Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики лексики и фразеологии

А.Д. Алферова и В.И. Чернышева в развитие

 

Вопрос ознакомления младших школьников с фразеологией затрагивает и А.Я. Острогорский в своей книге "Живое слово". Он предусматривает эту работу на уроках чтения литературных произведений в подготовительных классах гимназии, которые соответствуют 3-4 классу нашей начальной школы. А.Я. Острогорский считает фразеологическую работу органическим продолжением словарной работы, рекомендуя не ограничиваться лишь "раскрытием прямого значения слов и словосочетаний, а давать детям представление о переносном их смысле, показывать их связи (в том числе и фразеологические) с другими словами, иллюстрируя образцами из литературы и произведений фольклора.

Предложенный А.Я. Острогорским прием включения слова в различные связи, вплоть до фразеологических, широко используется в современной начальной школе.

Долгое время шел спор о необходимости изучения разговорного языка, языка народа. Так, В.И. Водовозов предлагает начинать "не с определения, что такое речь или слово, а с изучения наиболее живых форм языка. У Крылова беспрестанно встречаются подобные выражения: "тихохонько медведя толк ногой, чудес палата, лисицыны слова, вещуньина голова, мишенькин совет; что за страсть; вот невидаль мышей... ни стать ни сесть, ни перечесть; отколе ни возьмись" и проч.". Именно И.А.Крылов одним из первых начал сближение русского литературного языка и живой народной речи, что отметил еще В.Г.Белинский, говоря, что "вся житейская мудрость" в баснях И.А.Крылова выражена "в таких оригинально-русских, непередаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах; все это представляет собой такое неисчерпаемое богатство идиомов, русизмов, составляющих народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство, что сам Пушкин не полон без Крылова в этом отношении". В баснях И.А.Крылова встречаем большое количество устойчивых словосочетаний разговорного характера: ломать голову, бежать без оглядки, как гора с плеч, разинуть рот, уши вянут, нести дичь, с руками оторвут и т.п.

Широко употребляет баснописец пословицы и поговорки: Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь - пригодится воды напиться; Хоть говорят, что бедность не порок; Недаром говорится, что дело мастера боится; Тут поздно девушки узнали, что из огня да в полымя попали; Что ты посеял, то и жни и др. Свободное и широкое включение в словарный состав своих произведений просторечной лексики и фразеологии было облегчено спецификой басни как жанра (просторечные формы употреблялись в баснях М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского и в XVIII веке).

Кроме того, сам Крылов умел создавать выражения, сочетания слов, необычайно меткие, что обусловило их вхождение в состав фразеологии современного русского языка: А ларчик просто открывался ("Ларчик"), Слона-то я и не приметил ("Любопытный"), У сильного всегда бессильный виноват ("Волк и Ягненок "), А Васька слушает да ест ("Кот и Повар").

И.А. Крылов ввел в басню слова и выражения разговорно-просторечного характера. При изучении басен, таким образом, возникает необходимость знакомства "с коренными словами русской речи", которые все краткие учебники языка, по словам В.И. Водовозова, "считают какою-то роскошью".

Обращать "большее внимание на разговорный язык, на звуковую сторону родного языка и на выразительность чтения" предлагает и А.Д. Алферов. Он считает необходимым, "чтобы изучение литературного языка ставилось в связь с изучением народного", чтобы преподаватели заботились об обогащении детского языка "чтением, рассказом и заучиванием вполне доступных пониманию ребенка образцов литературного языка". Считаем, что это вполне можно отнести к крылатым выражениям из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова.

"Необходимой опорой чтения, письма и разговора" считал "живой язык" и В.И. Чернышев. Он говорил, что "школа... слишком мало ценит живой русский язык" и называл следующие условия для развития речи: "1) усовершенствование прирожденного каждому человеку дара слова, 2) практическое упражнение этой способности, 3) пример хорошо говорящих и влияние книжных литературных образцов". Что касается последнего пункта, В.И.Чернышев советовал не мешать ученику, если он говорит близко к книге: “пусть он усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину, Тургеневу, Чехову; не заставляйте его передавать "своими словами" незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова".

Как видно из сказанного, работа над пополнением словарно-фразеологического запаса учащихся привлекала внимание лингвистов и методистов еще в дореволюционное время. Так, Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова", И.И. Срезневский советовал преподавателям обогащать речь детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам" слов и выражений, а К.Д. Ушинский писал, что нужно через слово ввести дитя в область духовной жизни народа.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа изучения фразеологии И.И. Срезневского | Лекция № 3. Возрастание интереса к фразеологии в послеоктябрьский период
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.