Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические методы

Методы и приемы изучения фразеологизмов

Лекция № 7.

 

При отборе методов изучения фразеологических единиц мы быдем использовать классификацию методов обучения русскому языку, предложенную Л.П. Федоренко. Она различает теоретические, теоретическо-практические и практические методы. Под методами мы понимаем "способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения" [100, с.121].

1. Метод сообщения - “основной метод ознакомления учеников с лингвистическими единицами” [182, c.106]. Метод сообщения реализуется, по мнению Л.П. Федоренко, тремя приемами. Один из них - прием предметных действий - можно использовать при изучении фразеологизмов. Этот прием “состоит в том, что учитель показывает ученикам... те единицы языка, которые подлежат изучению, и одновременно называет их соответствующим термином” [там же]. Используя прием предметных действий, можно организовать первичное ознакомление с фразеологизмами (см. с.10 методички).

2. Метод беседы “представляет собой следующее: учитель с помощью вопросов подводит детей к тому, чтобы они, анализируя данный языковой материал, самостоятельно заметили существенные признаки изучаемого явления” [182, с.108].

Особый интерес у учащихся вызывают упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок: фразеологизм соотносится с рисунком, отражающим прямое значение сочетания слов. Беседа может быть построена следующим образом:

· - В одном классе учительница дала задание: к выражению спустя рукава нарисовать рисунок. Ваня нарисовал вот такой. (Учитель показывает рисунок, на котором изображен мальчик в рубашке с очень длинными рукавами. Если нет заготовленного рисунка, можно вербально его описать).

- Соответствует ли рисунок смыслу этого выражения?

- А что, по-вашему, означает это выражение?

- Как вы думаете, можно ли в этом выражении заменить первое слово на синонимичное, сказать, например, не спустя рукава, а опустив рукава? Почему нельзя?

- А как мы скажем о человеке, который работает хорошо, усердно, в полную силу?

- Знаете ли вы откуда пошли выражения спустя рукава и засучив рукава? (Так как этимологический анализ этих выражений помогает уяснению их значения, считаем необходимым дать исторический комментарий (если этого не сделают учащиеся). Зародились эти выражения в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Чтобы работать, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо).

3. Метод чтения учебника “предполагает добывание знаний из книги самими учащимися” [182, с.109]. Это может быть чтение справочного материала по фразеологии, помещенного в учебной литературе для учащихся начальных классов. Так, в учебнике “Родная словесность” Е.М. Леоновича учащиеся могут самостоятельно прочитать сведения о фразеологизмах с опорным словом нос [94, с.125], а при чтении “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина по учебнику “Родное слово” для 2 класса четырехлетней начальной школы обратиться к сноске: “белены объелась - сошла с ума, обезумела” [143, с.326]. Кроме того, вполне доступен для учащихся начальной школы справочный материал по фразеологии, содержащийся в пособиях “Учимся играя” и “Пословицы, поговорки, ребусы” В.В. Волиной, “Моя самая первая книжка о словах. Путешествие в Страну Слов” И.Б. Голуб, “Крылатое слово” Э.А. Вартаньяна, в “Школьном фразеологическом словаре русского языка” В.П. Жукова и других словарях.

Уже в начальной школе учитель должен заинтересовать детей, увлечь их работой с фразеологическими единицами языка, научить пользоваться словарями и другой справочной литературой.

Как отмечает Л.П. Федоренко, теоретическими методами обучения нельзя ограничиться. Необходимо закрепление, которое выполняется теоретико-практическими методами. “Именно работа методами теоретико-практическими тренирует интеллект учащихся, развивает память, мышление, воображение, представление, что в конечном итоге настолько совершенствует интеллект ребенка..., что он оказывается в состоянии усваивать понятия...” [182, с.110].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии отбора дидактического материала для лексико-фразеологической работы в начальной школе | Теоретико-практические методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.