Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие самоуправления. Теории местного самоуправления

Власть как основополагающий институт государства и управленческий процесс

 

Понятие «власть»

• Власть – это контроль, возможность контролировать поведение нижестоящих

• Власть – возможность принятия решений, т. е. власть – это элита

 

А имеет власть над Б, если: А влияет на Б сильнее, чем Б на А; поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б

• Власть есть такое отношение между А и Б, при котором А убежден в своем праве ожидать от Б повиновения, а Б, в свою очередь, не сомневается ни в праве А повелевать, ни в своем долге повиноваться

 

Источники власти и господства по Веберу (Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 645-646)

 

Вебер выделяет три типа господства. Критерий – основания легитимности этого господства, т. е. внутреннего оправдания

«традиционное» господство основано на «священности вековых норм и властных полномочий». Повинуются лицу, занимающему пост в иерархии власти в силу традиции или выбранному на этот пост традиционным правителем

харизматическое господство основано на авторитете харизмы – внеобыденного личного дара (Gnadengabe). Это господство основано на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя»

легальное господство устанавливается в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления ( Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, т. е. ориентации на подчинение при выполнении установленных правил. Легальное господство осуществляют современные «государственные служащие»

 

Вопрос: Можно ли чисто институциональным образом, создавая разветвленную сеть инструкций и предписаний, обеспечить соответствующую систему ожиданий у граждан?

 

Средства осуществления власти

• принуждение

• насилие или угроза прибегнуть к нему

• убеждение

• переговоры

• контроль

• надзор

• подкуп

• манипуляция (в том числе сознанием)

• другое?

 

Государство – особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ

 

В этих сферах государство получает право легитимного, т. е. основанного на социальном контракте, принуждения и насилия

 

Типы властных отношений

• простые властные отношения контроль осуществляется именно тем индивидом, кому были делегированы права контроля

• сложные лицо, которому делегируется контроль, получает одновременно и право передачи этого контроля третьим лицам

• персонифицированные контроль делегируется конкретному лицу

• позиционные контроль делегируется не конкретному лицу, а тому, кто занимает определенную позицию в институциональной структуре общества: государственном аппарате, внутрифирменной структуре и т. д.

 

5. Понятие «государственное управление»

 

• Определения понятия ГУ нет ни в Конституции РФ, ни в федеральном законе о Правительстве РФ

 

• Юридические дисциплины – учебники по административному праву

– ГУ – специфический вид деятельности; отличается от законодательной, судебной, и деятельности общественных организаций

Понятие «государственное управление»

• Системный подход

• Юридическая трактовка

• Деятельностный подход

 

Понятие «государственное управление»: системный подход

• Субъект ГУ – гос. учреждения как совокупность гос. органов

• Объект государственного управления

отрасли управления: м/н отношения, охрана права, внутреннее управление, оборона и безопасность и т. д.

территория: государство в целом, административно-территориальные единицы

социальные группы: сословия, классы, страты

• Управляющее воздействие

 

• Гос. органы

– выступают от имени государства

– обладают властными полномочиями

 

Задание

Изобразите в виде схемы государственное управление с точки зрения системного подхода

 

Понятие «государственное управление»: юридическая трактовка

• Три ветви гос. власти

– законодательная

– исполнительная

– судебная

 

• ГУ – это функция исполнительной власти

 

Понятие «государственное управление»: деятельностный подход

• Управление как вид деятельности – профессиональная практика управленцев – результат разделения труда

 

• Государственное управление как деятельность государственных управленцев

– процесс принятия и исполнения решений

 

Вопросы для обсуждения

Участвуют ли в гос. управлении законодательная и судебная ветви власти?

Участвуют ли в гос. управлении негосударственные структуры?

– церковь

– СМИ – четвертая власть

– общественные организации

Каковы границы государства и гос. управления? Должны ли в качестве объекта гос. управления выступать

– экономика

– наука

– образование

– культура

– СМИ

– церковь

– личная жизнь граждан?

 

 

Административно-территориальное деление

• система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления

• критерии разделения территории

– историческое (Англия — графства и приходы)

– количество проживающего населения

– площадь территории

– экономическое районирование

– специальное деление по функциональному принципу

Системы местного (подчиненного) управления

централизованные — вся полнота власти у центральных или высших учреждений

деконцентрированные — местные учреждения имеют власть, но центральные органы могут отменить и изменить постановления местной власти (французские префекты)

децентрализованные — разделение круга власти. Дела местные решаются местными, центральные — центральными

 

Преимущества централизации

• улучшает контроль и координацию

• уменьшает количество ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями

• позволяет избежать ситуации, когда одни сферы развиваются за счет других или общества в целом

Преимущества децентрализации

• управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и сложности процесса принятия решений

• решения принимают те, кто ближе всего стоит к проблеме и лучше всех ее знает

• стимулирует инициативу

• готовит молодого управленца к более высоким должностям

 

Лучевая система местного управления — подчинение местных органов всем высшим

Линейная система местного управления —подчинение местных органов строго определенным органам центрального управления

 

Формы самоуправления

Общественные формы самоорганизации. Участие добровольное, подчинение уставу. Отражают интересы группы. Общественные организации, союзы и объединения:

– общественно-политические

– имущественные

– религиозные (приходы)

– соседские

– хозяйственные

– по интересам (клубы собаководов, и др.)

Местное самоуправление (МСУ) — это власть: решения обязательны для всех, кто проживает на подведомственной территории

 

Теории МСУ (по Велихову) Велихов Л. А. 1996 (1928).Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука.

• теория свободной общины

• общественная (хозяйственная)

• теория самоуправляющихся единиц как юридических лиц

• политическая

• государственная

 

Признаки СУ (по Велихову)

Подзаконность — СУ действует с разрешения государственной власти и в пределах, обозначенных ею. Государственная власть регулирует СУ через законодательство

Наличие собственной выделенной компетенции. За органами СУ закреплены предметы ведения. Их решения по этим проблемам окончательны, но могут быть опротестованы в судебном порядке

Выборность (у многих авторов этот признак решающий)

Наличие собственных ресурсов, соразмерных собственной компетенции

Принципы определения полномочий местного самоуправления

• позитивный — приводится исчерпывающий перечень прав и обязанностей

• негативный — разрешено то, что не запрещено законом

 

Проблемы МСУ

• Образование органов МСУ — право или обязанность населения? В современном законодательстве этот вопрос не решен

• Может ли МСУ иметь иерархическую структуру?

• Сфера компетенции органов МСУ. Должны ли в нее входить дела, переданные государством? Из каких средств должна финансироваться эта деятельность?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и основные черты государства | Организации и менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.