Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Тактическое планирование

Принципы планирования.

……..

……..

Тактическое планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций. Оно необходимо для своевременной доставки сырья, материалов, средств труда, для подготовки смежных работ. Тактическое планирование должно обеспечивать выполнение стратегии организации. Тактическое планирование определяется условиями работы и целями организации.

Принципы тактического планирования:

1. связь уровней управления: планирование может идти как сверху вниз, так и снизу вверх (укрепление плана)

2. привязка к календарю:

· планирование по интервалам времени

· привязка к календарным датам

· привязка к датам завершения отдельных работ

· свободное планирование очередности

3. определение длины горизонта планирования:

· планирование на один интервал

· скользящее планирование

· остаточное планирование

· гибкое планирование (с выбором горизонта планирования)

4. влияние предшествующего результата:

· планирование с нуля (прошлые результаты не учитываются)

· воз­вратное планирование (с учетом прошлых обязательств, достижений, результатов)

5. описание плана:

· планирование по группам продукции

· планирование по заказам; планирование по технико-экономическим показателям

· планирова­ние по статьям калькуляции

· план по контингенту учащихся

6. связь планов участков производственного процесса:

· планирование по узкому месту

· планирование «от выхода к входу»

· планирование «от входа к выходу»

· последовательная проводка единиц продукции или услуг

Планирование не является самостоятельной целью, поэтому вариант планирования в конкретных условиях определяется особенностями функцио­нирования организации, задачами, которые перед ней ставятся.

Методы планирования и виды планов.

Основные методы планирования:

· балансовый - состоит в сопоставлении ресурсов и потребностей. Составляется в натуральном и стоимостном выражении, позволяет выявить «узкие» места

· нормативный - предполагает опору на один из исходных показателей, а остальные рассчитываются через систему норм

· программно - целевой - увязывает цели деятельности и возможности, ре­сурсного обеспечения. Построен на системном подходе. Формируется цель, которая делится на подцели, и формируются ресурсы, необходимые для достижения, реализации цели. Этот метод использует аппарат теории ГРАФА: дерево целей (изображается в виде уровней и целей) и дерево ресурсов (средства для достижения целей)

Для большинства организаций основным параметром является реализация продукции, а реализация зависит от спроса. Спрос же варьируется в зависимости от интервала времени.

В зависимости от связи спроса с параметрами производства различают:

· стабилизирующее производственное планирование: опирается на постоянный выпуск продукции по интервалам времени и удовлетворение колебаний спроса через изменение запасов продукции на складе

· стабилизирующее складское планирование: предполагает постоянство запасов на складе и изменение объемов выпуска продукции с учетом колебания спроса

Виды планов:

1. Производственная программа – это развернутый план производства и реа­лизации продукции. Количественные показатели программы определяют состав продукции и объем производства. Максимальная годовая программа определяется производственной мощностью предприятия при максимальном использовании всех имеющихся ресурсов. Производственная мощность является величиной переменной. На начальной стадии производственная мощность меньше проектной, т.к. идет наладка, освоение. Затем мощность нарастает, достигает оптимизации, а может и понизиться за счет старения оборудования и необходимости его ремонтирования. Производственная мощность измеряется в единицах выпуска продукции.

Важнейшими планами, измеряющими объем производства, являются:

2. Номенклатура продукции – это перечень групп изделий, определяющих специализацию организации. Объединение продукции в номенклатурные группы происхо­дит по принципу технологической и конструктивной однородности. Важным условием является близость по структуре к трудоемкости.

3. Ассортимент продукции - это состав продукции и услуг по видам и типам.

4. Товарная продукция - продукция, изготовленная в течение планового периода, соответствующая требованию стандартов договорной документации, принятой службой технического контроля, и переданная на склад для отгрузки, а также услуги, оказанные другим организациям, работы по ремонту собственного оборудования.

5. Валовая продукция — это вся продукция организации независимо от сте­пени готовности, выполненная за временной период, а также изменение остат­ков незавершенного производства, полуфабрикатов собственного производства. Незавершенное производство - это продукция, находящаяся на различ­ных стадиях готовности и подлежащая дальнейшей обработке. Большая величина незавершенного производства говорит о возможной ритмичной работе, но отрицательно сказывается на рентабельности (прибыли).

6. Объем реализованной продукции - продукция, деньги за которую по­ступили на счет предприятия.

7. Чистая продукция – это вновь созданная стоимость. ЧП = сумма нормативной з/п с начислениями и прибыль.

Из всей совокупности плановой деятельности можно выделить: 1) планы продаж 2) планы производства; 3) НИОКР; 4) доходов, 5)фи­нансовый план, 6) план по персоналу, 7) планы закупок, 8) инвестиций, 9) расходов, 10) кре­дитный план …

План может быть представлен графически, словесно, таблично. Календарный план бывает графический и табличный.

Графический:

· планированный график – это схематичное изображение производственного процесса. Для каждой работы графика отводится отдельная строка, где пишется наименование работы и указывается время исполнения

· ленточный график – представляет собой хронограмму, т.е. последовательности отрезков времени, соответствующих видам работ

· диспетчерский график – это разновидность планированного или ленточного графика. Строится в процессе выполнения работ.

· график Гантта – имеет вид лестницы, вертикально откладывается номер операции, горизонтально – время. Размер ступени характеризует время обработки на соответствующей операции. Наклон – это время перехода от одной операции к другой.

· сетевой график – это сеть узлов, соединенных стрелками. Величина узлов зависит от начала и окончания работ. Стрелки – аналоги работ.

· табличный график – менее нагляден, но содержит больше информации. В столбцах таблицы указываются: номер работы, ее наименование, время начала и конца, привлекаемые ресурсы, исполнители…

Типовые варианты плановых стратегий.

Основными вариантами являются: дискретная, достаточная, скользящая, возвратная, зональная и смешанная стратегии.

1. Дискретная плановая стратегия – предполагает выделение интервалов времени; пла­нирование на следующий этап начинается от фактического достижения за предшествующий период.

2. Остаточная плановая стратегия – предусматривает определение конечного результата и составление плана на весь оставшийся временной период. На начальный момент план составляется на весь комплекс работ. По истечении интервала времени составляется план оставшихся работ с учетом фактического выполнения. То есть существуют 2 варианта: 1) интенсификация плана, если в предшествующий период он не был достигнут или 2) сокращение объема работ, если в предшествующий период он был перевыполнен.

3. Скользящая плановая стратегия – основывается на фиксированном горизонте плани­рования, включающего несколько временных интервалов. Годовое планирование выполняется на начало каждого квартала, но с общей продолжительностью 4 квартальных интервала.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

4. Возвратная плановая стратегия – состоит из 2-х частей: сначала составляется план на длительный период, затем с учетом фактического выполнения плана за очередной период составляется план на следующий и ближайший временной интервал. Задача – обеспечить возврат на первоначальную плановую стратегию. Если в очередной периоде план был недовыполнен, то в следующем периоде планируется интенсификация работ на размер недовыполнения.

5. Зональная плановая стратегия допускает инициативный режим до тех пор, пока результаты не выйдут за зону планирования. Параметры зоны планирования: время, объемы работ, отклонения от заданного результата, границы территории.

6. Смешанная плановая стратегия характерна для крупных предприятий, организаций.

Оперативное управление – это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих выбор места и времени выполнения работ. Оно включает в себя: 1) процесс принятия управленческих решений; 2) разработку производственных графиков; 3) учет и регулирование деятельности.

При планировании и тактическом управлении выделяют:

· производство – это группа подразделений с однотипным характером производственного процесса

· цех – это подразделение, выполняющее часть производственного процесса

· участок – это основное производственное подразделение

· элемент – это часть производственной операции, выполняемой в одном рабочем режиме.

Типовые способы организации производства: 1) обработка единицами в потоке или на конвейере; 2) обработка партиями; 3) обработка на универсальных рабочих местах; 4) совмещение процессов обработки и движения деталей.

При описании организации производства используются следующие понятия:

· деталь – это предмет, которые не может быть разделен на части без разрешения

· сборная единица (узел) – это разъемное соединение нескольких деталей

· комплект – это соединение нескольких сборных единиц и деталей

· партия – это количество одинаковых деталей, обрабатываемых или собираемых на рабочем месте без переналадки

В зависимости от размера партии выделяют следующие виды организации производства: 1)индивидуальное; 2) мелкосерийное; 3) серийное; 4) массовое.

Для описания производственного процесса используются следующие параметры:

· время обработки изделия по всему производственному циклу

· производительность процесса – количество изделий за интервал обработки

· пауза на операции – время между окончательной обработкой предшествующей детали и началом обработки последующей

· время на операции – время занятости оборудования на обработку изделия (занятость оборудования)

1) подготовительно заключенное время – профилактика и перенастройка оборудования

2) основное время – время выполнения производственных операций

3) вспомогательное время – время контрольных замеров, проб…

4) время обслуживания оборудования (напр. смазка)

5) перерывы в работе: а) регламентированный отдых; 2) непроизводственные простои оборудования (время между сменами).

Организация производства предполагает организацию техники, людей, а также идей. При организации производства полезно помнить следующие правила:

· чем меньше элементов в системе, тем выше ее надежность

· управление должно быть нацелено на сохранение и развитие факторов успеха и сильных сторон организации

· организационное целое больше суммы его частей.

Организационная структура: основные принципы разработки.

Организационная структура – это состав (специализированный), соподчиненность и взаимосвязь управленческих подразделений организации. Структура организации должна быть ориентирована на реализацию стратегии организации. Составляется сверху вниз. Вследствие изменения стратегий структура тоже требует изменений.

На построение организационной структуры влияет ряд факторов:

1. факторы, непосредственно влияющие на структуру организации

· цели, лежащие в основе выделенных в организации самостоятельных подразделений

· функции управления, их состав, содержание и объем

· масштабы и сложность производства

· характер выпускаемой продукции

· применяемая технология

· степень концентрации производства, его специализация…

· территориальное размещение

2. факторы, опосредованно влияющие на структуру организации:

· кадры

· техника

· организация труда

· техническое управление

С одной стороны, они влияют на организационную структуру, а с другой стороны сами ее определяют. Структура организации определяет состав должностей, требований к работникам и качеству.

Рациональное построение организационной структуры определяется оптимальным сочетанием внутренних и внешних связей организации. Целесообразно преобладание внутренних связей над внешними, иначе организация теряет свою стабильность.

Принципы разработки организационной структуры:

· направленность на достижение целей и реализация стратегий: достигается с помощью установленных правил и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним целей

· перспективность: учитываются вопросы не только сегодняшнего дня, но и стратегические

· способность к развитию: вытекает из постоянного совершенствования производства и изменений во внешней среде. Поэтому организационная структура должна быть гибкой, эластичной, что достигается путем создания проектных групп

· согласование интересов: в организационной структуре должен быть механизм, позволяющий разрешать противоречия. Например, наличие юридической службы, совета трудового коллектива

· индивидуализация: все типичные рекомендации должны быть использованы как ориентир

· экономичность: организационная структура должна способствовать рационализации управления, повышению производительности, поэтому необходим постоянный анализ соответствия организационной структуры.

Методы построения организационной структуры:

1. разделение по функциям. Формирование управленческих единиц осуществляется по функциям. Иногда функции объединяются в одну управленческую единицу. В целом службы управления разделяются на следующие главные группы: 1) техническую 2) вспомогательную; 3) коммерческую; 4) экономическую; 5) административную.

Преимущества:

· выделение каждой управленческой функции и определение ее относительной важности

· использование специализации и ее преимуществ

· высокая степень согласования и контроля в ……… функций, а значит возможность единого подхода к решению проблем

Недостатки:

· усложнение согласования и координации между управленческими функциями

· затруднение централизованного контроля за управленческими функциями

· расширение сфер управленческих функций затрудняет подбор руководителя

2. разделение по производимой продукции: практикуется на предприятиях, которые производят различную продукцию с использованием разного сырья и оборудования. Каждая управленческая единица специализируется на одном товаре и осуществляет все функции по производству, реализации…

Преимущества:

· высокий уровень специализации

· высокое качество

Недостатки:

· дублирование функций

· неиспользование преимуществ специализации на уровне всего предприятия

3. разделение по группам потребителей: каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей.

Преимущества:

· обеспечение эффективного сбыта готовой продукции

· набор специалистов, работа которых планируется в соответствии с потребностями потребителей

4. разделение по этапам производства: применяется в основном на промышленных предприятиях. для каждого этапа формируется соответствующая управленческая единица.

Преимущества:

· наиболее полное использование возможных работников и оборудования

· высокая степень контроля

Недостатки:

· затруднение координации между управленческими единицами

· узкая специализация руководства

5. деление по рабочим сменам: применяется на предприятиях, где работа не останавливается. Дневные, вечерние и ночные смены. У каждой смены свой начальник, который подчинятся генеральному директору.

6. разделение по регионам: филиал рассматривается как независимая управленческая единица, которая осуществляет все функции. Административное распределение работ осуществляется без вмешательства высшего руководства

Преимущества:

· организация работы с учетом условий

· отсутствие бюрократических преград

Недостатки:

· уменьшение роли центрального аппарата

7. метод комбинированного разделения: применим для крупных организаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Выбор стратегических альтернатив | Лекция 6. Организационные структуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.