Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные каналы воздействия на сознание населения

Состояние экологического образования в современной России.

В начале 1990-х гг. в России ускоряются процессы трансфор­мации экологического образования. Построение системы данного вида образования базировалось на ряде методологических прин­ципов, сформулированных еще в 1980-х гг. такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравечина. Базовыми стали представления, что, человечест­во связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия чело­века и общества с природой, фактор ее изменения; изменение при­родной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели ра­зумной человеческой деятельности должны всесторонне учиты­вать проявление законов природы.

В 1990-е гг. было структурировано содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А.Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодейст­вия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения; ценностный - ценностные ориентации о много­сторонней общественной и личной значимости природы; норматив­ный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельный - виды и спосо­бы деятельности школьников, направленные на формирование по­знавательных и практических умений экологического характера.

Однако самые замечательные разработки ученых могут остаться невостребованными, если не будут сформированы механизмы их реализации, в том числе правовые. В Законе «Об охране окружаю­щей природной среды» (1991 г.) предусмотрена реализация эколо­гического воспитания и образования в процессе дошкольного, школьного и профессионального (в средних и высших учебных за­ведениях) образования, а также в системах повышения квалифика­ции. Это должно достигаться обязательным преподаванием основ экологических знаний в средней школе. Экологическое образование формируется как многоуровневое. Именно в таком ключе и разви­валось оно в последнее десятилетие в России.

В 1995 г. принят Закон РФ «О государственной политике в об­ласти экологического образования», в котором говорится, что эко­логическое образование - это «процесс обучения, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование цен­ностных ориентации, поведенческих норм и получение специаль­ных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемый в экологически грамотной деятельности».

В конце 1990-х гг. под влиянием ряда объективных причин, та­ких как углубление экологического кризиса, рост общественного сознания, пересмотр идеологических позиций, активная интегра­ция России в мировое сообщество, начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях российского экологического образования.

По мнению Ю.Л. Хотунцева, итоги дискуссии можно свести к следующим положениям: необходима концентрация усилий уче­ных на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности, среди которых важнейшими являются гуманизация образова­ния в целях формирования общечеловеческого приоритета сохра­нения среды жизни; активизация экологического движения; при­менение знаний в практической деятельности как элемента эколо­гической культуры; преодоление разрыва между знаниями, созна­нием, эмоциями, отношением и деятельностью; создание вариан­тов содержания и форм экологического образования в изменяю­щихся условиях.

Главное в экологическом образовании - формирование соот­ветствующего мировоззрения, экологического сознания. Совре­менное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для университетов, институтов, техникумов). Но все они в основ­ном рассматривают природные ресурсы (охрану недр, почв, вод), но не природу. Термин «охрана при­роды» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окру­жающей среды», служащей фоном для его деятельности. Поэтому не случайно в нашей стране все больше внимания уделяется идее непрерывного экологического образования, призванной изменить парадигму общественного сознания.

В 1994 г. Проблемный совет по экологическому образованию Российской академии наук разработал концепцию непрерывного экологического образования, хотя в целом она и не была принята. Тем не менее, это достаточно любопытная разработка, получившая определенную известность в стране. По этой концепции целью непрерывного экологического образования является формирова­ние экологического мировоззрения с раннего возраста, чтобы оп­ределить систему экологических ценностей, учитывая возрастные особенности психического развития детей. В младшем школьном возрасте обучение и воспитание следует строить на уровне приро­доохранных и системных экологических знаний, в 10-11-х клас­сах - формировать основы экологического мышления.

Экологическое образование в настоящее время принято рас­сматривать как единую систему, основными компонентами кото­рой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

Выделяют различные модели организации эко­логического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологиче­ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме­тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре­форма учебного процесса. Большинство школ в стране (98%) рабо­тают по первой модели.

Мировоззренческую основу экологического образования состав­ляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропо­центрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодей­ствия, о коэволюции природы и общества как единственно возмож­ном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.

Вернемся к главному звену экологического образования и вос­питания - к школе.

Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе соотносятся с преподаванием экологии - относительно нового предмета. Это требует от самого педагога и от его учеников творческого отношения к учебному процессу, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.

Как считают В.А. Ситаров и В.В. Пустовойтов, важно, чтобы вы­пускник школы входил во взрослую жизнь, имея устойчивые ценно­стные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных, и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля изложения своего предмета, донося до сознания учеников, что этот предмет действительно реально связан не только с их личным благо­получием и благополучием их близких, но и с благополучием всего человечества. Эмоциональный, художественный, образовательный подход к душе человека - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.

Следует отметить важный факт: сейчас в России действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического профиля, в которых ведутся факультативы «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», читаются специальные курсы по экологии. В их числе «Основы экологии» (в 1995 г. издан учебник «Эколо­гия» Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника и А.П. Сидорина для уча­щихся 9-х классов), «Природа и культура» и др. При сотрудниче­стве с вузами во многих регионах развертывается научно-техническая работа по важнейшим проблемам региональной и ме­стной экологии. С 1994 г. регулярно проводятся Всероссийские экологические олимпиады школьников.

Однако формирование новой парадигмы экологического обра­зования в школе происходит не столь радужно, как может пока­заться на первый взгляд. В учебных планах школ большинства ре­гионов РФ «Экология» как специальный предмет не значится. Экологическое образование учащихся в этих школах осуществля­ется по так называемому интегрированному варианту через пред­меты «Биология», «География», «Химия» и др. И если вопросы прикладной и социальной экологии рассматриваются на уроках географии, то основная нагрузка изучения «биоэкологии» ложится на предметы биологического цикла.

По словам А.Л. Самсонова, главного редактора журнала «Эко­логия и жизнь», экология не только оказалась среди предметов, перегружающих школу, но в 2002 г. усилиями Министерства обра­зования была вытеснена из стен школы.

Тем не менее экологические идеи постепенно «овладевают мас­сами», поэтому есть основания надеяться на то, что ситуация с изу­чением экологии в школе нормализуется. Тем более что в России в вузовской системе существует более десяти экологических специ­альностей. Студентам преподаются такие дисциплины, как «Эколо­гия», «Природопользование», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность и экологичность продукции», «Утилизация и захоро­нение отходов», «Экологическая экспертиза проектов» и др.

Однако для решения экологических проблем нужны новые формы экологического образования. Ю.Л. Хотунцев справедливо отмечает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологическо­го сознания. Как сделать, чтобы принцип Римского клуба «Мыс­лить глобально, действовать локально» стал достоянием каждого? Эти и другие важные проблемы обсуждались на круглом столе «Экологическое образование в РФ: шаг в XXI век», прошедшем в конце августа 2002 г. в Министерстве природных ресурсов. Тема: «Средства массовой информации в экологическом просвещении населения». Главный вывод — без СМИ экологические идеи не ов­ладеют массами.

В радио- и телевизионных программах, газетах была и есть ин­формация экологического содержания. (Появилась информация и в Интернете.) Но возникает вопрос, достаточно ли этого для акти­визации экологического мышления? Очевидно, что необходимо и увеличивать объемы, и искать новые формы подачи информации. На наш взгляд, интереснее развивается экологическая периодика. В 1990-е гг. появились новые журналы: «Экология и промышлен­ность России», «Экое», «Экология и жизнь» и др. Весь этот объем новой и подчас острой информации и призван (наряду со школь­ным образованием) содействовать психологической включенности личности в мир природы и формированию системы адекватных экологических представлений.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамян Э~А. Экологическое образование должно быть непрерывным // Эколо­гия и жизнь. 1998. № 3.

Белов С.В. Охрана окружающей среды: аспекты образования // ЭКИП. 1996. № 7.

Валитова А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ // Социологиче­ские исследования. 1999. № 3.

Вишняков Я.Ф. и др. Экологическая подготовка управленцев и экономистов на этапе вузовского обучения // ЭКИП. 1996. № 9.

Иоселиани А. Христианство, техносфера и экологическое сознание // Свободная мысль. 1999. № 11.

Казарян В.П. У истоков экологического мышления в России // Вестник МГУ. Сер. 7. 1998. № 1.

Каханова ЛЛ, СМИ и экологическое просвещение // Экология и жизнь. 2002. №5.

Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М.: ВЛАДОС, 1998.

Маркович Д. Глобализация экологического образования // Социологические ис­следования. 2001. № 1.

Маркин Б.М, Наумова Л.Г. Экологии в школе нет... // Экология и жизнь. 2002. №3.

Мозговая А.В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления // Социологические исследования. 1999. № 8.

Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.

Самсонов АЛ. Посеявший ветер пожнет бурю // Экология и жизнь. 2003. № 1.

Соломкина МЛ. Экологическое сознание: понятия, типология, интерпретация // Экология человека. 2000. № 2.

Тарасова Н.П. Образование как фактор устойчивого развития // ЭКИП. 2000. №10.

Урсул АД. Устойчивое развитие цивилизации и образования в XX веке // Зеле­ный крест. 1995. № 4.

Шайхиев P.P. Формирование нового экологического мышления: реальность и перспективы // Экология человека. 2000. № 1.

Экологическая пропаганда в СССР. М.: Наука, 1984.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическое образование в СССР | Определимся с терминами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.