КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История экологической политики в России. Проблема преемственности
Для того чтобы правильно оценить и понять современную экополитику России, необходимо обратиться к истории. Экологическая политика вовсе не изобретение западных ученых или большевиков. Статьи экологического содержания находим в «Русской правде» (XI в.), например статьи, предусматривающие наказание за разорение гнезда диких пчел. Ряд указов подобного рода появился в царствование Алексея Михайловича (XVII в.), в них, в частности, говорится о лугах и пашнях, которые нельзя затапливать. Однако лес, главное богатство России, рубили без «всякого сожаления, употребляя его на надобное и ненадобное». В трактате «О рублении» А.Т. Болотов писал, что рубят лес сплошняком, спешат скорее вырубить, чтобы кола и доброй хворостинки не осталось. Во время царствования Петра I (1682-1725 гг.) с варварской рубкой леса было временно покончено. В стране усиливаются этатистские тенденции, поэтому царь, а затем император, смотрел на лес как на достояние государства, из чего следовало, что интересы частных лиц должны уступать выгодам казны. Петр государственным указом от 30 марта 1701 г. запретил расчистку лесов в Московском уезде под пашни и на сенные покосы на расстоянии 30 верст от рек, «по которым леса плавят и гоняют к Москве». Он же запретил обрабатывать привезенные по воде бревна, «чтобы от тех щеп и сору оные речки не засорялись». В 1703 г. Петр Алексеевич издает первый в истории России лесной указ общегосударственного значения. В нем царь повелел сделать опись всем лесам, растущим по обе стороны от больших рек на 50 верст, а от малых, сплавных, впадающих в большие, - на 20 верст. Все леса в этих пределах объявлялись заповедниками. Были приняты очень строгие меры по сохранности лесов: за рубку клена, ильма, лиственницы и сосны толще 12 вершков в диаметре - штраф 10 рублей за дерево. Но разрешалось рубить без всякого ограничения липу, ясень, березу, осину, ель, ольху и даже сосну тоньше 12 вершков (53 сантиметров). Разрешалось и заготавливать дрова не только беспрепятственно, но и беспошлинно, в чьих бы то дачах ни было.
В годы правления Петра I, в 1698 г., было положено начало степного лесоразведения в России близ Таганрога. Царь понял истинную роль леса и старался беречь его от уничтожения. Он лично написал около 200 указов, писем и распоряжений, имеющих прямое или косвенное отношение к лесу. И поэтому вполне справедливо петровское время в истории именуют важной эпохой в истории отечественного хозяйства. Петр ввел хозяйствование в лесах: указом от 6 апреля 1722 г. впервые назначил вальдмейстеров - лесничих, а при Адмиралтейской коллегии учредил Вальдмейстерскую канцелярию и назначил обервальдмейстером - главным лесничим - бригадира Глебовского «для смотрения и бережения лесов во всем государстве». После смерти Петра начинается эпоха дворцовых переворотов, когда правящая элита была озабочена одним - борьбой за власть. Поэтому все указы первого российского императора потеряли практическую силу. Екатерина II окончательно отменила их, повелев (закон 1782 г.) «все леса, растущие в дачах помещичьих... оставить в полную волю», все, даже заповеданные Петром, корабельные, клейменные. Однако, как показали дальнейшие события, «полная их воля» руководствовалась вовсе не разумом, а скорой наживой. Бесконтрольная вырубка лесов в России, т.е. «вольно» и бесплатно, продолжалась вплоть до XIX в. По времени это значительно дольше, чем в странах Западной Европы. В Европейской России лесные массивы стремительно сокращались. За столетие после Петровской эпохи в стране было уничтожено более 22 млн га леса. При этом не осуждались, а восхвалялись те помещики, которые расширяли пашню за счет лесов и больше вывозили пшеницы за границу.
Во второй половине XIX в. появилась еще одна масштабная причина для вырубки лесов - индустриализация. Развитие промышленности, пароходства, железных дорог потребовало много топлива. Для нужд одного лишь Волжского пароходства истреблялось до десяти тысяч десятин леса в год. Ежегодно для производства шпал вырубали около миллиона лучших деревьев. Все это привело к тому, что лесные массивы быстро уменьшались, а степные экосистемы расширялись. Происходило и опустынивание ранее пахотных земель. Тотальная вырубка лесов в ряде регионов России привела в XVIII-XIX вв. к резкому ухудшению экологической обстановки (изменение микроклимата, учащение суховеев и засух, углубляющееся недоедание и появление различного рода болезней). Тем не менее, во второй половине XIX в. появляются и движения за охрану природы, а к началу XX столетия сформировались «пасторальная» (пастушеская), экологическая и прагматическая точки зрения на эту проблему. Была накоплена и определенная нормативная база в области природоохранной деятельности. Поэтому можно утверждать, что экологическая политика СССР возникла не на пустом месте. После Октября 1917 г. советское правительство декларировало приверженность экологическому подходу, опиравшемуся на научные принципы, и с самого начала существования Советского государства экополитика сформировалась как целостный феномен. Г.Б. Иванцов выделяет следующие основания для такого вывода: 1. Наличие консолидирующей социальной идеи о владении всех и каждого общенародным достоянием, что созвучно российской ментальности по поводу общинного землепользования. 2. Активное законотворчество в этой области. Только до 1924 г. принято 234 декрета и других правительственных документов, охватывающих все стороны ресурсопотребляющей и природоохранной деятельности. 3. Использование наследия прошлого в виде старых законодательных актов и интеллектуального потенциала русских ученых. Следует отметить и роль В.И. Ленина как главы советского правительства. Он принимал активное участие в природоохранной деятельности, для стиля его работы был характерен деловой подход к природоохранным проблемам в процессе практического решения народнохозяйственных задач.
Серьезной предпосылкой, заложившей возможность планомерной охраны природы, стала национализация земли, ее недр, лесов, растительного и животного мира, проведенная на основе декретов «О земле» (1917 г.) и «О социализации земли» (1918 г.). Также имели важное значение документы, подписанные Лениным: «Основной закон о лесах» (1918 г.), «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» (1919 г.), «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» (1921 г.). В те годы были подготовлены и приняты решения о создании первых в нашей стране государственных заповедников: Астраханского, Ильменского и др. В 1920-е гг. принимались определенные меры по ослаблению негативного влияния развивающейся индустрии на природные экосистемы. Имеются в виду постановления об охране лесов и организации лесного хозяйства (1928, 1929, 1931 гг.), о регулировании рыболовства и охране рыбных запасов (1935 г.) и т.д. Расширялись права и обязанности органов санитарных надзоров в отношении вредного воздействия промышленных предприятий на природу и здоровье населения. Предпринимались меры природоохранного характера и в первые послевоенные годы (лесовосстановительные работы, охрана лесов и отдельных видов природных ресурсов). Однако после гибели нэпа экополитика очень быстро стала номинальной. Прежняя важная роль Госкомитета охраны природы была утрачена. Основной стала базовая идея «преобразования природы», с помощью которой можно было оправдать любое экологическое преступление. Индустриализация сверхвысокими темпами была несовместима с серьезной охраной природы. Руководство страны обратилось к поиску средств обретения безграничной власти над природой, которых не могла дать академическая наука. Поэтому возросло значение таких лжеученых, как Т.Д. Лысенко и И.И. Презент, которые обещали всякие чудеса в использовании сил природы в деле социалистического строительства.
По мнению А.В. Лосева и Г.Г. Провадкина, ориентация сталинского руководства на исключительно быстрый экстенсивный экономический рост, определяемый в валовых показателях, была несовместима с рациональным управлением природными ресурсами на базе законов живой природы. Поэтому грандиозные преобразовательные проекты трудно было сочетать с концепциями экологов и сторонников охраны природы, которые порой позволяли себе откровенные сомнения и возражения. Всероссийское общество охраны природы и Госкомитет Наркомпросса постоянно противились политике хозяйственных наркоматов, что требовало большого мужества, как и экологическая аргументация неприкосновенности заповедников. Начиная с марта 1933 г. Госкомитет был занят проблемой будущности заповедников РСФСР. По замыслу Т.Д. Лысенко, И.И. Презента, П.Г. Смидовича и др., заповедники «нового типа» должны служить «образцом того, что сможет в условиях социализма сделать с природой творческая воля человека». Вместо того чтобы быть лабораторией природы, заповедники должны были теперь решать хозяйственно-прагматические задачи: акклиматизации, борьбы с суховеями. Но усилиями ученых сеть заповедников в РСФСР в предвоенный период продолжала расширяться. Однако проводившаяся лжеучеными работа по акклиматизации растений и животных не укрепляла советскую экономику и была опасна серьезными нарушениями экосистем, вела к непредсказуемому росту численности одних видов при падении численности других. После войны в обстановке крайней международной напряженности Л.П. Берия обвинил заповедники, расположенные вдоль заселенных границ Советского Союза, в том, что они служат убежищем шпионов и диверсантов. Давление на заповедники в конце 1940-х гг. еще более возросло, увеличилось отведение земли под лесозаготовки и сельскохозяйственные нужды. А.В. Малиновский, начальник главного управления по заповедникам при Совете Министров РСФСР, даже предлагал в 1950 г. ликвидацию двух третей заповедников. Потребительское отношение к природе привело к тому, что в ряде регионов страны в 50-х - начале 60-х гг. экологическая ситуация изменилась в худшую сторону. Острота экологической проблемы усилилась в центральных районах РСФСР, на Среднем и Южном Урале, на Украине. Власти называли это «обострением экологической проблемы». При этом многое замалчивалось. Сложная экологическая обстановка в стране потребовала принятия мер по охране природы и отражения их в Конституции СССР 1977 г., ст. 18 которой гласила: «В интересах настоящего и будущего поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды». Для обеспечения дальнейшего развития законов об охране природы были разработаны и приняты основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и охране и использовании животного мира, основы земельного, водного и лесного законодательства. Неоднократно намечались конкретные меры по усилению охраны природы, рациональному использованию природных ресурсов, охраны отдельных природных объектов, например по предотвращению загрязнения бассейнов Балтийского, Черного и Азовского морей, рек Волги и Урала (О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами (1972 г.); О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей (1976 г.); О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря). Таких постановлений союзного и российского республиканского правительств было много. Но они оказались фактически не действующими. Советская экополитика оставалась политикой «второго сорта». По мнению Г.В. Иванцова, главная причина такого положения - бессубъектность хозяйствования, государственный монополизм. Понадобилась встряска (Чернобыльская катастрофа), чтобы что-то стало меняться, причем больше в массовом сознании. В годы правления последнего генсека ЦК КПСС М.С. Горбачева стали проводиться экологические митинги, появились движения, партии «зеленых». Постсоветская Россия является преемницей как дореволюционной России, так и Советского Союза в области использования и охраны окружающей среды, что на наш взгляд, проявляется в чрезмерной централизации и в отсутствии реальных механизмов реализации задач экополитики. Однако основы новой экологической политики хотя и медленно, но формируются, чему и будут посвящены материалы следующих параграфов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |