Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансирования дефицита бюджета

 

Источники финансирования - существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, перечень экономических субъектов, способных предоставить такие ресурсы. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь")

 

Если бюджет принимается с дефицитом, то есть доходов бюджета недостаточно, чтобы покрыть все его расходы, привлекаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние. Это зависит от того, в какой валюте привлекается источник. Если деньги в бюджет поступают в рублях – это внутренний источник. Если деньги в иностранной валюте – внешний.

Федеральный бюджет и бюджет субъекта могут привлекать как внутренние, так и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Местные бюджеты вправе привлекать только внутренние источники (только источники, выраженные в рублях).

Полный перечень источников внутреннего и внешнего финансирования федерального бюджета приведен в БК РФ в статье 94 «Источники финансирования дефицита федерального бюджета».

Полный перечень источников внутреннего и внешнего финансирования бюджета субъекта приведен в БК РФ в статье 95 «Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации».

Источники внутреннего финансирования, которые имеют право использовать местные бюджеты - в статье 96 «Источники финансирования дефицита местного бюджета».

 

Обобщенно можно выделить несколько основных групп источников внутреннего финансирования (то есть выраженных в рублях):

Кредиты – разница между полученными бюджетом кредитами и средствами, направленными на их погашение:

· Бюджетными кредитами от других бюджетов бюджетной системы РФ;

· Кредитами кредитных организаций;

· Кредитами международных финансовых организаций;

Остатки:

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года (то есть это деньги, которые остались на счете бюджета с прошлого финансового года);

Поступления от размещения государственных ценных бумаг:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение. Ценные бумаги как экономическая категория — это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал.

Иные источники внутреннего финансирования:

Кредиты – разница между средствами, затраченными на предоставление кредитов, и средствами, полученными в погашение кредитов:

· доход от предоставления кредитов юридическим лицам;

· доход от предоставления кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ.

Поступления от продажи:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

· курсовая разница (курсовая разница – разница в стоимости товара (услуги), возникающая в связи с текущим изменением курса рубля к иностранным валютам. Курсовые разницы образуются, если организация производит пересчет валютных средств, а также задолженностей которые следует погашать в иностранной валюте. Курсовые разницы могут быть: положительными (курс валюты изменяется в сторону увеличения) и отрицательными (курс валюты изменяется в сторону уменьшения).

Средства, получаемые по государственным гарантиям:

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий, которые предоставило публично-правовое образование в случае, если исполнение гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

 

Основные группы источников внешнего финансирования (то есть источников, выраженных в иностранной валюте, для бюджета субъекта. Список источников внешнего финансирования для федерального бюджета намного шире):

Поступления от размещения ценных бумаг:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

Кредиты – разница между полученными бюджетом кредитами и средствами, направленными на их погашение:

· разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

Иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Средства, получаемые по государственным гарантиям:

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если и возникает право регрессного требования гаранта к принципалу либо бенефициар уступает свои требования к принципалу гаранту.

 

Каким образом предоставляются государственные гарантии:

 

Принципал - основной должник в обязательстве;

Бенефициар – тот, кто должен получить денежные средства по определенному договору. Например, при импорте продукции бенефициар – иностранный экспортер, продавец товаров или услуг, которые являются предметом международного договора купли-продажи.

Гарант – поручитель, учреждение или лицо, дающее гарантию, в нашем случае публично-правовое образование.

Из бюджета бенефициару выплачивается определенная сумма. При этом между гарантом и принципалом заключается соглашение о праве регрессного требования гаранта к принципалу. То есть принципал должен выплатить денежные средства гаранту.

Если гарантия представлена с правом регрессного требования, ее исполнение учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. Исполнение обязательств по гарантиям без регресса является по сути субсидией – безвозвратным и безвозмездным расходом, которая покрывается доходами бюджета, а не временными и к тому же платными государственными заимствованиями. Поэтому, в случае, если гарантия предоставляется без права регрессного требования, ее исполнение следует учитывать в расходах бюджета (Пояснительная записка к проекту федерального казначейства «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»).

 

Необходимо помнить, что в рамках источников производятся как поступления в бюджет, так выплаты из бюджета. То есть если мы даем гарантию, то сначала выплачиваем из бюджета суммы по гарантии – делаем «вложение» в источники финансирования, а затем по этому источнику получаем поступления (когда принципал возвращает нам средства).

Если мы берем кредит, то наоборот: сначала получаем поступления по источнику, а потом выплачиваем долг, тоже по источниковой классификации.

 

Государственные заимствования Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (не нефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств.

Государственные внешние заимствования РФ – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Государственные внутренние заимствования РФ – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.

Государственные внешние заимствования субъектов РФ – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса в целях обеспечения погашения существующего государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации.

Государственные внутренние заимствования субъектов РФ – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

(Статья 103 БК РФ. Осуществление государственных и муниципальных заимствований).

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, также как и код классификации доходов, и код классификации расходов бюджетов РФ, является 20-значным и представлен в виде 3-х составных частей:

1. Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета – 3 разряда;

2. Кода группы, подгруппы, статьи вида источника финансирования дефицита бюджета) – 14 разрядов;

3. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ – 3 разряда.

 

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета Группа Подгруппа Статья Вид источников финансирования дефицитов бюджетов РФ Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
    подстатья элемент
                                       
     
                                       

· Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) об этом бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

 

· Код группы

В рамках кода группы предусмотрены:

· 01 – Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджета;

· 02 – Источники внешнего финансирования дефицитов бюджета.

· Код подгруппы

Подгруппа указывает на конкретный вид источника внутреннего или внешнего финансирования:

Например, для внутренних источников (группа 01), по подгруппе 01 отражаются ценные бумаги, по 02 – кредиты кредитных организаций, по 03 – бюджетные кредиты, 04 – кредиты международных финансовых организаций, 05 – изменение остатков средств на счетах бюджета, 06 - иные источники.

Для источников внешнего финансирования (группа 02), по подгруппе 01 отражаются государственные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте. По подгруппе 02 отражаются кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права.

Коды групп и подгрупп классификации источников утверждены Инструкцией 190н и являются общими для всей РФ.

 

· Код статьи

Коды элемента являются общими для всей РФ, они утверждены Инструкцией 190н.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицита бюджета утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

 

· Код экономической классификации

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ определяет группировку операций по их экономическому содержанию. Для источников финансирования начинаются с цифр 5, 6, 7, 8, а также коды 171, 310 и 410.

Используемые сокращения:

· КИВФ – классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· КИВнФ – классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· ЭКИ – экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профицит, дефицит, предельные размеры дефицита | Понятия. Лекция VI. Основы исполнения бюджетов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.