КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология в РоссииСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО
Вильфредо Парето считал, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.
По его мнению, большинство человеческих действий, из которых складывается история – это не логические действия. Индивид поступает определенным образом потому, что обладает психическими установками и испытывает определённые чувства. Эти установки, чувства маскируются с помощью псевдо аргументов, которые составляют содержание всех без исключения общественных и политических теорий.
Все общества делится на 2 неравные группы: ü Элита ü Неэлита. В элиту попадают люди, обладающие «остатками» т. е. разными инстинктами, чувствами, но главное, способные к манипулированию массами при помощи хитрости, обмана, насилия. Характерные черты элиты: 1. Высокая степень самообладания. 2. Умение улавливать и использовать в своих целях слабые стороны других людей. 3. Способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции. 4. Способность, если надо применять силу. Существует два типа элит: «ЛИСЫ» (подкуп, убеждение, обман, одурачивание масс), «ЛЬВЫ» (сил, упорство, подозрительность, авторитарность). Стабилизация и последующая деградация элит, их “кругооборот” являются движущей силой общественного развития и лежат в основе всех исторических событий. Чередование элит – закон существования общества. Смысл революции, согласно Парето,заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки общества. Особенности русской социологии уходят корнями в русскую культуру, а с другой стороны, - социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Идеи О.Конта были известны в Росси уже в 40-50 годы, но широкая популяризация позитивизма в нашей стране началась с выходом в 1859 году книги Петра Лавровича Лаврова, которая имела позитивисткое направление. В журналах начали печататься статьи Конта и о Конте. Максим Максимович Ковалевский -его взгляды складывались под непосредственным влиянием позитивизма (Конта, Спенсера). Социологию он связал с историей т. к. они обе изучают общество, у них один метод исследования – историко-сравнительный. Ковалевский считал, что социология является «синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Другие науки изучают общество с какой-то одной стороны, дают эмпирические обобщения, а социология способна отвлекаться от случайных событий, благодаря этому можно увидеть тенденции развития.
По Ковалевскому, на общественное развитие влияют разные факторы (у Маркса – экономические, у Вебера – культурные), но, несмотря на множественность факторов развития, каждая сфера общества имеет свой фактор. Например, главный двигатель экономики – это биосоциальный фактор, т. е. рост народонаселения. Главный фактор развития политики – экономика.
Основное в теории Ковалевского понятие – «СОЛИДАРНОСТЬ». Под социальным прогрессом он понимал расширение сферы солидарности между группами, классами, народами, считая рост солидарности основным, универсальным социальным законом. Основную задачу социологии он видел в выявлении сущности солидарности, в описании и объяснении ее многообразных форм и видов. В 1900 году Ковалевский М.М. открывает в Париже «Русскую высшую школу общественных наук», в которой занимались русские эмигранты. Школа просуществовала 7 лет. В 1919 году Ковалевский М.М. издает книгу «Социология», в ней он подводит итог своей преподавательской деятельности, в книге много фактического материала, социальных обобщений, описаний исторических фактов. Николай Яковлевич Данилевский с читал, что нельзя делить историю на древнюю, среднюю, новую, т. к. каждый народ или группа близких народов проживают свою историю (как любое растение, или животное). Данилевский все народы делил на 3 группы: 1. Культуроно-исторические типы или цивилизации – это Египетская, Ассиро-вавилонская, Китайская, Индийская, Персидская, Иранская, Еврейская, Греческая, Римская, Арабская, Германо-Романская, Европейская, Славянская - именно эти народы были двигателем истории всего человечества. 2. Этнографический материал -это все остальные народы, у них отсутствует творческое начало, они представляют лишь «этнографический материал» для цивилизаций. Это народы, которые не сыграли ни положительной, ни отрицательной роли в истории человечества.
Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях. У каждой из них есть своя, характерная только для этой цивилизации сфера или тема: для греческой цивилизации – красота, для семитской – религия, для римской – закон и администрация, для китайской – практика и польза, для индийской – воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской – наука и технология. Каждый народ проходит в своем развитии 3 этапа: 1. Этнографический период – формируется психологический облик народа. 2. Государственный – утверждается политическая и культурная автономность, язык. 3. Период цивилизации - пора расцвета, в котором народ становится культурно-историческим типом, полностью раскрывается его творческий потенциал. Этот период очень короткий, он истощает запас творческих сил и больше не возвращается. Европа уже достигла своего наивысшего развития и уже близок ее закат, на смену ей придет славянская цивилизация. Россия представляет собой особый славянский культурно-исторический тип. Основу своеобразия России Данилевский видел в монархии, общине и православии. Историческая миссия России - в объединении славянских народов в федерацию или иной политический союз.
Николай Константинович Михайловский – (основатель субъективной социологии в России) занимался вопросами «психологии толпы». Разрабатывал понятия Герой и Великая Личность. Герой – это человек, увлекающий своим примером массу на «хорошее и дурное, благороднейшее и подлейшее, разумное и бессмысленное дело». В широком смысле – это «зачинатель», это тот, кто способен сделать первый шаг, шаг, который ждет от него масса, толпа и повести ее за собой. Великие люди – внесли что-либо ценное в мировую сокровищницу, они появляются в переломные моменты истории и выражают потребности преобразований. Народ до тех пор будет оставаться массой, легко поддающейся влиянию героев, пока каждый не станет развитой личностью.
Михайловский считал, что личность и общество дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Он отрицал возможность «высшей гармонии» в обществе-организме, если при этом человек превращается в средство для процветания этого организма. Он считал, что критерием прогресса является развитие личности, а источником этого развития может стать преодоление отчуждения личности от общества, отход ее от роли простого придатка, винтика. В обществе прогресс может быть, только если личность свободна и социальная среда приспособлена к личности. Главное в социальной среде – кооперация и разделение труда. Михайловский выделяет два типа кооперации: А ) простая – когда все выполняют одинаковые функции, сохраняя при этом свою разнородность; Б) сложная – это экономическое разделение труда, при этом члены кооперации утрачивают свою индивидуальность, выполняют либо умственную либо физическую работу. В этом типе кооперации идет закрепление социальных групп за определенными видами работ, а в итоге мы получаем либо умственную, либо физическую деградацию. Нужно вернуться к простой кооперации но на более высоком уровне – перейти к возможно более полному разделению труда между органами человека и возможно меньшему разделению труда между людьми. Лев Иванович Мечников считал, что критерием прогресса, основой прогресса, является солидарность. Солидарность воплощается в различного рода кооперациях.
Мечников подробно рассмотрел механизм влияния природы на социальное устройство общества. Он пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат географических условий. Он выделил три периода в истории цивилизации: ü речной – возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат; ü средиземноморский – основание Карфагена; ü океанический – открытие Америки. Причину прогресса древних обществ он видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека и в тоже время угрожали его жизни. Для борьбы со стихией рек люди должны были совместно трудиться – объединяться в кооперации. То есть, на общественное развитие влияют географические факторы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |