Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История экологической политики в России. Проблема преемственности

Для того чтобы правильно оценить и понять современную экополитику России, необходимо обратиться к истории. Экологическая политика вовсе не изобретение западных ученых или большевиков.

Статьи экологического содержания находим в «Русской прав­де» (XI в.), например статьи, предусматривающие наказание за разорение гнезда диких пчел. Ряд указов подобного рода появился в царствование Алексея Михайловича (XVII в.), в них, в частности, говорится о лугах и пашнях, которые нельзя затапливать. Однако лес, главное богатство России, рубили без «всякого сожаления, употреб­ляя его на надобное и ненадобное». В трактате «О рублении» А.Т. Болотов писал, что рубят лес сплошняком, спешат скорее выру­бить, чтобы кола и доброй хворостинки не осталось.

Во время царствования Петра I (1682-1725 гг.) с варварской рубкой леса было временно покончено. В стране усиливаются этатистские тенденции, поэтому царь, а затем император, смотрел на лес как на достояние государства, из чего следовало, что интересы частных лиц должны уступать выгодам казны. Петр государствен­ным указом от 30 марта 1701 г. запретил расчистку лесов в Мос­ковском уезде под пашни и на сенные покосы на расстоянии 30 верст от рек, «по которым леса плавят и гоняют к Москве». Он же запретил обрабатывать привезенные по воде бревна, «чтобы от тех щеп и сору оные речки не засорялись».

В 1703 г. Петр Алексеевич издает первый в истории России лес­ной указ общегосударственного значения. В нем царь повелел сде­лать опись всем лесам, растущим по обе стороны от больших рек на 50 верст, а от малых, сплавных, впадающих в большие, - на 20 верст. Все леса в этих пределах объявлялись заповедниками. Были приняты очень строгие меры по сохранности лесов: за рубку клена, ильма, лиственницы и сосны толще 12 вершков в диамет­ре - штраф 10 рублей за дерево. Но разрешалось рубить без всяко­го ограничения липу, ясень, березу, осину, ель, ольху и даже сосну тоньше 12 вершков (53 сантиметров). Разрешалось и заготавливать дрова не только беспрепятственно, но и беспошлинно, в чьих бы то дачах ни было.

В годы правления Петра I, в 1698 г., было положено начало степного лесоразведения в России близ Таганрога.

Царь понял истинную роль леса и старался беречь его от унич­тожения. Он лично написал около 200 указов, писем и распоряже­ний, имеющих прямое или косвенное отношение к лесу. И поэтому вполне справедливо петровское время в истории именуют важной эпохой в истории отечественного хозяйства. Петр ввел хозяйство­вание в лесах: указом от 6 апреля 1722 г. впервые назначил вальдмейстеров - лесничих, а при Адмиралтейской коллегии учредил Вальдмейстерскую канцелярию и назначил обервальдмейстером - главным лесничим - бригадира Глебовского «для смотрения и бережения лесов во всем государстве».

После смерти Петра начинается эпоха дворцовых переворотов, когда правящая элита была озабочена одним - борьбой за власть. Поэтому все указы первого российского императора потеряли прак­тическую силу. Екатерина II окончательно отменила их, повелев (закон 1782 г.) «все леса, растущие в дачах помещичьих... оставить в полную волю», все, даже заповеданные Петром, корабельные, клейменные. Однако, как показали дальнейшие события, «полная их воля» руководствовалась вовсе не разумом, а скорой наживой.

Бесконтрольная вырубка лесов в России, т.е. «вольно» и бес­платно, продолжалась вплоть до XIX в. По времени это значительно дольше, чем в странах Западной Европы. В Европейской России лесные массивы стремительно сокращались. За столетие после Пет­ровской эпохи в стране было уничтожено более 22 млн га леса. При этом не осуждались, а восхвалялись те помещики, которые расши­ряли пашню за счет лесов и больше вывозили пшеницы за границу.

Во второй половине XIX в. появилась еще одна масштабная при­чина для вырубки лесов - индустриализация. Развитие промышлен­ности, пароходства, железных дорог потребовало много топлива. Для нужд одного лишь Волжского пароходства истреблялось до десяти тысяч десятин леса в год. Ежегодно для производства шпал вырубали около миллиона лучших деревьев. Все это привело к тому, что лес­ные массивы быстро уменьшались, а степные экосистемы расширя­лись. Происходило и опустынивание ранее пахотных земель. Тоталь­ная вырубка лесов в ряде регионов России привела в XVIII-XIX вв. к резкому ухудшению экологической обстановки (изменение микро­климата, учащение суховеев и засух, углубляющееся недоедание и появление различного рода болезней).

Тем не менее, во второй половине XIX в. появляются и движе­ния за охрану природы, а к началу XX столетия сформировались «пасторальная» (пастушеская), экологическая и прагматическая точки зрения на эту проблему. Была накоплена и определенная нормативная база в области природоохранной деятельности. По­этому можно утверждать, что экологическая политика СССР воз­никла не на пустом месте.

После Октября 1917 г. советское правительство декларировало приверженность экологическому подходу, опиравшемуся на науч­ные принципы, и с самого начала существования Советского госу­дарства экополитика сформировалась как целостный феномен. Г.Б. Иванцов выделяет следующие основания для такого вывода:

1. Наличие консолидирующей социальной идеи о владении всех и каждого общенародным достоянием, что созвучно российской ментальности по поводу общинного землепользования.

2. Активное законотворчество в этой области. Только до 1924 г. принято 234 декрета и других правительственных документов, ох­ватывающих все стороны ресурсопотребляющей и природоохран­ной деятельности.

3. Использование наследия прошлого в виде старых законода­тельных актов и интеллектуального потенциала русских ученых.

Следует отметить и роль В.И. Ленина как главы советского пра­вительства. Он принимал активное участие в природоохранной деятельности, для стиля его работы был характерен деловой под­ход к природоохранным проблемам в процессе практического ре­шения народнохозяйственных задач.

Серьезной предпосылкой, заложившей возможность планомер­ной охраны природы, стала национализация земли, ее недр, лесов, растительного и животного мира, проведенная на основе декретов «О земле» (1917 г.) и «О социализации земли» (1918 г.). Также имели важное значение документы, подписанные Лениным: «Ос­новной закон о лесах» (1918 г.), «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» (1919 г.), «Об охране рыбных и звериных уго­дий в Северном Ледовитом океане и Белом море» (1921 г.).

В те годы были подготовлены и приняты решения о создании первых в нашей стране государственных заповедников: Астрахан­ского, Ильменского и др.

В 1920-е гг. принимались определенные меры по ослаблению не­гативного влияния развивающейся индустрии на природные экоси­стемы. Имеются в виду постановления об охране лесов и организации лесного хозяйства (1928, 1929, 1931 гг.), о регулировании рыболовст­ва и охране рыбных запасов (1935 г.) и т.д. Расширялись права и обя­занности органов санитарных надзоров в отношении вредного воз­действия промышленных предприятий на природу и здоровье насе­ления. Предпринимались меры природоохранного характера и в пер­вые послевоенные годы (лесовосстановительные работы, охрана ле­сов и отдельных видов природных ресурсов).

Однако после гибели нэпа экополитика очень быстро стала но­минальной. Прежняя важная роль Госкомитета охраны природы была утрачена. Основной стала базовая идея «преобразования природы», с помощью которой можно было оправдать любое эко­логическое преступление.

Индустриализация сверхвысокими темпами была несовместима с серьезной охраной природы. Руководство страны обратилось к поиску средств обретения безграничной власти над природой, ко­торых не могла дать академическая наука. Поэтому возросло зна­чение таких лжеученых, как Т.Д. Лысенко и И.И. Презент, которые обещали всякие чудеса в использовании сил природы в деле со­циалистического строительства.

По мнению А.В. Лосева и Г.Г. Провадкина, ориентация сталинского руководства на исключительно быстрый экстенсивный экономический рост, определяемый в валовых показателях, была несовместима с ра­циональным управлением природными ресурсами на базе законов жи­вой природы. Поэтому грандиозные преобразовательные проекты трудно было сочетать с концепциями экологов и сторонников охраны природы, которые порой позволяли себе откровенные сомнения и воз­ражения. Всероссийское общество охраны природы и Госкомитет Наркомпросса постоянно противились политике хозяйственных нар­коматов, что требовало большого мужества, как и экологическая аргу­ментация неприкосновенности заповедников.

Начиная с марта 1933 г. Госкомитет был занят проблемой бу­дущности заповедников РСФСР. По замыслу Т.Д. Лысенко, И.И. Презента, П.Г. Смидовича и др., заповедники «нового типа» должны служить «образцом того, что сможет в условиях социа­лизма сделать с природой творческая воля человека». Вместо того чтобы быть лабораторией природы, заповедники должны были теперь решать хозяйственно-прагматические задачи: акклиматиза­ции, борьбы с суховеями. Но усилиями ученых сеть заповедников в РСФСР в предвоенный период продолжала расширяться. Однако проводившаяся лжеучеными работа по акклиматизации растений и животных не укрепляла советскую экономику и была опасна серьезными нарушениями экосистем, вела к непредсказуемому росту численности одних видов при падении численности других.

После войны в обстановке крайней международной напряженно­сти Л.П. Берия обвинил заповедники, расположенные вдоль заселен­ных границ Советского Союза, в том, что они служат убежищем шпионов и диверсантов. Давление на заповедники в конце 1940-х гг. еще более возросло, увеличилось отведение земли под лесозаготовки и сельскохозяйственные нужды. А.В. Малиновский, начальник глав­ного управления по заповедникам при Совете Министров РСФСР, даже предлагал в 1950 г. ликвидацию двух третей заповедников.

Потребительское отношение к природе привело к тому, что в ряде регионов страны в 50-х - начале 60-х гг. экологическая си­туация изменилась в худшую сторону. Острота экологической проблемы усилилась в центральных районах РСФСР, на Среднем и Южном Урале, на Украине. Власти называли это «обострением экологической проблемы». При этом многое замалчивалось.

Сложная экологическая обстановка в стране потребовала при­нятия мер по охране природы и отражения их в Конституции СССР 1977 г., ст. 18 которой гласила: «В интересах настоящего и будущего поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохране­ния в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства при­родных богатств и улучшения окружающей среды».

Для обеспечения дальнейшего развития законов об охране при­роды были разработаны и приняты основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, законы об охране атмо­сферного воздуха и охране и использовании животного мира, ос­новы земельного, водного и лесного законодательства. Неодно­кратно намечались конкретные меры по усилению охраны приро­ды, рациональному использованию природных ресурсов, охраны отдельных природных объектов, например по предотвращению загрязнения бассейнов Балтийского, Черного и Азовского морей, рек Волги и Урала (О мерах по предотвращению загрязнения бас­сейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами (1972 г.); О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Чер­ного и Азовского морей (1976 г.); О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря). Таких постановлений союзного и российского республиканского правительств было много. Но они оказались фактически не действующими.

Советская экополитика оставалась политикой «второго сорта». По мнению Г.В. Иванцова, главная причина такого положения - бессубъектность хозяйствования, государственный монополизм. Пона­добилась встряска (Чернобыльская катастрофа), чтобы что-то стало меняться, причем больше в массовом сознании. В годы правления последнего генсека ЦК КПСС М.С. Горбачева стали проводиться экологические митинги, появились движения, партии «зеленых».

Постсоветская Россия является преемницей как дореволюцион­ной России, так и Советского Союза в области использования и охраны окружающей среды, что на наш взгляд, проявляется в чрез­мерной централизации и в отсутствии реальных механизмов реализации задач экополитики. Однако основы новой экологиче­ской политики хотя и медленно, но формируются, чему и будут посвящены материалы следующих параграфов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экополитика: понятие и направления | Экологическое законодательство РФ как механизм экополитики. Международное сотрудничество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.