Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Аристотеля о государстве

Право Аристотель определял как политическую справедливость

То, что справедливо, а что - нет, люди понимают в процессе общения друг с другом. Право делится на две части:

I. Естественное право (оно везде одинаково, ибо вытекает из одинаковой у всех политической природы, но есть исключения - рабы). Аргументы в защиту рабства:
1. Раб - это одушевленная часть собественности господина, говорящее орудие труда, т.е. раб - не человек, а вещь.
2. Раб относится к господину, как часть относится к целому, и не может существовать без этого.
3. Раб способен только к физическому, исполнительскому по своему характеру, труду.
4. Для осуществления целесообразной деятельности он нуждается в господине, как в источнике целеполагания.

II. Условное (волеустановленное)
1. Оно условно, поскольку является продуктом согланования воль граждан.
2. По форме оно может быть писанным (закон) и неписанным (обычай).

Закон можно понимать, как: "Порядок и бесстрастный разум" ("Закону страсть не причастна")

Закон - это те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму политического быта от тех, кто нарушает его порядки.

Свойства "хороших законов":

1. Стабильность и долговременность действия.

2. Эти законы формируются на основе обычаев, естественных, привычных для людей форм поведения и в силу долговременности своего существования, действуют через обычай.

1. Государство - это среда счастливого обитания граждан. (Это идея двусторонней связи между властью и обществом; Психологическое состояние общества, мнение народа о власти - это то "заркало", в котором власть должна видеть свое отражение, и на это основе формировать самооценку)

2. Государство - это наивысшая, наиболее совершенная, из форм общежития.

3. Государство - это энтелехия семьи и селения

4. Государство - это разросшаяся семья. Для этого времение характерна патриархальная форма семьи. (Абсолютная власть мужчины над женщиной). Отношения в государстве - это проекция, отображение отношений в семье.

Энтелехия - это обозначение направленности, устремленности развития к некоей конечной цели.

Существует ТРИ формы общежития:

1. Семья

2. Селение

3. Государство

Отношения в семье:

1. Супружеские (муж - жена)

2. Родительские (отец - дети)

3. Господские (господин - раб)

Классификация форм государства

Основания (критерии) классификации:

1. Количественное (какому количеству лиц принадлежит власть - один\меньшинство\большинство)

2. Качественное (в какой степени данная форма государства служит высшей цели государства)

3. Имущественный ценз

Денения по количественному и имущественному основаниям дает один результат.

Власть

У одного У меньшинства У большинства

(+ Монархия) (+ Аристократия) (+ Полития)

(- Тирания) (- Олигархия) (- Демократия)

 

Полития - республиканская власть большинства в интересах общей пользы. Принцип построения этого государства - правило "золотой середины" во всем - размеры, численность населения, принципы устройства хозяйства, распределение индивидуальной и коллективной собственности и т.д.

Критика Аристотелем концепции идеального государства Платона:

1. Платон превысил меру необходимого единства идеального государства в ущерб многообразию. (Для государства важно не единство, как таковое, а единство многообразий. Многообразие - есть возможность реального выбора. А если существует система естественной конкуренции, состязательности, то можно выбрать объективно лучшее. Единство менее сжатое для государства всегда более полезно, чем единство более сжатое.)

2. Ради блага государства Платон жертвует счастьем своих воинов. (т.е. это идея абсолютного превосходства коллективистких, общественных ценностей по отношению к ценностям индивидуальным).

3. Аристотель критикует платона за отсутствие частнйо собственности.

a.Сама собственность доставляет человеку удовольствие, он живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем.

b.В случае отмены частной собственности каждый старается перевалить ответственность за общее дело на чужие плечи. Не формируется, либо постепенно атрофируется чувство личной заинтересованности отдельного индивида в общем деле.

Концепция Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.)

 

Крупнейший политический деятель периода расцвета Республики, писатель, оратор, историк, философ, юрист.

Цицерон был сторонником идеи цикличности в развитии государств, которая с неизбежностью предполагает их гибель. Цицерон пытается найти причины такой цикличности:

1. Если неизбежность смерти государства причиной имеет волю богов, то это - судьба и люди ничего не могут сделать, чтобы изменить ситуацию

2. Если причиноый гибели государств является несовершенство их законов, то усовершенствовав их, можно изменить порядок вещей, и такое государство будет жить вечно.

Поцреот-Цицерон - сторонник второго подхода. Он ищет средства для того, чтобы обессмертить Римское государство. Поиск таких средств он начинает с выявления специфики римского народа, занимающего, по его мнению, особое место во Вселенной.

Народ - это не простое скопление людей, объединенный произвольной связью, а организованное множество, объединенное общим согласием относительно прав и сочетания интересов. Народ должен объединиться в своем предствалении о том, ЧТО такое право, как таковое.

Право - это обозначение личного статуса каждого члена общины, устанавливающего совокупность прав и обязанностей гражданина. Право отдельного человека ограничено точно таким же правовым пространством других членов общины.

Цицерон не отождесвляет право и закон. Право он трактует гораздо шире. Право по Цицерону - это единство усвоенных из жизни обычаев + законы. Различия между ними:

1. Хронологическое. Обычаи возникают раньше законов.

2. Формы постижения их сущности. Обычай постигается с помощью чувств, а закон - с помощью разума.

Врожденный правовые качества\особенности: за общее дело никто не несет персональной ответственности.

Инстинкт сообщества

Источником, по мнению Цицерона, "является божественное дуновение". В душу римлян вложен "инстинкт сообщества". "И.С." - это добродетельное стремление к праву и справедливости в их единстве. Римское право ВСЕГДА справедливо, а справедливость ВСЕГДА устаналвивается с помощью римских правовых норм.

Качество политического управления опре)деляется тем, насколько класть способна убедить каждого в том, что он играет в жизни государства далеко не последнюю роль (так формируется чувство лично сопричастности в общих делах, лично заинтересованности.

Для того, чтобы врожденные свойства римлян нашли свое практическое воплощение, люди должны жить в условиях совершенный государственный форм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В основу политико-правовых воззрений Аристотель вложил две идеи | Цицерон о формах государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.