Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды финансового планирования и формы реализации их результатов на предприятии

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование деятельности предприятия

Для того чтобы: понимать где, когда, как и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию; понимать каких целей хочет достичь предприятие в будущем; понимать какие ресурсы понадобятся для достижения поставленных целей; добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу показателя максимизации показателя рентабельности чистых активов необходимо планировать предпринимательскую деятельность.

Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Задачи финансового планирования:

* определение объекта планирования;

* разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;

* расчет необходимых финансовых ресурсов;

* расчет объема и структуры источников финансирования;

* прогноз доходов и расходов предприятия.

Основные принципы финансового планирования:

· Единства. Финансовое планирование предприятия должно иметь системный характер. Понятие системы означает: существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы ориентированного на общие цели.

· Участия. Процесс финансового планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

· Непрерывности. Процесс финансового планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

· Гибкости. Финансовые планы должны быть составлены таким образом, чтобы их можно было изменить в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

· Точности. Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая только совместима с нависшей над судьбой предприятия неизвестностью.

Финансовое планирование на предприятии подразделяется на:

1) стратегическое планирование финансовой деятельности;

2) текущее планирование финансовой деятельности;

оперативное планирование финансовой деятельности

 

Вид финансового планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период планирования
Стратегическое планирование финансовой деятельности Разработка финансовой стратеги и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. В стратегических планах определяют: важнейшие финансовые показатели; пропорции воспроизводства; инвестиционную стратегию; примерный перечень, объем и направления использования финансовых ресурсов. до трех- пяти лет
Текущее планирование финансовой деятельности Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности на основе стратегических планов, путем их детализации. В рамках текущего планирования проводится взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансирования. один год
Оперативное планирование финансовой деятельности Разработка и доведение до исполнителей бюджетов заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности. Оперативные планы- краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы, например, план производства, план закупку материалов и т.п. месяц, квартал

 

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования — это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т. п.

Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат и т. п.

Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды.

Экономико-математическое моделирование заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т. е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. п.).

В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

У=Р(Х,),

где У — показатель; X.— факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой.

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включатся суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит увязке доходов с необходимыми расходами.

Финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным оперативным. Пятилетний финансовый план составляется как раздел бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой прогноз на пять лет предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана является выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем

В рамках текущего и оперативного планирования осуществляется процесс бюджетирования.

Бюджетирование представляет собой инструмент управления финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, основанный на разработке бюджетов в разрезе центров ответственности, организации контроля их исполнения, количественного и качественного анализа отклонений фактических показателей от бюджетных и регулирования на этой основе деятельности предприятия с целью достижения намеченных результатов.

При бюджетировании достигается:

Управление финансово - хозяйственной деятельностью как на уровне всего предприятия, так и на уровне каждой структурной единицы;

Координация основных сторон деятельности организации (производство, сбыт, финансы) на основе соответствующих бюджетов;

Ориентация при принятии решения на каждом уровне управления на достижение общих финансовых целей предприятия;

Широкое вовлечение в процесс бюджетного планирования и контроля всех уровней управления.

Факторы, ограничивающие использование бюджетирования на российских предприятиях:

Объективные факторы:

* высокая нестабильность внешней среды

* низкий уровень общей финансовой культуры предприятия

* низкий уровень накопленного капитала предприятий

* высокая зависимость от государственного (муниципального) бюджета для унитарных предприятий

Субъективные факторы:

* дефицит времени в связи с давлением, приоритетом текущих дел

* мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности предприятия

* недостаточная квалификация управляющих и служащих

* отсутствие методической базы

* негативное отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой

* слишком теоретизированный подход к планированию со стороны плановиков.

Бюджетирование – процесс составления бюджетов.

Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Характерные особенности основного бюджета предприятия:

Полный охват всех сфер деятельности предприятия: производство, сбыт, снабжение, инвестиции, финансирование, налогообложение, расчеты с дебиторами и кредиторами, распределение прибыли, денежные потоки.

Взаимосвязь отдельных бюджетных показателей.

Бюджетные показатели совпадают с бухгалтерскими, их детализация идентична данным в аналитическом учете по основным позициям. Выходные документы основного (общего) бюджета аналогичны формам финансовой отчетности. Отклонение от бюджета фиксируются финансовой службой предприятия и включаются в регулярно составляемые отчеты об исполнении.

Бюджеты официально утверждается руководством в виде письменного документа. Ответственность за контроль составления и за исполнение бюджета вменяется в должностные обязанности и закрепляется в должностных инструкциях.

Основной бюджет включает:

Операционный бюджета, который состоит из:

· бюджета продаж

· бюджета производства

· бюджета использования основных материалов (сырья, комплектующих, полуфабрикатов)

· бюджета затрат на приобретение основных материалов(сырья, комплектующих, полуфабрикатов)

· бюджета прямых затрат на оплату труда

· бюджета общепроизводственных накладных расходов

· бюджета коммерческих расходов

· бюджета управленческих расходов

2. Финансовый бюджет, который включает в себя:

* прогноз отчета о прибылях и убытках

* прогноз балансового отчета

* прогноз движения денежных средств

* инвестиционный бюджет

Прежде чем непосредственно приступить к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты, связанные с философией бюджетирования

-бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели

- когда основной бюджет уже подготовлен, то может выясниться, что для его выполнения потребуется слишком значительное дополнительное финансирование, которое неприемлемо для предприятия. В этом случае будет необходимо пересмотреть поставленные цели, и бюджет предприятия

-бюджет должно быть возможно быстро скорректировать, если изменились условия деятельности предприятия. Таким образом, в бюджеты важно закладывать гибкость (возможность внесения быстрых поправок), что обеспечивается подробным раскрытием тех статей, изменения в которых наиболее существенно влияют на ход выполнения всего бюджета.

Бюджет продаж

Бюджет продаж составляется на основе прогноза объема продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и учета различных микро- и макроэкономических факторов:

объем продаж предшествующих периодов

производственные мощности предприятия

зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня цен, уровня личных расходов и т.д.

прибыльности продукции

степени изученности рынка, рекламной компании

ценовой политики, качества продукции

конкуренции

сезонных колебаний

долгосрочных тенденций продаж для различных товаров

При прогнозировании объема продаж можно рассматривать 4 вида прогнозов:

    Товары/услуги
    Существующие Новые
Рынки Существующие Базовый прогноз Прогноз В
  Новые Прогноз А Прогноз С

* Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, так как на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов

* Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках

* Прогноз В менее вероятен, чем А, из- за субъективной оценки потребностей в новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)

* Прогноз С менее вероятен, чем В, что связано с высокой степенью неопределенности объемов продаж новых продуктов на новых рынках; при этом очень высока степень риска получить доход ниже планируемого.

Руководство предприятия может ориентироваться на любой из четырех приведенных прогнозов, в зависимости от выбранной стратегии развития.

Бюджет объемов продаж может быть сделан в результате использования экспертных и статистических методов (трендовый, корреляционный, регрессионный и др.), которые позволяют прогнозировать ход событий на основе существующих тенденций развития. Однако эти методы не позволяют предвидеть возможные качественные изменения.

Бюджет продаж показывает количество каждого вида товара (работы, услуги), которое предприятие планирует реализовать в предстоящем периоде, и планируемую цену реализации. В бюджете продаж представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Бюджет продаж является основной всех других бюджетов, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если бюджет продаж составлен неточно, все другие бюджеты будут не надежными.

Бюджет коммерческих расходов

В бюджет коммерческих расходов входят те затраты, которые связаны со сбытом продукции.

Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Ответственный исполнитель за сбыт продукции должен четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить на неё, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Агрессивный подход | Бюджет общезаводских накладных расходов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.