Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Новые парадигмы региона

Год.

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселение. К ним относятся:

 

1. Локалитет – это местность или малая территория с каким-то одним выделяемым объектом управления. Это может быть:

- компактно населенный пункт или предприятие, или инфраструктурный объект и т.п.

 

Инфраструктурный объект – мост с транспортной развязкой.

 

2. Промышленный узел. – это сочетание промышленных предприятий одного или нескольких населенных пунктов с общими объектами производственный и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

 

3. Транспортный узел – это пересечение транспортных коммуникаций, как правило сочетающееся с концентрацией производства и населения. (Бологое)

 

Территориально-производственный комплекс (ТПК) – это сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального национального или мирового рынка.

 

От объединения получило возможность конкурировать на уровне национальных рынков. Обычно ТПК связаны с формированием новых территорий. (Саяно-Шушенская ТПК)

 

Агломерация – это территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения.

Парижская агломерация первая по численности в мире.

 

Градостроительный кодекс.

 

Формы расселения подразделяются на:

- городские

- сельские

 

Городские различаются по численности населения.

В России численность населения пгт. (городских образований) должна быть не менее 2000 человек. Города не менее 10000 человек.

 

Малые города – от 10000-до 20000

Полусредние – от 20000 - до 50000 человек.

Средние – от 50000 – до 100000 человек

Большие – от 100000

а) от 100000-500000 – крупные

б) от 500000 и выше – сверхкрупные

 

Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства. Эти функции называют – градообразующими. Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности или обслуживают только одно предприятие.

 

Многофункциональные города одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения социальной сферы и т.п.

 

Многие страны мира за исключением самых малых имеют неоднородное экономическое пространство. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

 

1. Очаговое и рассеянное. (С такой структурой у нас Европейский и Азиатский Север и Южные регионы Сибири и Дальнего Востока удаленные от железных дорог).

 

2. Равномерно-узловая. (Центрально-Черноземный район и территории других экономических районов в Центральной Части страны.)

 

3. Агломерационно-узловая (Промышленно-развитые части Поволжье, Урала, Сибири и т.п.)

 

2 особые структуры:

- анклав – это обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями. Типичными примерами анклавов являются: свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности. Территории с особыми условиями, отличающимися от других.

 

 

- эксклав – это отделенное от остальной территории страны ее часть. (Калининградская область, также территория, на которой расположено посольство России в других странах)

 

 

Единым экономическим пространством является - территория или сумма территорий на которой осуществляется единые по форме и содержанию экономические отношения.

 

Единство экономических отношения – действуют определенные условия, характерно для всей выделенной территории.

1. Т.е. существуют общее для всего пространства валюта.

2. Единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы.

3. Общие правовые нормы регулирующие экономическую деятельность.

 

Имеется общий рынок со свободный неограниченным перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы на территории.

 

Формирование единого экономического пространства ценно не само по себе, а в качестве экономической стабилизации и основы повышения благосостояния населения. Главной задачей создания единого экономического пространства является – гармоничное развитие территории и создание равных условий и возможностей хозяйствующим субъектам с елью более тесной интеграции отдельных регионов, сокращения социально-экономической дифференциации и улучшения благосостояния общества в целом.

 

Мы снижаем барьеры региональной дифференциации.

С точки зрения эффективного управления страной единое экономическое пространство можно охарактеризовать как такое состояние стабильного развития экономики РФ и ее хозяйственного законодательства, которое обеспечивает высокую однородность экономической среды, не создающей принципиальных препятствий для горизонтальных связей и взаимодействия хозяйственных субъектов различных регионов, включая Калининградский эксклав.

Перспективы создания единого экономического пространства зависят от решения рядя экономических и политических проблем.

К ним относят:

- унификация хозяйственного законодательного пространства на всей территории.

- дальнейшее развитие экономических реформ и т.п.

 

Политические проблемы, которые влияют на формирование пространства:

- укрепления статуса русского языка и алфавита на всей территории и поддержание толерантности и дружбы между народами.

- законодательное установление в РФ и регионах справедливых норм по оплате труда, социальным выплатам и по поддержки уровня жизни населения и т.п.

 

Имеется 4 уровня экономического пространства:

- Экономическое пространство первого уровня охватывает пространственное размещение предприятий, всех сфер и областей и их производственные отношения в рамках какого-либо региона, являющегося самодостаточным с экономической точки зрения. (средневековый город)

 

- Экономическое пространство второго уровня это объединения экономических и взаимодополняющих или однородных регионов с едиными условиями хозяйствования, единой конкурентной средой и едиными правилами деятельности институтов рынка. (союз торговых городов)

 

- Экономическое пространство третьего уровня включает в себя все пространство страны и охватывает всю национальную экономику. (Российская Федерация)

 

- Концепция формирования экономического пространства четвертого уровня представляет собой программу мер по формированию единого экономического пространства объединяющихся стран с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества. (Евросоюз)

 

 

Первоначально в трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения производства и потребления товаров. Регион не выступал субъектом экономических отношений. Если регион не рассматривается как субъект экономических отношений, то при диагностики и принятии управленческих решений он не рассматривается как носитель особых экономических интересов.

Теряется как составляющая возможность региона особым образом выстраиваться свое позиционирование.

В современных ториях, регион исследуется как многофункциональная и многооспектная система. 1 направление – Население должно воспринимать регион как пригодное для проживания.

2 направление – повышение конкуренции деловой активности.

3 направление - конкурентная борьба за привлечение средств на территорию. (запускают мультипликационные эффекты)

 

Наибольшее распространение получили 4 подхода к рассмотрению региона. Каждый поход по разному рассматривает регион как объект управления.

 

1 парадигма: Регион как квази государство. (В этом качестве представляет собой относительно-обособленную систему национальной экономики. Регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов принадлежащих центру и опираясь на процесс регионализации выстраивают собственное развитие.)

Процесс регионализации – процесс передачи полномочий в рамках существующих системы государственного управления.

 

2 парадигма: Регион как квази корпорация. (В этом качестве регион представляет собой крупный объект собственности (региональный и муниципальный) и экономической деятельности. Регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товара,у слуг, капитала. Регион как субъект взаимодействует в этом случае с национальными и транснациональными корпорациями за право размещения на своей территории их филиалов, представительств и создания рабочих мест. Основным кретерием эффективности регионального управления в этом случае становятся более высокий региональный инвестиционный рейтинг).

 

3 парадигма: Регион как рынок. (Подход к региону как к рынку, имеющие определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (На формирование предпринимательского климата.) Кроме того, учитываются особенности региональных рынков различных товаров и услуг.) Важно определить размер государственного сектора. Выбирая данную парадигму, орган государственной власти будет рассматривать эту парадигму с точки зрения разгосударствления (приватизации). Направление на развитие малого и среднего бизнеса.

 

4 парадигма: Регион как социум. (Поход к региону как к социуму выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни. Под социумом понимают общность людей живущих на одной территории. Акцент в региональном управлении при выборе данного подхода будет ставиться на развитие системы расселения и демографию, а также на развитие социальной сферы: образование, здравоохранение, культуры, физ. культуры и спорта.) От регионального управления мы ждем эффективности. Здесь акцент делается на социальной справедливости. Мы боремся за конкурентоспособность территорий для населения.

 

Указанные парадигмы затрагивают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля.

Подход регион как квазигосударство больше соответствует макроэкономическому подходу рассмотрения региона, регион как квази корпорация и регион как рыной – микроэкономическому. Макроэкономический подход опирается на гомогенность региона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование единого экономического пространства в условиях районирования территории | Валовой региональный продукт. И региональный экономический кругооборот
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.