти на каком-либо физическом носителе. В файлах хранятся тексты, числовые данные, закодированная табличная и графическая информация, текст программы на любом алгоритмическом языке, программа в машинном коде и так далее.

Файл - наименьшая единица хранения информации, которая хранится, передаётся и обрабатывается как единое целое.

В зависимости от характера хранимой информации файлу можно приписывать тип.

Составное имя файла образуется из двух слов - имени и типа, которые разделяются символом ''точка'', если тип отсутствует, точку ставить не следует. Имя и тип используются для идентификации файла на внешнем носителе.

4.7.Интерпретатор

Программа, написанная на алгоритмическом языке, представляет собой совокупность команд. Транслятор-интерпретатор транслирует по очереди каждую команду и ПК выполняет оттранслированную команду. Оттранслированная команда на внешнем носителе не сохраняется.

4.8. Прикладные системы

Прикладные системы - класс программных средств, обращённых к пользователям ПК.

Пользователи либо решают свои задачи, либо учатся определенным навыкам, либо проводят свой досуг.

5. Основные компоненты ОС

Полная конфигурация ОС должна содержать следующие основные компоненты:

- файловую систему;

- драйверы внешних устройств;

- процессор командного языка.

5.1. Файловая система

Под файловой системой понимают функциональную часть ОС, которая обеспечивает выполнение операций над файлами:

-создание и удаление файлов;

-пересылку и переименование файлов;

-чтение;

-поиск;

-изменение атрибутов, даты и времени.

Имя файла, начиная с Windows 95 и в более поздних ОС, может быть длиной до 255 (256) символов. Тип файла может быть длиной от 1 до 4 символов или вообще отсутствовать.

Символы, которые можно использовать в длинных именах файлов:

-прописные и строчные латинские и русские буквы, цифры;

-символы () [ ] { } + - ^ & =,;.! ' ~ ` _ $ # @ %

-пробелы.

Символы, которые нельзя использовать в длинных именах файлов:

- | \ / < > *?: ''

Способы использования файлов определяются его атрибутами.

Файлу может быть присвоено несколько атрибутов или ни одного (смотри таблицу).

Символы атрибутов Назначение атрибута
R (Read only) Только для чтения, не может быть удалён или изменён.
A (Archive) Архивный файл.
H (Hidden) Скрытый файл.
S (System) Системный файл.

 

5.2. Каталоги (папки)

Для организации файлов в ОС принята иерархическая структура, включающая диски, каталоги (папки) и файлы. В основе иерархической структуры лежит магнитный диск, который обозначается буквами латинского алфавита с добавлением символа '':''. Например: C:, H:, A:.

На каждом дисковом носителе имена файлов регистрируются в каталогах. Каталог - специальный файл; каждому каталогу пользователь присваивает имя и каждый каталог может быть зарегистрирован в другом каталоге. На каждом дисковом носителе есть корневой (главный) каталог, в котором регистрируются имена файлов и каталогов 1-го уровня. В каталогах 1-го уровня регистрируются имена файлов и каталогов 2-го уровня и так далее. Каталог, имя которого зарегистрировано в другом каталоге, называется подчиненным или подкаталогом. Корневому каталогу пользователь не может присваивать имя.

При создании файла или изменении его содержимого, в каталоге регистрируется имя файла, его тип и атрибуты, присвоенные пользователем (или ОС), и автоматически - дата и время, снятые с календаря и часов ПК.

5.3. Путь к файлу

При сложной иерархической файловой структуре на диске недостаточно указать только имя файла, так как различные по содержанию, но одноимённые файлы могут быть зарегистрированы в разных каталогах. Для точной идентификации файла, кроме имени, необходимо указывать его местоположение, то есть цепочку подчинённых каталогов.

Полный идентификатор файла представляет собой путь от имени диска, затем указания корневого каталога, за которым следуют имена всех вложенных каталогов до каталога, в котором зарегистрирован файл. Имена каталогов отделяются друг от друга символом ''\''. Например, H:\R1\R2\w1.txt. (смотри рисунок). Символ ''\'', записанный непосредственно за именем диска - соответствует корневому каталогу. Путь завершается составным именем файла.

Рис.1

Итак, файл w1.txt зарегистрирован в текущем каталоге R2 на рабочем диске H:.

5.4. Приглашение

Как было указано ранее, ОС предоставляет пользователю командную строку (командный интерфейс) для управления ресурсами ПК. Начинается командная строка с приглашения.

Приглашение к вводу команд с клавиатуры выдаётся, когда ОС находится в состоянии ожидания каких-либо действий пользователя. Стандартное приглашение указывает имя рабочего диска, например, C>. Символ-разделитель ''>'' отделяет приглашение от текущей позиции курсора в командной строке.

Пользователь может менять стандартное приглашение, включив в него указание на текущий каталог, текущее время, дату и некоторую другую информацию.

. Рис.2

Варианты форматов приглашений для иерархической системы, приведённой на рисунке.

1 H:\>

2 H:\R1>

3 H:\R1\R2> (H: - имя рабочего диска, R2 - имя текущего каталога.)

4 H:\R3>

5.5. Шаблоны

Файловая система предоставляет средства поиска группы файлов из одного каталога. Для этого задаётся шаблон, то есть образец составного имени файла. В шаблоне имена файлов или их тип могут содержать символы-заменители. Такими символами являются ''*'' и ''?''.

Символ ''*'' в имении файла или его типе обозначает, что на его месте может быть любое количество любых символов или символы могут отсутствовать. Символ ''?'' в имени файла или его типе обозначает, что на его месте может быть только один любой символ

Символы ''*'' и ''?'' нельзя применять в именах дисков и каталогов.

Для иерархической файловой системы, представленной на рисунке 3, записан шаблон H:\R1\R2\*.txt, который указывает на файлы w1.txt и w2.txt

Рис.3

Варианты шаблонов

Примеры шаблонов Файлы, на которые указывает шаблон
w*.* все файлы, имена которых начинаются с буквы w
*.txt все файлы тип которых txt
z??.txt все файлы, тип которых txt, имена начинаются с буквы z и состоят не более чем из 3-х символов
?.* все файлы, имена которых состоят из одного символа

 

6. Драйверы внешних устройств

ПК может иметь большой набор внешних устройств. Помимо стандартных внешних устройств, таких как монитор и клавиатура, к ПК можно подключать дополнительные устройства ввода - вывода:

-дигитайзеры;

-плоттеры;

-манипуляторы типа ''мышь'', ''трекбол'';

-модемы и так далее.

ОС должна поддерживать работу каждого подключённого внешнего устройства. Управление внешним устройством осуществляет специальная программа, которая называется драйвер.

7. Командный процессор

Для ведения диалога пользователя с ПК, ОС предоставляет пользовательский интерфейс.

Рассмотрим, как осуществляется диалог пользователя с программой или ПК с помощью командной строки (командного интерфейса).

Для управления ресурсами в ОС имеется командный язык, который позволяет выполнять различные действия с каталогами, файлами и носителями информации. Анализ и исполнение команд пользователя осуществляется командным процессором. Некоторые команды, введенные пользователем с клавиатуры, выполняются командным процессором немедленно. Такие команды называются внутренними. При выполнении команд другого типа командный процессор обращается к соответствующим программам. Эти команды называются внешними.

Все внутренние команды командного процессора имеют одинаковый формат:

-имя команды;

-параметры.

Имя и параметры разделяются одним или несколькими пробелами.

Количество параметров в разных командах различно. Некоторые команды используются без параметров.

В командной строке пользователь набирает имя команды и параметры, а затем нажимает клавишу ENTER.

Внутренние команды Действия команд
DIR Вывод содержимого каталога
MD Создание нового (пустого) каталога
CD Смена текущего каталога
RD Удаление каталога
COPY Копирование файлов
REN Переименование файлов
DEL Удаление файлов
TYPE Вывод содержимого текстового файла

 


8. Операционная система Windows

8.1.Основные сведения

Операционная система Windows обеспечивает большое количество возможностей и удобств для пользователей и программистов в силу чрезвычайно дружественного оконного графического пользовательского интерфейса (Graphics User Interfface, GUI).

В GUI каждой выполняемой программе отводится окно, которое может занимать часть экрана или весь экран. Все компоненты GUI в значительной степени стандартизированы. Практически всякое окно содержит строку заголовка окна, элементы для изменения его размеров и перемещения по экрану при помощи мыши. При работе в среде Windows встречаются три вида окон. Некоторые окна могут быть ''свёрнуты'' в пиктограммы (значки). Одновременно на экране может находиться несколько окон, но в каждый момент времени только одно из них активное (обычно заголовок выделен ярким синим цветом), а все остальные окна - неактивные (бледно-голубой цвет заголовка).

В 1992 году появилась система Windows 3.1 и с этого момента Windows официально именуется операционной системой. В настоящее время используются разные версии Windows: Windows 95, Windows XP, Windows 98, Windows 2007 и другие. Версии отличаются своими функциональными возможностями.

8.2. Запуск Windows

После загрузки и инициализации операционной системы Windows на экране монитора появляется начальное окно Windows, которое изображено на рисунке. В нижней части окна расположена Панель задач с кнопкой Пуск. Вся остальная площадь окна отведена под Рабочий стол.

На Рабочем столе находятся значки (icon) объектов. Каждый значок соответствует прикладной программе, файлу данных или каталогу. Каждому объекту присуще своё контекстное меню, которое можно вызвать, кликнув правой кнопкой мышки по объекту.

Рабочий стол является самым старшим объектом Windows. На Рабочем столе размещаются окна Windows-программ, окна обрабатываемых документов, окна запросов и так далее.

8.3. Панель задач

Панель задач имеет особый статус, она не подчиняется иерархии объектов Windows

Панель задач является важнейшим объектом графического интерфейса Windows. При загрузке любой Windows-программы на панели задач появляется пиктограмма (значок), соответствующая этой программе, которая исчезает при завершении работы программы. Пиктограмма программы остаётся в строке панели задач, если окно программы временно ''свернуть''. Повторный запуск ''свёрнутой'' программы можно осуществить, кликнув мышкой по пиктограмме. Кроме того, на панели задач могут находиться часы, раскладка клавиатуры и индикаторы различных режимов.

По умолчанию панель задач находится в нижней части экрана и окна Windows-программ её не перекрывают, но пользователь может настроить панель задач по своему вкусу: поместить с любого края экрана, сделать её ''всплывающей'', убрать часы и так далее.

8.4. Контекстные меню объектов Windows

Контекстное меню различных объектов содержит разные команды, но есть команды, которые повторяются в контекстном меню любого объекта.

На рисунке 4 приведены контекстные меню следующих объектов Windows.

Первый ряд слева направо:

-панель задач;

-рабочий стол.

Второй ряд слева направо:

-Windows-программа;

-каталог;

-документ.

Окно команды Свойства разных объектов может содержать разную информацию и предоставлять различные возможности. Обычно в окне свойств каталога или файла отображаются сведения об имени, размере и дате создания, кроме того, есть возможность изменять атрибуты объекта.

Рис.4

Контекстное меню объекта Рабочий стол позволяет менять фоновый рисунок, набор звуков, значки и другие элементы Рабочего стола. Все эти изменения можно сделать, выбрав команду Свойства в контекстном меню Рабочего стола. Например, чтобы изменить фоновый рисунок Рабочего стола следует, открыв команду Свойства, выбрать вкладку Рабочий стол и затем выбрать фоновый рисунок.

Контекстное меню объекта Панель задач позволяет менять расположение Панели задач на экране. В контекстном меню Панели задач установлен флажок в строке Закрепить панель задач, который следует снять и затем мышкой перемещать Панель задач в любую сторону экрана.

8.5.Главное меню

На строке Панель задач расположена кнопка Пуск, нажатие которой открывает Главное меню оболочки Explorer. В главном меню содержатся команды доступа к программам, документам, системе помощи Windows и так далее. Среди пунктов главного меню есть пункт Программы, при активизации которого открывается иерархическое меню доступных прикладных и служебных программ, В меню Программы есть пункт Стандартные, Проводник и так далее (смотри рисунок).

В число Стандартных программ входят программы, выбранные при установке Windows:

Программы Общие сведения о программах
Paint Предоставляет средства для рисования
WordPad Текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов
Блокнот Текстовый редактор для создания простых документов
Калькулятор Выполняет основные арифметические действия и вычисляет некоторые математические функции
Проводник Окна программы предназначены для управления всеми видами объектов Windows

Окно пункта Проводник отображает иерархическую структуру файлов, каталогов и дисков на ПК.

8.6. Проводник

Любой каталог можно открыть в окне Проводника. Открыть окно Проводника можно командой контекстного меню (Открыть) или кликнуть мышкой, установив её на каталог Проводник.

Проводник одновременно отображает содержимое текущего (то есть выделенного) каталога и структуру всего дерева каталогов, поэтому он более удобен для копирования и переноса файлов и каталогов ''перетаскиванием'' мышкой. На рисунке 5 приведено окно Проводника. Окно состоит из двух панелей. На левой панели отображены объекты (Рабочий стол, Мои документы, Мой компьютер, диски, каталоги), а на правой - содержимое текущего (выделенного) каталога (папки). Символ ''-'' (минус) слева от значка объекта означает, что в левой панели отображены все, в нём зарегистрированные подкаталоги. Символ ''+'' (плюс) слева от значка объекта означает, что у объекта есть подкаталоги, но они не отображены в левой панели. Если слева от значка объекта нет никакого знака, следовательно, в нём нет подкаталогов.

Рис.5

8.7. Виды окон

При работе в среде Windows на экране могут появляться три вида окон:

-окно Windows-программы (Windows-приложения);

-вторичное окно, то есть окно, которое создаёт Windows-программа;

-окно запроса, которое называют вспомогательным или диалоговым окном.

Некоторые компоненты оконного интерфейса стандартизированы для всех видов окон, но есть компоненты, которые присущи только определённому виду окон.

Любое окно - прямоугольник определённого размера.

Изменять размеры можно только у окон программ и вторичных окон, для этого следует указатель мышки установить на одну из границ окна (указатель мышки превращается в двустороннюю стрелку), нажать левую кнопку мышки и, удерживая её, переместить границу.

Можно распахнуть окно на весь экран (или вернуть прежний размер), если дважды кликнуть мышкой по строке Заголовок.

Компоненты окна Windows-программ

Рассмотрим компоненты оконного интерфейса на примере программы Microsoft Word (смотри рисунок).

Верхняя строка окна содержит заголовок с именем программы и именем документа, который в данный момент редактируется в окне. Пока документ не сохранён в файле, он называется Документ1. Заголовок служит для перемещения окна, поместив на него указатель мыши и удерживая левую кнопку мыши, можно перетаскивать окно.

В правой части заголовка находятся три кнопки: свернуть в пиктограмму, сворачивания или разворачивания окна, закрыть.

В левой части заголовка находится кнопка со значком программы - кнопка системного (или оконного) меню, команды которого практически дублируют действия кнопок, которые находятся в правой части заголовка.

Под заголовком находится строка меню. Для работы с пунктами меню следует установить указатель мышки на нужный пункт и кликнуть левой кнопкой, после чего откроется список команд выбранного пункта.

Условные обозначения, встречающиеся при работе с меню:

Обозначения Значение
Серый цвет команды меню Команда недоступна
Многоточие ''...'' после команды меню После выбора команды появится диалоговое окно
Треугольник справа от команды меню После выбора команды появится подменю
Галочка, расположенная перед командой меню Включён выбранный режим программы
Кружок, расположенный перед командой меню Выбран один из альтернативных режимов программы

Рассмотрим элементы окна Windows-программ, которые можно добавлять, убирать и перемещать в окне. Такими элементами являются многочисленные панели инструментов, линии прокрутки по вертикали и по горизонтали, строка состояния.

Панели инструментов можно добавлять разными способами, например, кликнуть мышкой на пункте меню Вид, затем выбрать команду Панели инструментов и отметить флажками нужные панели. На рисунке под строкой меню добавлены панели инструментов Стандартная и Форматирования, а панели Рисование и WordArt ''подвешены'' в произвольном месте окна.

В нижней части окна Windows-программы можно расположить строку состояния.

В строке состояния обычно отображается информация о текущем состоянии программы и документа, а также различные индикаторы.

На правой и нижней сторонах окна Windows-программы можно разместить полосы прокрутки текста, которые позволяют передвигаться по тексту документа на экране с помощью мышки.

Для добавления в окно строки состояния и полос прокрутки, следует выбрать пункт меню Сервис, затем команду Параметры, открыть вкладку Вид и поставить флажки в строках строка состояния, горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки.

Оконный интерфейс программ из группы Стандартные

На рисунке приведены первые две строки оконного интерфейса трёх Winlows-программ: Paint, WordPad и Блокнот.

Верхняя часть каждого окна содержит заголовок с именем программы и именем документа, который в данный момент редактируется в окне. Редактируемые документы ещё не сохранены в дисковом файле.

Под заголовком обычно находится строка меню программы. Классическое меню Windows-программы - раскрывающееся.

Представленные программы предназначены для редактирования некоторых данных, поэтому в строке меню обязательно должны быть пункты Файл и Правка.

Каждая программа позволяет обращаться к справочной системе Windows (пункт Справка).

Вторичные окна

Окна, которые создаются Windows-программами, называются вторичными окнами. Например, в окне Microsoft Excel открываются вторичные окна Книга1, Книга2 и так далее, в окне Microsoft Access открываются вторичные окна db1: база данных, db2: база данных и так далее. Компоненты вторичного окна отличаются от компонент окна программ.

В окне программы в строке Заголовок отображается название программы (Microsoft Excel, Microsoft Access), а в строке Заголовок вторичных окон - название документа (Книга1, db1: база данных).

Во вторичных окнах нет строки меню.

Во вторичных окнах, как и в окнах программ, в строке Заголовок есть три кнопки (свернуть в пиктограмму, свернуть/развернуть в окно, закрыть окно), но кнопка ''свернуть в пиктограмму '' помещает пиктограмму вторичного окна в нижней части окна программы, а не в строку Панель задач

Программы Microsoft Word, WordPad, Paint и Блокнот не создают строки Заголовок в окне открытого документа и название документа отображается в строке Заголовок программы, например: Документ1-Microsoft Word, Документ-WordPad, Безымянный-Paint, Безымянный-Блокнот.

Таким образом, кнопок свернуть в пиктограмму, свернуть/развернуть окно, закрыть у вторичных окон этих программ нет. Исключение составляет вторичное окно программы Microsoft Word, у которого есть своя кнопка закрыть (крестик чёрного цвета) и находится она под кнопкой закрыть программы Microsoft Word.

Окна запросов

При выполнении программы могут выводиться информационные или предупреждающие сообщения или может возникнуть необходимость ввести значения каких-либо параметров. При возникновении таких ситуаций Windows выводит на экран соответствующее окно запросов (диалоговые окна, вспомогательные окна). Запрос может быть простым (например, информационным) и сложным с кнопками, флажками, переключателями и полями. Окна запросов всегда выводятся поверх других окон. Дальнейшая работа невозможна, до тех пор, пока не будет ответа на запрос и закрыто окно запроса.

Окна запросов по своим компонентам значительно отличаются от других видов окон. Как правило, в строке заголовка (если заголовок есть) только одна кнопка - Закрыть. В некоторых запросах есть кнопка системного (оконного) меню. Окно запроса можно перемещать мышкой по экрану, но изменить размеры окна запроса невозможно.

Простые запросы

В простых запросах обычно отображаются одна или несколько кнопок (смотри рис.6).

Первый запрос - две кнопки, второй запрос - три кнопки.

Действия пользователя - выбрать одну из кнопок и только после того, как закроется окно запроса, можно продолжить работу.

В некоторых простых запросах может отображаться кнопка для обращения к справочнику.

Рис.6

Сложные запросы

В сложных запросах кроме кнопок могут присутствовать другие элементы (смотри таблицу).

На рисунке 7 приведены сложные запросы для демонстрации типов полей, которые могут встретиться в запросах. Рассмотрим запросы (сверху вниз и слева направо):

Рис.7

-поле-флажок, в запросе рядом с надписью находится квадратик (пустой или с галочкой), галочка соответствует тому, что режим включён;

-поле-переключатель, в запросе рядом с надписью кружочек (пустой или с точкой), точка соответствует включению выбранного режима;

-текстовое поле для ввода символов с клавиатуры;

-список возможных значений, в списке можно выбрать только одну строку;

-раскрывающийся список, в поле изображено только одно значение, а справа от значения находится кнопка со стрелкой вниз, по которой нужно кликнуть мышкой, чтобы открыть весь список.


Total Commander

Total Commander (TC) является программой-оболочкой для Дисковой Операционной Системы (ДОС). Многие пользователи, работающие с Windows, предпочитают с помощью TC просматривать иерархическую структуру каталогов на диске, просматривать каталоги и файлы, создавать новые каталоги и файлы, копировать, пересылать, переименовывать и удалять файлы, запускать Windows-программы и так далее.

TC позволяет также пользоваться командным интерфейсом (командной строкой) для ввода команд командного процессора OC.

После запуска TC на экране монитора появляется окно программы, большую часть которого занимают две панели (смотри рисунок 8). Наверху каждой панели - строка заголовок, в которой отображается имя рабочего диска и цепочка каталогов. Последний каталог в цепочке является текущим. Во время работы одна панель - активная, другая - неактивная. Строка заголовок активной панели выделена синим цветом. Для изменения активности панели следует кликнуть левой кнопкой мышки в любом месте неактивной панели или нажать клавишу Tab. Все действия с объектами выполняются в активной панели. В нижней части каждой панели располагается строка, которая содержит информацию о файлах текущего каталога.

Рис.8

 

 

Под строкой заголовок программы TC располагается строка Главного меню с пунктами Files, Mark, Commands и так далее (смотри рисунок). С помощью пунктов Главного меню TC можно установить удобный вид представления информации, изменить режимы работы и так далее. Например, пункт меню Files позволяет:

-изменять атрибуты файла (Change Attributes);

-добавлять файлы в архив (Pack);

-извлекать файлы из архива (Unpack Specific files);

-распечатывать файлы (Print) и так далее.

Ниже панелей располагается строка командного интерфейса (командная строка).

В последней строке окна TC выводятся имена функциональных клавиш и их назначение (смотри таблицу).

Имена функциональных клавиш Назначение функциональных клавиш
F3 Просмотр выделенного текстового файла
F4 Редактирование выделенного текстового файла
F5 Копирование файлов и каталогов
F6 Переименование и пересылка файлов и каталогов
F7 Создание нового каталога
F8 Удаление файлов и каталогов
Alt+F4 Выход из TC

1. Выделение единичного объекта в TC

Над файлом и каталогом выполняются операции копирования, переименования, пересылки и удаления. Предварительно объект должен быть выделен. TC предлагает несколько вариантов выделения отдельного объекта.

-кликнуть правой кнопкой мышки на имени объекта и шрифт объекта окрасится красным цветом; чтобы отменить выделение, следует повторно кликнуть правой кнопкой мышки;

-установить указатель мышки на нужный объект, кликнуть левой кнопкой мышки - появится чёрная рамка, а затем нажать клавишу Ins и шрифт объекта окрасится красным цветом, чтобы отменить выделение, следует повторно нажать клавишу Ins (смотри рисунок).

2.Выделение группы объектов в TC

Операции копирования, переименования, пересылки и удаления можно выполнять и над группой объектов. Предварительно группу объектов следует выделить. Группу объектов можно выделять так же, как и отдельные объекты, то есть правой кнопкой мышки или клавишей Ins.

Кроме того, группу объектов можно выделять по шаблону. В правой части клавиатуры располагаются две особые клавиши + и - (иногда их называют ''серый'' + и ''серый'' -).

Чтобы выделить группу объектов по шаблону, следует нажать клавишу ''серый'' +. На экране появится диалоговое окно (окно запроса), в котором следует задать шаблон для выделения, а затем нажать кнопку OK. Если нужно отменить выделение группы объектов, следует нажать клавишу ''серый'' -, в появившемся окне запроса задать шаблон и нажать кнопку OK.

3.Копирование объекта или группы объектов

Для копирования объекта или группы объектов следует выделить объект (группу объектов), затем нажать функциональную клавишу F5 и в открывшемся окне запроса записать путь к каталогу, в который будут копироваться объекты.

Процесс копирования можно ускорить и облегчить (то есть не набирать на клавиатуре путь к каталогу, в который следует копировать объекты), если заранее в одной из панелей установить требуемый каталог. Затем поменять активность панелей, в активной панели выделить копируемые объекты, нажать клавишу F5 и в открывшемся окне запроса нажать кнопку OK, так как копирование всегда производится из активной панели в неактивную.

4.Удаление объекта или группы объектов

Для удаления объекта или группы объектов следует выделить объект (группу объектов) и нажать функциональную клавишу F8 (смотри рисунок). После этих действий на экране появляется окно запроса с тремя кнопками, и пользователь выбирает нужный вариант.

5.Переименование объекта или группы объектов

Переименование выделенного объекта или выделенной группы объектов выполняется при нажатии функциональной клавиши F6. После нажатия клавиши F6 на экране появляется окно запроса, в текстовое поле которого следует записать путь и новое имя, а затем нажать кнопку OK.

Можно поступить иначе. В обеих панелях установить один и тот же каталог, в котором зарегистрировано имя объекта, выделить объект, нажать клавишу F6 и в появившемся окне запроса нажать кнопку OK. При переименовании группы объектов в новом имени могут быть символы * и?.

6.Пересылка объекта или группы объектов

При нажатии функциональной клавиши F6 выделенный объект (или группу объектов) можно переименовать и одновременно переслать в другой каталог. Чтобы не набирать на клавиатуре путь к новому каталогу, следует в одной из панелей установить новый каталог, поменять активность панелей, выделить в активной панели пересылаемый объект, нажать клавишу F6, изменить имя пересылаемого объекта (или не менять имя) и нажать кнопку OK. Следует помнить, что пересылка всегда выполняется из активной панели в неактивную панель.


[1] Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств.

Информацию следует рассматривать как снятую неопределенность наших знаний о чём-либо.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поколения ЭВМ. На пути развития ЭВМ можно выделить пять поколений ЭВМ с программным управлением, отличающиеся элементной базой | Процесс управления маркетингом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.