Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка




Игрушка как средство психического развития ребенка. Игруш­ка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развле-


чения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цве­тов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автоди­дактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и пр. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в свое­образные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит по назначению и при условии меткого глаза и послушных рук ударяет в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара, игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы предостеречь детей от несчастных случаев, бумеранг также превращен в забаву — игрушку на ловкость, игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки-копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал


(шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Большинство из перечисленных предметов может быть исполь-ювано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных [адач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями смещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной 1,1 ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией I! затрудняется использовать этот предмет по другому назначению. го, получая полифункциональный предмет, он легко использует его В качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те юйствия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит §е и коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем нфослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во псех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем поображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоцио­нальному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нрав­ственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неиспра-иимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

У каждого ребенка устанавливаются" особые отношения со пюей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-пюему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

2,4,27. Андрюша X. В Москве зашли в «Детский мир» посмотреть, нет ли мишек. Лпдрюша первым увидел мишек на прилавке: «Мама, смотли, вонь мой миша сидит. Навай его сколее!» У мальчика была непоколебимая уверенность, что там его

мишка...


2,9,11. Последнее время дети избрали для игры актуальную для них сейча тему: лечение. Близнецы четко повторяют над куклами все действия, какие мь обычно совершаем с простуженными малышами. Отрывают кусочки бумажю и предлагают их поочередно игрушкам (мишкам, слону, зайке, кукле Танечке I даже Айболиту).

«Пей таблетки!» — приказывают они. Манипулируют пипетками, закапывай» куклам в носы. Андрюша не довольствуется этим лечением. Он всем подряд делао укольчики (карандашом), используя давнишний личный опыт. Кукол утешает: «Н плачь. На здоловье».

Постепенно у мальчиков развивается особое отношение к мишкам. Он ложатся спать только с мишками. На ночь укрывают их своими одеялами, оставл ют для них часть подушки. Каждый сообщает своему мишке что-то доверительн Андрюша любит играть с мишкой на равных, как с напарником, в другие игрушк Иногда мишка с помощью Андрюши разговаривает человеческим голосом с окр жающими людьми.

Шестилетний Андрюша знакомит взрослого друга со своим мишкой.

Андрюша. Смотри, Антон, наша комната. А это все мое. Вот мои игруш Вот новый вездеход. Вот мой любимый мишка. Познакомься с ним.

— Здравствуй, мишка,— сказал Антон. <

— Здравствуй,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Тебя, мишка, как зовут?

— Меня зовут Мишка,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Мишка и все? — спросил Антон.

Мишка и все. Андрюша был маленький, когда я у него появился. И он т меня назвал,— сказал мишка Андрюшиным голосом. (По материалам В. С. Му, ной.)

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с раз­ной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положи­тельные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сора-дость.

Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой медведей, собак, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.

С детьми индивидуально проводился специальный эксперимент. Перед ребенком на столе ставили трех игрушечных кошек, сделанных из разного материала: первая — мягкая, пушистая (приятный на ощупь искусственный мех), вторая — пластмассо­вая, фактурно теплая, третья — резиновая, холодная, в тальке. Все игрушки были одинакового размера.

Ребенку предлагали прослушать сказочку про хорошенькую кошечку Салли:

«На улице было холодно и сыро, солнце скрылось за тучами, и начался дождь. Хорошенькая кошечка Салли бродила по улицам, потому что дома у нее не было.


Спала она где придется и ела то, что попадется. Салли промокла насквозь, ей было холодно и хотелось найти уютное сухое местечко, где можно согреться и отдохнуть. Вдруг она заметила открытую дверь и неслышно проскользнула в нее. Это был невысокий темный сарай. Только хорошенькая Салли устроилась поудобнее и задремала, как услышала урчание: «А ну, брысь отсюда! Уходи! Это мой дом и я здесь хозяин. Все кошки подчиняются мне — великому Дику!»

Салли увидела злого кота, который прыгнул прямо на нее и первым ударом сбил ее с ног, вторым — покатил по полу. Удары сыпались один за другим, и очнулась бедняжка Салли только на улице.

Тут-то и нашел ее верный Том, кот, живущий недалеко в заброшенном пустом
доме. Он помог Салли подняться и привел ее в свой дом. Здесь было тепло и сухо.
Верный Том уступил бедняжке Салли свою постель и осторожно вылизал ей бока,
спинку, лапки и нос. Салли заснула.»

Когда она открыла глаза, было уже утро. Она огляделась и не увидела рядом Тома. Она испугалась, что снова осталась одна без поддержки и защиты. Но в это время в сарай вбежал верный Том, держа в зубах кусоК колбасы. Салли была очень голодна, она вспомнила, что последний раз ела только вчера днем. Том положил к ее лапкам колбасу. Салли принялась за еду. Она с удовольствием съела бы все, но, съев половину, другую оставила Тому. Потом они отправились на прогулку в парк. Там была Чудесная зеленая полянка, на которой они весело играли. Хорошенькая Салли придумала очень интересную игру: они прыгали, кувыркались, догонял^ друг друга.

В самый разгар веселья появился злой Дик, тот, который прогнал бедняжку Салли. Он громко замяукал: «Это моя полянка, а вы уходите отсюда!»

Глаза его зло блестели, хвост воинствующе раскачивался из стороны в сторону. Дик увидел хорошенькую Салли и возмущенно спросил: «И ты здесь? Я же тебя так отлупил вчера, что думал ты больше и не встанешь! Сейчас я тебя проучу!»

В эту минуту верный Том бросился на защиту Салли. Он грозно замяукал и прыгнул на Дика.

Эта схватка была страшной, но не долгой. Том победил и был вознагражден дружбой Салли».

После того как ребенок прослушал сказочку, ему предлагалось выбрать из трех игрушечных кошек ту, которая будет Салли, ту, которая будет Томом, и ту, которая будет Диком. Оказалось, что подавляющее число детей предпочитает мягкую, пушистую игрушку и менее прочих — резиновую. Для Салли большинство детей выбрало пушистую, меховую игрушку, для Тома большинство выбрало пластмассо­вую игрушку, для Дика большинство детей выбрало резиновую игрушку. (Из материалов М. А. Разбаш.)

Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки, которые вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрам­ленные длинными ресницами, коротенький носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла получает имя от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глу­пость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.

 

5. Зак. 795 В. С. Мухина


Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. также характерны по своей внешности (Буратино, Чебу­рашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения,стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы тре­буют от ребенка эталонного поведения. Поэтому Буратино и Белоснежка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас и Колдунья плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои сказок любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Отдельно надо сказать о так называемых агрессивных игрушках, цель которых — воспитать у ребенка садистские наклон­ности. Так, в некоторых капиталистических странах создаются многочисленные наборы комнат ужасов, маленькие гильотины, электрические стулья и прилагаемые к ним куклы-жертвы. Такие игрушки предназначаются якобы для того, чтобы помочь ребенку изжить «врожденную» агрессивность. Однако разре­шенные упражнения ребенка в насилии, хотя бы и в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческое табу на жизнь и личное достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному, не имеющему ценности существу.

Глава 7. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДА И УЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

§ 1. Развитие изобразительной деятельности

Игра — не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребенка.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта — рисунка, конструкции, аппликации. Но


каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает снос специфическое влияние на развитие.

Развитие графических образов. Мы уже видели, что истоки изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему детству. К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют с предметами лишь самое отдаленное сходство.

Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Это совершен­ствование имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Ребенок же использует весь опыт. Поэтому среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротень­кими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроуголь-ность изображаемого предмета. Такие изображения остроуголь­ных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой кругообразной линии.

Графическая форма, в которой дети изображают предметы,
обусловлена прежде всего тремя моментами: имеющимися в распо­
ряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатле­
нием от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобрета­
емым в процессе действия с ним.
Кроме того, ребенок передает
в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание
предмета, свое знание о нем. Так, один маленький мальчик,
наблюдавший, как мать рисует женскую фигуру, настаивал, чтобы
сперва были нарисованы ноги, а затем уже платье.,

Бедный, едва намеченный рисунок ребенка показывает, что он не делает серьезной попытки точно и полно воспроизвести изображаемый предмет. Очень часто, когда ребенок рисует человека без волос, ушей, туловища и рук, его «искусство» остается далеко позади его познаний. Ребенок рисует, опуская части и детали, которые ему кажутся неважными.

Для того чтобы проследить, в какой мере при изображении сложных предметов дети стремятся отобразить их реальные особенности, было проведено следующее наблюдение. Детям предлагали рассмотреть чучело белки. Каждый ребенок получал

5* - 131


 

возможность поиграть с бе­лочкой, рассмотреть ее мор­дочку, лапки, погладить ее по шерстке. При этом он оста­вался в полном неведении относительно того, для чего ему дали белку. Минут через пять у ребенка забирали бе­лочку и предлагали нарисо­вать ее. Оказалось, что детям в равной мере свойственно опираться как на зритель­ное, так и на двигательно-осязательное знание о пред­мете.

(У \ \ 3,7,0. Сережа смотрит на белоч-

^-^ ку. Дотрагивается до ее лапок:

Рис. 7 Изображение белки по пред­ставлению

«Ножки». Проводит рукой по шерст­ке: «Мягонькая». Пальчиком заби­рается в шерсть: «Мягко». Улыбаясь, гладит белочку. После того как белочку забрали и предложили ее нарисовать, Сережа, взяв каран­даш, стал мучительно соображать, как нарисовать. Проводит линии. Потом вдруг сообразил, рисует лапки: «Нож­ки. Вот». Сверху размашистыми линиями изображает мех. Объясняет: «Это она мягонькая». Рисунком доволен вполне (рис. 7, о).

3,7,0. Андрюша с улыбкой рассматривает белочку. «Какие у нее лапки! — удивляется он.— Мордочка. Глазки. А нос из чего? Смотри, ушки». После того как белочку забрали и предложили ее нарисовать, тут же берет карандаш и приступает к ее изображению. Рисует округлую голову, от нее проводит лапки (всего их оказалось три). Пытается к каждой лапке пририсовать коготки: «Все. На». Рисунком доволен (рис. 7, б). (По материалам В. С. Мухиной.)

Таким образом, ребенок создает изображения, которые в определенной степени соответствуют предмету. Характер изобра­жений определяется способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования. Дети, гладившие белку и отмечавшие ее мягкость, пушистость, максимальное внимание уделяли затем изображению шерсти, часто упуская многие детали строения тела животного, а дети, которые тщательно рассматрива­ли чучело зверька, стремились передать все, даже мелкие характерные детали (например, коготки).

Характерно, что дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками. Так, детям предложили несколько игрушек, не похожих ни на какие известные. Они могли рассмот­реть их, потрогать, поиграть. После того как дошкольники привыкли к игрушкам и запомнили их названия, нескольким детям из каждой возрастной группы предложили нарисовать все


игрушки. Сначала дети рисовали по памяти (игрушки были спрятаны). Во второй раз дети рисовали, когда игрушки находи­лись перед ними.

Затем все рисунки предъявляли детям, знакомым с игрушками, но не изображавшим их. Оказалось, что дети узнают в рисунках своих сверстников игрушки, причем узнают не только изображе­ния, отражающие достаточное число признаков, но и такие рисунки, в которых передается один-два существенных с точки зрения маленького художника признака.

Хотя детский рисунок ориентирован на отражение действитель­ности, он очень часто не соответствует тому, что ожидает увидеть взрослый. Когда один ребенок рисует машину с количеством колес, во много раз превышающим число, отпущенное конструкторами, у другого ребенка такой рисунок не вызывает сомнений. Взрослый, рассматривая подобный рисунок, упрекает ребенка за то, что это вовсе не похоже на машину («Скорее похоже на нитку с бусами!»). Дошкольник огорчается. Он не доволен взаимным непониманием. Но как бы ребенок ни противостоял взрослому, он ориентирован прежде всего на то, чтобы быть таким, как взрослые. Рисунок ребенка поэтому медленно, но верно развивается в направлении, приемлемом для данной культуры. В построении графических образов ребенок все больше ориентируется на зрительные впечатления. К этому приводят его, безусловно, взрослые, которые, отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают посмотреть на предмет.

Рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого. Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. У ребенка, как правило, нет потребности в систематическом наблюдении натуры, и потому его рисование даже при наличии натуры скорее можно оценить как рисование по представлению.

Образование графических шаблонов. Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие ха­рактерные черты изображаемых предметов. Постепенно графиче­ские образы становятся все более соответствующими реальному предмету. Однако детскому рисованию присуща известная тенден­ция к закреплению привычных графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т. п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью — на протяжении десятилетий они передаются из поколения в поколение. Усваивая шаблон, ребенок


начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Только специальная задача, возникшая в про­цессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему отдельные детали. Например, если юная художница рисует себя и папу, то для портретного сходства одному человечку пририсовывается каракулька, означающая бант, а дру­гому — папироса с неописуемо густым дымом.

С детьми дошкольного возраста проводили следующий опыт. Им показывали поочередно желудевых человечков. У первого человечка не было шеи. У остальных шея была, причем у каждого последующего длина шеи увеличивалась на '/г сантиметра. Дети с легкостью начинали рисовать человечка, но на шею долго не обращали внимания. Многие из них спохватывались лишь после шестого-седьмого предъявления. В этом случае дети либо сразу же рисовали необычайно длинную шею, где ей положено быть, либо пририсовывали ее вертикально сверху головы, либо рисовали в виде галстука, идущего от головы вдоль всего туловища. Этот пример показывает, что затвердевшие шаблоны затрудняют рисование, соответствующее реальному предмету.

Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисова­ния. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов.

Таким образом, в развитии детского рисунка тенденция к развитию графических образов сталкивается с тенденцией к закреплению этих образов, превращению их в графические шаблоны. От того, какая из этих тенденций будет преобладать, в значительной мере зависит судьба детского рисования. А это, в свою очередь, определяется главным образом особенностями обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов, способствует образованию шаблонов. Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изобра­жении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков. Поэтому воспитатели должны обратить особое внимание на развитие изобразительной деятельности детей.

Использование цвета. В ходе развития рисования у ребенка появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться две тенденции в использовании цвета. Одна тенденция заключается в том, что ребенок использует цвет произвольно, т. е. может раскрашивать предмет или его части любыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Так, у нарисованного человека одна рука может оказаться красной, а другая — синей; отдельные пряди волос на голове могут быть нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается в том,- что ребенок стремится окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом. При этом дети


используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивают изображение предмета однотонно, без передачи оттенков. Это объясняется тем, что часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены цветовыми штампами (трава зеленая, дерево с зеленой кроной и коричневым стволом, солнце красное или желтое).

Свободное применение цвета в детском рисунке может иметь глубокие основания. Только у совсем маленьких детей (двух-трех лет) одинаковое отношение к краске любого«цвета. Получив в руки кисть и бумагу, они мажут всеми красками без разбора. Когда ребенка спрашивают, какая самая красивая, он отвечает: «Все красивые». Но уже в три-четыре года положение вещей суще­ственно меняется.

Характерная особенность детских рисунков та, что в них дети выражают свое отношение к самому рисунку. Все «красивое^ дети изображают яркими красками, часто с нарядными орнаментами. «Некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо исполняя рисунок. Взрослый художник и злодея будет тщательно прорисовы­вать, находя особые приемы для выражения отрицательного отношения к изображаемому субъекту. Ребенок разрешает себе нарисовать злодея, бабу-ягу, забияку небрежно — с его точки зрения они не стоят стараний. Таким образом, цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к содержанию рисунка.

Эмоционально воспринимая цвета и предпочитая один цвет другому, ребенок часто использует любимый цвет не для передачи реального цвета предмета, а для украшения изображаемого. Поэтому дети раскрашивают изображенные предметы цветными полосами или узорами, которые вовсе не свойственны им.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влия­ние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании переходит от диффузных (неопределенных) графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Развитие изобра­зительной деятельности в таком направлении требует от ребенка прежде всего развития восприятия и мышления, умения не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобразительным законам. Использование цвета в свою очередь влияет на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.