Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы кредитной политики

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной её инкассации.

Основные направления реализации политики управления дебиторской задолженностью предприятий:

* Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами. Контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - кредиты средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьёзного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия

* Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции. Следует оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате.

Пример. Предприятие рассматривает две альтернативных возможности: предоставление скидки покупателям при оплате по факту отгрузки или привлечение краткосрочного банковского кредита. Исходные данные:

- инфляционный рост цен - в среднем 2 % в месяц;

- договорной срок оплаты - 1 месяц;

- при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3 %;

- банковский процент по краткосрочному кредиту- 30 % годовых;

- рентабельность альтернативных вложений капитала- 10 % годовых.

Расчет приведен в табл. 3.4

Таблица 3.4

Расчет финансового результата

 

Показатели Предоставление скидки Кредит
1. Индекс цен 1,02 1,02
2. Коэффициент падения покупательной способности денег* 0,98 0,98
3. Потери от скидки с каждой 1000 ден. ед.   -
4. Потери от инфляции с каждой 1000 ден. ед.   1000-1000*0,98=20
5. Доход от альтернативных вложений капитала, ден. ед. (1000-30)* 0,1*0,98 =95,06 (1000*0,1)*0,98=98
6. Оплата процентов, ден. ед. - 1000*0,3/12=25
7. Финансовый результат, ден. ед. 95,06-30=65,06 98-20-25=53

*Коэффициент падения покупательной способности денег, величина обратная индексу цен

Расчет показывает, что при предоставлении скидки предприятие может получить доход больше, чем при использовании кредита.

При управлении дебиторской задолженностью необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок поставщиков.

Пример. Поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 3 % при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценить целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 30 % годовых. Расчет приведен в таблице 3.5

Таблица 3.5

Расчет финансового результата (на каждую 1000 ден.ед.)

ден. ед.

Показатели Оплата со скидкой Оплата без скидки
1. Оплата за сырье 2. Расходы по выплате процентов 970*0,3*45/360=36,4  
ИТОГО 1006,4  

 

Предприятию невыгодно при данных условиях использовать скидки и совершать досрочную оплату. При иных условиях вывод может другим.

Минимально допустимый уровень скидки =(30%*45)/360=3,75 %

Минимально допустимая величина скидки 1000*3,75%=37,5 ден. ед. на 1000 ден. ед.

Наименьший допустимый процент скидки, на который может согласиться предприятие при прочих равных условиях, равен 3,75 %.

2. Определение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями по следующим показателям:

Коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями рассчитывается как отношение суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период и среднего остатка дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период равна дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита минус текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга минус сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Пример. Имеются следующие данные:

тыс. ден. ед.

1. Средняя величина дебиторской задолженности  
2. Дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита  
3. Текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга  

 

Определение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями:

1. Сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период составляет 565 тыс. ден. ед. (585 – 20).

2. Коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями 29 % (565*100 %/ 1950).

* Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции. Политика предоставления кредита и инкассации включает в себя принятие решений по следующим вопросам:

- кому предоставлять кредит при условии допустимого уровня риска;

- определение срока кредита;

- определение величины предоставляемой скидки;

- расчет уровня допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга;

- осуществление контроля за балансом дебиторской и кредиторской задолженности.

Типы кредитной политики и механизм их реализации представлены в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6

 

Тип кредитной политики Цель кредитной политики Механизм реализации
Консервативный Минимизация кредитного риска Сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения срока предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный Ориентировка на средний уровень кредитного риска Средний срок предоставления кредита; средняя стоимость кредита
Агрессивный Максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит Распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита

 

* Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 3.7.


Таблица 3.7

Оценка реального состояния дебиторской задолженности

Классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения Сумма дебиторской задолженности, тыс. ден. ед. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность безнадежных долгов*, % Сумма безнадежных долгов, тыс. ден. ед. (стл. 2*стл.4) Реальная величина задолженности, тыс. ден. ед. (стл. 2-стл.5)
           
0-30 дней 30- 60 60- 90 90- 120 120- 150 150- 180 180- 360 свыше 360   43,82 26,29 21,91 4,38 2,19 0,88 0,44 0,09   12,5 7,5 1,9 37,5 2,5 0,1
Итого   100,00 5,52** 125,9 2156,1

* Рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия

** Расчетная величина: (125,9/2282)*100 %=5,52 %

 

Полученные данные свидетельствуют, что предприятие, возможно, недополучит 125,9 тыс. ден. ед. дебиторской задолженности, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

* Оценка целесообразности использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия): денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

* факторинг;

* учет векселей, выданных покупателями продукции;

* форфейтинг.

Данные финансовые операции позволяют предприятию - продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла; способствуют более быстрой оборачиваемости капитала. К недостаткам следует отнести дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции; утрата прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателями в процессе осуществления платежей

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в том, что предприятие - продавец уступает банку (или специализированной “фактор–фирме”) право получения денежных средств по платежным документам за предоставленную продукцию. При проведении такой операции банк (фактор- фирма) в срок до трех дней возмещает предприятию продавцу основную часть суммы долга за поставленную продукцию. За осуществление такой операции банк (фактор- фирма) взимают с предприятия - продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.

Эффективность факторинговой операции для предприятия–продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту.

Пример. В целях более быстрого рефинансирования дебиторской задолженности предприятие хочет продать банку (факторинговой фирме) право взыскания дебиторской задолженности на сумму 1600 тыс. ден. ед. Оцените эффективность факторинговой операции по следующим данным:

комиссионная плата за осуществление факторинговой операции взимается банком в размере 2 % от суммы долга;

банк предоставляет продавцу кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75 % от суммы долга;

процентная ставка за предоставленный банком кредит составляет 20 % годовых;

средний уровень процентной ставки на рынке денег составляет 25 % в год.

В первую очередь определяются дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции. Они составляют:

а) комиссионная плата= 6000*2/ 100= 120 тыс. ден. ед.

б) плата за пользование кредитом= (6000*0,75*20)/100= 900 тыс. ден. ед.

Итого расходы- 1020 тыс. ден. ед.

С учетом рассчитанной суммы дополнительных расходов определяется их уровень по отношению к дополнительно полученным денежным средствам. Он составит: (1020 *100)/(6000*0,75)= 22,7 %.

Сопоставляя, полученный показатель со средним уровнем процентной ставки на рынке денег видим, что осуществление факторинговой операции для предприятия продавца более выгодно, чем получение финансового кредита на период оплаты долга покупателем продукции.

Учет векселей, выданных покупателями продукции - финансовая операция, заключающаяся в продаже векселей покупателей банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от номинала векселей, срока их погашения, учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Учетная (дисконтная ставка) цена векселя определяется по следующей формуле:

УЦВ=НС - [(НС*Д*УСВ)/(360*100)], где

УЦВ - учетная (дисконтная ставка) цена векселя на момент его продажи (учета банком);

НС – номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок;

Д – количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателей;

УСВ – годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Пример. Определить учетную (дисконтную) цену векселя при следующих условиях:

номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем 1000 тыс. ден. ед.;

вексель подлежит учету за два месяца до его погашения векселедателем;

годовая учетная вексельная ставка составляет 30 %.

Учетная цена векселя = (1000 * 60 * 30)/ (360 * 100)= 950 тыс. ден. ед.

Форфейтинг - финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка с уплатой банку соответствующего комиссионного вознаграждения. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую в пользу банка. Форфейтинг наибольшее распространение получил при осуществлении внешнеэкономических операций. По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (но только по предоставленному товарному кредиту, а не по расчетам за текущие поставки продукции) и учета векселей (но с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. К недостаткам следует отнести высокую стоимость данной операции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление дебиторской задолженностью предприятия | Управление денежными активами предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.