Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы




Продовольственный комплекс и его структура. По характеру произ­веденного конечного продукта агропромышленный комплекс можно подраз­делить на продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров. Конечной продукцией последнего являются текстильные товары, товары легкой промышленности, технические масла и др.Основная часть агропромышленного комплекса представлена продо­вольственным комплексом. Он включает в себя ряд отраслей и производств, которые занимаются производством и доведением продуктов питания до по­требителей.

В состав продовольственного комплекса входят специализированные сельскохозяйственные предприятия, отрасли и производства, обеспечиваю­щие сельское хозяйство необходимой техникой, оборудованием и материаль­ными ресурсами, а также организации по заготовке, хранению и реализации продукции. Главным звеном всего продовольственного комплекса является сельское хозяйство, от уровня и темпов развития которого во многом зависит эффективное функционирование других отраслей и производств, входящих в состав комплекса.

Продуктовые подкомплексы: виды и особенности. По отраслевому признаку в продовольственном комплексе выделяются ряд продуктовых под­комплексов. Они представляют собой совокупность предприятий и организа­ции как по производству сырья и получения готовой продукции, так и обслу­живающих подкомплексов.

Подкомплексы: зерновой, свеклосахарный, плодоовощной, картофельный, мясной, молочный, масложировой, рыбный и др. В каждый из них входят отрасли по производству соответствующей сельскохозяйственной продукции, выпуску техники и других средств производства, разработок тех­нологий, проведению научных исследований, заготовок, хранению, транспор­тировке, переработке и реализации продукции конкретной отрасли.

Продуктовые подкомплексы имеют свою специфику, а эффективная дея­тельность их во многом зависит от должного учета особенностей отдельных отраслей. Они тесно связаны между собой, а иногда и взаимозависимы один от другого. Так, тесная взаимосвязь наблюдается при производстве молока и мяса крупного рогатого скота, а продукция этих отраслей входит в два про­дуктовых подкомплекса: молочный и мясной. Отходы и побочная продукция, получаемая в одних подкомплексах, зачастую используется в других. Продуктовые подкомплексы располагают мощным производственным потенциалом. Они определяют производственное направление конкретного региона. Крупными продуктовыми подкомплексами в России являются зернопродуктовый, мясной и молочный. В общем объеме конечной продукции продовольственного комплекса на долю зернопродуктового подкомплекса приходится около 16%, мясного - почти 31%, молочного -22%. В этих подкомплексах имеется и наибольшее количество основных про­изводственных средств, В них занято больше всего работников. В структуре общей численности работников продовольственного комплекса на долю зернопродуктового подкомплекса приходится 19%, мясного - 34%, молочного -20%.

В развитии продуктовых подкомплексов ведущая роль отводится сель­скохозяйственному производству, призванному обеспечивать перерабаты­вающую промышленность необходимым сельскохозяйственным сырьем, а иногда и оказывать содействие в первичной доработке продукции. На долю сельского хозяйства в стоимости конечного продукта в мясном и молочном подкомплексах приходится 27 и 35%, а в плодоовощеконсервном - 34%. В стоимости основных производственных средств мясного и молочного под­комплексов свыше 60% приходится на фонды сельскохозяйственного назна­чения. В сельскохозяйственном производстве задействовано больше всего и трудовых ресурсов.

3. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйств а. В сельском хозяйстве действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства, но с уче­том специфических особенностей отрасли.

*Главного средства производства здесь выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры.

*В качестве средств производства выступают живые организмы: животные и растения. Экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом разви­тия живых организмов.

*Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на ог­ромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых ресурсов, а от конкретных климатических условий.

*Территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции (зерна, картофеля, сахарной свеклы, молока, мяса и др.), так и техники и материаль­ных ресурсов (топлива, горюче-смазочных материалов, минеральных удобре­ний).

*Одной из важных особенностей сельского хозяйства является то, что созданная здесь продукция принимает участие в дальнейшем процессе произ­водства. В сельском хозяйстве в качестве средств производства используются семена и посадочный материал (зерно, картофель и др.), корма, а также зна­чительная часть поголовья на восстановление и расширение стада животных. Все это требует дополнительных материальных ресурсов для строительства помещений и объектов производственного назначения (скотные дворы, скла­ды для кормов, хранилища для семян и посадочного материала и др.).

*Важная особенность сельского хозяйства состоит в том, что здесь не совпадает рабочий период с периодом производства продукции. В сельском хозяйстве период производства складывается из времени, когда процесс со­вершается под воздействием труда человека (вспашка почвы, обработка, по­сев и посадка, уход за растениями, уборка урожая и др.) и когда он осуществ­ляется непосредственно под воздействием естественных факторов (произра­стание культурных растений, формирование урожая и т.д.). Несовпадение периода производства и рабочего периода обуславливает сезонность сельскохозяйственного производства. Последняя оказывает суще­ственное влияние на организацию производства, эффективное использование техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отрасли в целом.При совершенствовании общественного разделения труда необходимо учитывать специфические ус­ловия в конкретных регионах.

*Одной из главных особенностей сельского хозяйства явля­ется уровень и условия использования техники. В связи с тем, что в сельском хозяйстве, как правило, перемещаются орудия производства (машины, ком­байны, сельскохозяйственная техника), а предметы труда (растения) находят­ся на одном месте, то характер технической вооруженности сельского хозяй­ства существенно отличается от промышленных отраслей Общая потребность в энергетических ресурсах здесь значительно выше, по сравнению с отрасля­ми промышленности. При этом территориальная рассредоточенность сель­ского хозяйства и сезонный характер производства требуют значительного увеличения потребности предприятий в технике и основных средствах произ­водства.

В сельском хозяйстве по иному строится организация трудовых процес­сов в отраслях растениеводства и животноводства. Здесь исполнитель не име­ет постоянного рабочего места как, например, в промышленности. В процессе производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от времени года и специфики возделываемой культуры рабочие полеводства и механиза­торы выполняют различные виды работ. Механизатор должен уметь работать практически на всех машинах и агрегатах, а рабочим полеводства необходи­мо уметь выполнять работы по подготовке семян и посадочного материала, уходу за растениями, заготовке кормов, уборке урожая. При этом вид работы может изменяться не только ежедневно, но в зависимости от условий и в те­чение одного рабочего дня.

Отмеченные особенности сельского хозяйства по сравнению с отраслями промышленности требуют всестороннего анализа и учета при формировании материально-технической базы отрасли, организации и управления производ­ством, определении экономической эффективности использования производ­ственных ресурсов.

4.Основные показатели экономической эффективности. Одной из самых актуальных проблем дальнейшего ускорения развития сель­ского хозяйства в современных условиях является дальнейшее повышение эффективности отрасли. Эффективность производства - это сложная экономиче­ская категория, в которой отражаются действия экономических законов и прояв­ляется важнейшая сторона деятельности предприятия - его результативность.

При характеристике экономической эффективности сельскохозяйствен­ного производства используется система натуральных и стоимостных показа­телей. Натуральными показателями эффективности выступают урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Натуральные показатели являются базой для расчета стоимостных показателей: валовой и товарной продукции, валового и чистого дохода, прибыли и рентабельности производства.

Валовая продукция - это вся созданная за определенный период сель­скохозяйственная продукция в денежном выражении(ВП). К ней относят и побочную продукцию, получаемую при производстве основной продукции. Рассчитывают как произведение произведенного новообъема каждого продукта на среднюю цену его реализации.

Товарная продукция -это сумма всей реализованной продукции за определенный период времени (календарный год) в денежном соотношении. Рассчитывается как реализованный объем каждого продукта умножается на среднюю цену его реализиции.

Валовой доход (ВД) представляет собой разницу между стоимостью ва­ловой продукции (ВП) и потребленными материальными затратами (М3). (ВД = ВП - Мз).

Чистый доход (ЧД) рассчитывают путем вычитания из стоимости вало­вой продукции издержек производства или ее себестоимости (Сп).Размер чистого дохода можно определить и при вычитании из стоимости валового дохода суммы на оплату труда (От).

В экономических исследованиях различают созданный (Т) и реализован­ный (Т) чистый, доход. Реализованная часть чистого дохода отвечает размеру прибыли предприятия. (ЧД = ВП- Сп = ВД- От).

Прибыль (П) рассчитывают как разницу между выручкой от реализации продукции (Вр) и ее полной себестоимостью (Ск = Сп + затраты на реализацию). (П = Вр – Ск).

Уровень рентабельности (Р) рассчитывают как процентное отношение прибыли к полной (коммерче­ской) себестоимости продукции.

Эти показатели используются как при характеристике эффективности сельского хозяйства в целом, так и эффективности отраслей и отдельных ви­дов продукции. (Р = П * 100/Ск = (Вр – Ск)*100 / Ск).

 

5.Валовая и товарная продукция. Валовая продукция - это вся созданная за определенный период сель­скохозяйственная продукция в денежном выражении(ВП). К ней относят и побочную продукцию, получаемую при производстве основной продукции. Рассчитывают как произведение произведенного новообъема каждого продукта на среднюю цену его реализации.

Товарная продукция -это сумма всей реализованной продукции за определенный период времени (календарный год) в денежном соотношении. Рассчитывается как реализованный объем каждого продукта умножается на среднюю цену его реализиции.

6.Валовый и чистый доход. Валовой доход (ВД) представляет собой разницу между стоимостью ва­ловой продукции (ВП) и потребленными материальными затратами (М3). (ВД = ВП - Мз). Размер валового дохода в сельском хозяйстве зависит от объема произ­веденной продукции, цен на нее и величины материальных затрат. Величина валового дохода свидетельствует об эффективности использования труда овеществленного в средствах производства, и затрат живого труда.

Хозяйства могут распределять только созданную стоимость, то есть ва­ловой доход, который состоит из двух частей. Первая его часть является ба­зой воспроизводства рабочей силы или другими словами служит доходом потребления и создается трудом для себя. Она обеспечивает необходимый жизненный уровень и повышение материального и культурного благосостоя­ния работников. Следовательно, это не что иное, как фонд оплаты труда. Другая часть валового дохода создается прибавочным трудом и используется главным образом на накопление: прирост основных производственных средств и материальных оборотных фондов, образование общественных ре­зервов и страховых запасов.

Чистый доход (ЧД) рассчитывают путем вычитания из стоимости вало­вой продукции издержек производства или ее себестоимости (Сп).Размер чистого дохода можно определить и при вычитании из стоимости валового дохода суммы на оплату труда (От).

В экономических исследованиях различают созданный (Т) и реализован­ный (Т) чистый, доход. Реализованная часть чистого дохода отвечает размеру прибыли предприятия. (ЧД = ВП- Сп = ВД- От). Чистый доход представляет денежное выражение стоимости прибавоч­ного продукта и определяется как разница между стоимостью валового про­дукта и издержками производства на него. Другим путем можно рассчитать чистый доход при вычитании из валового дохода, расходов связанных с вос­производством рабочей силы или затрат на оплату труда. Чистый доход явля­ется основным источником дальнейшего расширения производства и роста общественных фондов потребления. Различают созданный и реализованный чистый доход. Реализованный чистый доход соответствует прибыли (П) хо­зяйства.

 

7.Прибыль и уровень рентабельности. Прибыль (П) рассчитывают как разницу между выручкой от реализации продукции (Вр) и ее полной себестоимостью (Ск = Сп + затраты на реализацию). (П = Вр – Ск). Реализованный чистый доход соответствует прибыли (П) хо­зяйства. Различают следующие виды прибыли: балансовая, бухгалтерская, операционная, прибыль от реализации продукции, экономическая, чистая. Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации про­дукции, результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от вне­реализационных операций. Бухгалтерская прибыль это положительная разни­ца между доходами сельскохозяйственного предприятия и его расходами. Прибыль, полученная от хозяйственной деятельности до вычета процентов и налогов называется операционной. Прибыль от реализации представляет со­бой разницу между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Экономическая прибыль это прирост капитала товаропроизводителей в отчетном периоде по сравнению с базовым. Чистая прибыль рассчитывается как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и размером налога. Прибыль до вычета налогов и обязательных платежей называют нало­гооблагаемой прибылью.

Чем выше масса прибыли, тем больше возможности для расширения производства. Под массой прибыли понимают общую сумму реализованного чистого дохода.

В рыночных условиях прибыль в сельском хозяйстве определяется по другой методике. Законом Российской Федерации № 2116-1 от 27 декабря 1991 г. «Налог на прибыль предприятий и организаций» установлено, что «...валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации про­дукции. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и затратами на производство и реализацию включаемыми в себестоимость про­дукции». Следовательно, прибыль рассчитывается по формуле:

П = (ВР-НДС)-СК,

Уровень рентабельности (Р) рассчитывают как процентное отношение прибыли к полной (коммерче­ской) себестоимости продукции. (Р = П * 100/Ск = (Вр – Ск)*100 / Ск). Она означает доходность, прибыльность предприятия. Доходом является часть стоимости валовой продукции, остаю­щейся после возмещения затрат на ее производство. В рентабельности отра­жаются результаты затрат не только живого, но и прошлого труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управле­ния. Различают два вида рентабельности - народнохозяйственную и хозрас­четную. Первая определяется всей величиной созданного чистого дохода, вторая непосредственно реализованного предприятием.

Для характеристики сравнительной экономической эффективности про­изводства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом недоста­точно абсолютной величины прибыли. Необходимо полученную прибыль сопоставить с производственными затратами и материально-денежными за­тратами. Для этих целей используют относительный показатель – уровень рентабельности под которым понимается процентное отношение прибыли к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реали­зацией продукции. (Рч = ЧД*100% / Сп) Рч – уровень рентабельности по чистому доходу. (Рп = П100% / Ск) Рп – по прибыли.

Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точ­ки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции.

Прибыль и уровень рентабельности от реализации продукции сельского хозяйства меняется как по отдельным ее видам, так и по периодам производ­ства.

Для характеристики использования основных средств производственных средств служит показатель - норма прибыли, под которым понимается про­центное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборот­ных средств.

Для всесторонней характеристики эффективности сельскохозяйственно­го производства используют такие показатели как производительность труда и себестоимость продукции, а также рассчитывают эффективность фондов, инвестиций и капитальных вложений.

 

8.Пути повышения рентабельности. Основным показателем эффективности сх производства является прибыль от реализации продукции. На прибыль предприятия оказывает влияние затраты на производство, цены на реализацию, объем товарной продукции.

Основными путями повышения экономической эффективности сх производства являются: Рост выхода продукции, повышение урожайности, улучшение качества и сокращение потерь сх продукции, внедрение новых способов хранения, послеуборочная доработка продукции, снижение материально-денежных затрат на производство сх, применение высокопроизводительной техники и интенсивной техники, совершенствование организации и материальное стимулирование, совершенствование рыночных каналов реализации продукции и системы цен на реализуемую продукцию.

9.Инфраструктура. Инфраструктура представляет собой комплекс отраслей и производств, призванных обеспечивать нормальные условия экономического и социально­го воспроизводства. Она способствует эффективному функционированию агропромышленного комплекса путем реализации возникающих в процессе производства технологических, производственных, экономических и органи­зационных связей.

Инфраструктура самостоятельно не участвует в производстве продукции, однако, ее отрасли в значительной степени определяют конечный результат производства. Инфраструктура является неотъемлемой частью производительных сил общества. Она обеспечивает эффективную деятельность предприятий и орга­низаций и направлена на получение большего количества и лучшего качества конечного продукта агропромышленного комплекса. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в конечном итоге зависит как от уровня обеспеченности отрасли основными производственными средствами и обо­ротными средствами, техникой, оборудованием, трудовыми ресурсами, так и от степени развития обслуживающих производств и служб. Инфраструктура выступает в качестве одного из важных факторов ин­тенсификации сельскохозяйственного производства и роста его эффективности. Своевременная доставка сырья, материалов, готовой продукции во мно­гом предопределяет объем ресурсов, находящихся в хозяйственном обороте.

Важнейшей задачей инфраструктуры материального производства явля­ется постепенное высвобождение сельскохозяйственных предприятий от вы­полнения функций по обслуживанию производства и сосредоточение усилий на основной производственной деятельности. Инфраструктура призвана соз­давать необходимые условия для наращивания объемов производства и улучшения качества основных видов сельскохозяйственной продукции. Инфраструктура оказывает содействие в подготовке кадров и в воспроизводстве трудовых ресурсов для агропромыш­ленного комплекса.

Инфраструктуру делят на производственную и социальную.

10.Производственная и социальная инфраструктура.

Производственная инфраструктура включает в свой состав отрасли, которые обеспечивают нормальное функционирование средств про­изводства и способствуют сохранению их работоспособности на протяжении длительного времени. В состав производственной инфраструктуры входят отрасли обслуживающие непосредственно сельскохозяйственное производст­во: транспорт производственного назначения, ремонтные мастерские, склад­ское и холодильное хозяйство, система коммуникаций, почтовая и телеграф­ная связь, линии передач электроэнергии, станции технического обслужива­ния, научно-производственные лаборатории, вычислительные центры. Кроме того, сюда включаются подразделения специального обслуживания, такие как служба защиты растений, агротехническая, ветеринарная, искусственного осеменения, ремонтно-техническая, юридическая и др.

Социальная инфраструктура. Эффективная произ­водственная деятельность сельскохозяйственных предприятий требует созда­ния необходимых условий работникам как в процессе труда, так и при вос­производстве рабочей силы. Эту задачу призваны выполнять подразделения и службы социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой часть производитель­ных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучше­ние социально-бытовых условий сельского населения.

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нор­мального развития производственного процесса. Роль социальной инфра­структуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводст­ву и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и тех­ники безопасности. Социальной инфраструктуре присущи свои особенности, которые отра­жают специфику сельскохозяйственного производства. Сезонный характер производства в сельском хозяйстве накладывает свой отпечаток на работу подразделений и служб социальной инфраструктуры.

Кобъектам соци­альной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жи­лищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учре­ждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организа­ции, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информацион­ные службы.

По целевому назначению, источникам формирования, территориальному размещению и участию в производственном процессе все объекты и службы социальной инфраструктуры можно подразделить на две группы. К первой группе относятся объекты, созданные за счет средств предприятий, расположенных в подразделениях хозяйства и направленных на улучшение условий труда, техники безопасности и отдыха работников в процессе произ­водства. В эту группу включаются бытовые помещения в бригадах и на жи­вотноводческих фермах, пункты общественного питания в подразделениях (буфеты, кухни, столовые), объекты здравоохранения, культуры и отдыха (профилактории, врачебные кабинеты, красные уголки, читальные залы и др.), пункты противопожарной безопасности. Они размещаются на животно­водческих комплексах, фермах, в мастерских, в тракторных бригадах, на по­левых станциях.

Вторую группу составляют объекты социальной инфраструктуры, кото­рые расположены на территории населенных пунктов сельскохозяйственных предприятий, предназначенных для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения и созданных, как правило, за счет государственных ресурсов и специальных средств крупных предприятий и агропромышленных форми­рований. К ним относятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, предприятия бытового обслуживания, учреждения здравоохранения (поли­клиники, больницы, амбулатории), спорта, школы и дошкольные учреждения, дома культуры и клубы, торговые предприятия. Эти объекты социальной ин­фраструктуры призваны обслуживать всех жителей сельской местности неза­висимо от сферы приложения их труда и социального положения.

11.Производство продукции растениеводства по категориям хозяйства. В структуру сх предприятий по формам входят открытые акционерные общества 6,4%, закрытые акционерные общества 8,5%, товарищества с ограниченной ответственностью 32%, ассоциации крестьянского (фермерских) хозяйства 2,1 %, сх кооперативы 39,6%, государственные предприятия 4,8%, и др (участки, пчел станции) 6,5%. Таким образом доминируют сх кооперативы и общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время фермерских хозяйств 255 тыс., но они дают мало продукции только на самообеспечение. Во второй сфере обеспечивается до 50% конечного прордукта, 65% производственных фондов, 60% численности работников АПК.

В процессе реформирования сельского хозяйства получили развитие и крестьянские (фермерские) хозяйства, количество которых в 2002 г. состави­ло 264 тыс. Они занимают 17,7 млн. га земельной площади, что составляет около 5% в общей площади сельскохозяйственных угодий в стране. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится почти 1,5% поголовья круп­ного рогатого скота, 1,4% свиней, 3,5% овец и коз. Такие хозяйства реализу­ют около 2,0% молока и 2% мяса скота и птицы в стране. Валовая продукция крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре валовой продукции в целом в России составляет 1,9%.

В последние годы несколько замедлился процесс создания крестьянских (фермерских) хозяйств и снизилась их сельскохозяйственная деятельность. Так, если в 1991 г. насчитывалось 49 тыс. крестьянских (фермерских) хо­зяйств, то в 2002 г. - 6 тыс.

В производстве продукции сельского хозяйства в условиях перехода к рынку все больший удельный вес занимают личные подсобные хозяйства населения. В 2002 г. они производили около 29,2% от общего объема валовой сельскохозяйственной продукции в стране. В личных подсобных хозяйствах населения в 2002 г. производилось почти 93% картофеля, 81% овощей, 50% молока, 55% мяса скота и птицы, 27% яиц от общего объема валового производства этих видов продукции в стране. Зерно 10,6млн.т, картофель 0,4млн.т, овощи 0,33млн.т, молоко 0,67млн.т, мясо скота и птицы 0,14млн.т.

Личные подсобные хозяйства освобождены от налогов, не являются юридическим лицом. В основном, прокармливают только себя, труд ручной, не учитывается в себестоимости.

Крестьянские фермерские хозяйства являются юридическим лицом, низкая реструктизация труда.

12.Хранение продукции. Практика свидетельствует о том, что существенное влияние на повыше­ние экономической эффективности производства овощной продукции оказыва­ет наличие в хозяйствах овощехранилищ. Используя их и ожидая повышения рыночных цен, производитель может отложить или растянуть по времени реа­лизацию продукции. Однако не все сельскохозяйственные организации имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен. При хранении также возможны потери: естественная убыль, ухудшение качества, окончательная порча продукции. Зачастую производственные мощности имеющихся на предприятиях овощехранилищ не позволяют полностью зало­жить на хранение большую часть собранного урожая. Для сокращения потерь и улучшения качества овощей ис­пользуются различные способы хранения. При этом наибольшее предпочтение отдается технологии хранения с искусственным охлаждением и активным вен­тилированием, в том числе с использованием регулируемой газовой среды.

На сохраняемость и качество продукции влияют не только методы хране­ния, но и способы уборки. Одной из основных причин высоких потерь овощной продукции при хра­нении также является завоз овощей в хранилище без сортировки и необходимой доработки. Решение проблемы сохранности урожая также возможно за счет реконструкции имеющихся овощехранилищ, оснащения их современным оборудованием, ма­шинами и механизмами. В хранилищах, оборудованных системой активного вентилирования, температурно-влажностные режимы более оптимальны и ста­бильны, чем при естественной вентиляции. При этом сохранность овощной продукции достигает 94 %.

В целом, хранение овощной продукции в большинстве случаев должно быть сосредоточено непосредственно в местах производства. Это способствует повышению уровня сохранности урожая, сокращению потерь продукции по всей технологической цепочке, а также регулярному и своевременному прове­дению ее сортировки, отправлению по соответствующим заказам и договорам, утилизации отходов. Наряду с этим рационально используется свободная рабо­чая сила в зимнее время.

14.Рынок. Рынок представляет собой систему экономических от­ношений, обеспечивающую эффективное функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в ко­нечных результатах деятельности. Рассматривая рынок с социально-эконо­мических позиций, следует отметить, что это механизм, который дает воз­можность повернуть производство лицом к потребителю. Вся работа рынка направлена на развитие и удовлетворение потребностей потребителя. Рынок выступает связующим звеном между производством и распределением с од­ной стороны и между производством и потреблением с другой.Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действи­тельности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены обще­ства готовы платить деньги.

Функции рынка: обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции, стимулирует рост эффективности производства посредством рационального использования материальных ресурсов, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию (регулятор аграрного производства), способствует стабилизации цен на сх продукцию, снижение издержек производства на единицу продукции, обеспечивает получение прибыли нормально работающему предприятию, способствует повышению качества сх продукции, ускоряет НТП, способствует решению социальных проблем в аграрном секторе, содействует установлению взаимосвязей между фазами производства.

15.Классификация рынков. Все рынки могут быть классифицированы п о экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок вторичного сырья), по степени ограничения конкуренции (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный), по географическому положению (местный, национальный, мировой), по характеру продаж (оптовый, розничный), по отрасли (нефтяной, сх сырья, промышленный, автомобильный, продуктов питания).

Виды рынков в сельском хозяйстве. Многообразие существующих рынков позволяет подразделить их на следующие виды: сельскохозяйствен­ные рынки; рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйст­ва; рынок сферы услуг; рынки маркетинговой сферы.

Сельское хозяйство представляет собой одну из важных отраслей народ­ного хозяйства, в которой сохраняется рыночная структура и система отно­шений, соответствующая свободной рыночной конкуренции.

Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства. Ос­нову данного рынка составляют три наиболее крупные отрасли (сельскохозяйственное машиностроение; производство химических средств и удобрений; кормопроизводство).

Эти отрасли характеризуются типичной олигопольной структурой, т.е. доминированием на рынке нескольких крупнейших фирм. Таким образом, высококонкурентному сельскому хозяйству противосто­ит продукция монополизированных отраслей. Это порождает известную про­блему паритета цен, т.е. соотношения цен на приобретаемые ресурсы и про­изводимую продукцию.

Рынок сферы услуг. Рынок сферы услуг, предоставляемых фермерам, крестьянским хозяйствам, крупным сельскохозяйственным предприятиям, представлен системой дилерских, ремонтно-технических, агрохимических, мелиоративных и других организаций и фирм. Рынки маркетинговой сферы. Они разбиваются на следующие типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм: рынок сырьевых продовольственных товаров. Он является основным для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Характерными его чертами являются: относительная однородность продукции, стандартиза­ция товаров крупными партиями;

рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неод­нородной, высокодифференцированной. Это - табачные и кондитерские из­делия, консервы обширный спектр готовых к употреблению продуктов.

Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому ви­ду имеется широкий набор сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше в глазах потребителей заменяемость товара, тем сильнее конку­ренция между товарами и меньше возможностей для ценовых приоритетов.

Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке является реклама и различные способы оформления и подачи товара.

Рынок этой группы товаров обычно является олигопольный с высоко­дифференцированной продукцией, где господствует несколько лидирующих фирм. Входные барьеры на такой рынок очень высоки:

- рынок относительно однородной продукции с низкой степенью пере­работки (например, мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко и молоч­ная продукция). Входные барьеры в эту рыночную группу относительно низ­ки, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку;

- рынок продовольственного сервиса. Он включает все типы общепита -от небольших буфетов и закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок спе­цифичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с раз­личным уровнем рекламы и монополизации, с ценообразованием, варьирую­щим от свободного рыночного до монопольного.

Рынок продовольственного сервиса имеет несколько уровней. Он может быть локальным - для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным - для мясопродуктов, овощей и фруктов; нацио­нальным - для консервов и импортного продовольствия.

16. Положительные черты рынка:

Эффективное использование экономических ресурсов;

Способность удовлетворять возрастающие и изменяющиеся потребности;

Материальную заинтересованность всех участников рынка в результатах экономической деятельности;

Быструю адаптацию к меняющейся экономической ситуации, саморегулирование системы;

Свободу выбора для потребителей и производителей («голосование рублем»);

Использование достижений науки и техники.

Отрицательные черты, вытекающие из экономической природы рынка:

Воспринимает только экономические сигналы в виде цен, издержек, доходов и т. д., поэтому при принятии решений учитывается только экономическая целесообразность;

Не обеспечивает сохранность невоспроизводимых экономических ресурсов;

Не обеспечивает полной занятости трудовых ресурсов и решение проблем социальной справедливости;

Либеральные ценности рынка (свобода торговли, «фритредерство») могут ослаблять позиции национальных производителей;

Порождает угрозы (утраты продовольственной, информационной безопасности и т. д.), для ликвидации которых требуются меры государственного регулирования, и т. д.

Государство, первоначально выступавшее как политическая надстройка и имевшая минимум экономических функций, по мере развития общества начинает регклировать внешние эффекты (выгоды или затраты, которые приобретают третьи лица, например в результате массовой вакцинации населения в период эпидемий и т.д.), обеспечивать производство общественных благ (т. е. благ, не имеющих денежной оценки, поэтому не имеющих спроса со стороны рынка – национальная оборона, охрана общественного порядка, национальные коммуникации и т.п.), а в условиях монопольной власти – сохранение конкурентной среды, т. е. государство берет на себя решение тех задач, которые не решает рынок как чисто экономический механизм.

Таким образом, ключевые вопросы решеаются субъектами экономики либо через властную систему, либо с посощью рыночных механизмов.

18.Рыночный механизм. Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действи­тельности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены обще­ства готовы платить деньги. Спрос и предложение определяют количество покупаемых и продаваемых товаров и образуют систему цен на них. Цены, в свою очередь, выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Другими словами, цены косвенно дают представление о наличии и массе необходимых товаров, издержках и уровне технологий их производства.

Через цены, посредством механизма конкуренции, суммируются и ба­лансируются многие индивидуальные экономические решения. Конкуренция ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребностей. Она стимулирует снижение цен, повышение качества продукции, расширение ее ассортимента. С другой стороны конкуренция способствует внедрению дос­тижений научно-технического прогресса и более эффективному использова­нию ограниченных ресурсов общества.

19,20,21,22.Спрос и предложение. Рынок всегда представлен парным отно­шением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и про­тиворечия между производством и потреблением. Эти связи характеризуются спросом и предложением.

Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность. Но если человек видит в магазине модную вещь и хочет приобрести ее, но не располагает для этого необходи­мыми средствами, то его потребность нельзя рассматривать как спрос. Закон спроса представляет собой обратную связь между ценой и величиной спроса. Следовательно, снижение цены на продукцию ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, наоборот, повышение цены на товар спо­собствует снижению спроса.

На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие:

Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу ячневую, пше­но, горох.

Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение дохо­дов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное мас­ло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к уве­личению спроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.

Изменение вкусов покупателей. Более высокое содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.

Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьша­ет спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.

Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная погода в юж­ных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных

изделий.

Предложение - это объем предло­женного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, ко­торое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночной цены на эту продукцию.

Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом между ценой на товар и предложением существует прямая связь.

Факторы, которые оказывают влияние на предложение:

Изменение ресурсных цен. Снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.

Изменение технологии. Внедрение новой технологии биологической защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.

Изменение налогов и дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию жи­вотноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, пред­ложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.

Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения мяса свинины и птицы.

Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и дач­ных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.

Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на ва­лютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.

Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение, является цена.

Эластичность спроса и предложения на рынке. В основе спроса на любые виды товаров лежит решение потребителя о приобретении того или иного продукта. При этом увеличение количества покупок одного вида продукта может вызвать спрос на другие товары и ресурсы в различных отраслях экономики.

В практике функционирования рынка существует определенная зависи­мость между изменением цены и количеством товара, которое население мо­жет приобрести. Данная зависимость в экономической литературе получила название ценовая эластичность спроса. Она означает интенсивность реакции покупателей на изменение цены на товары и услуги.

Эластичность спроса по цене представляет собой степень изменения ко­личества спроса в ответ на изменение цены. Количество спроса - это количе­ство продукта, спрашиваемого на рынке по определенной цене.

Абсолютно неэластичный спрос. Он означает, что потребителям требуется одно и тоже количество товара незави­симо от изменения цены на товар.

Неэластичный спрос имеет место тогда, когда приобретаемое количе­ство товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены данного товара. Это так называемая слабая реакция покупателей на из­менение цены.

Неэластичный спрос свидетельствует о том, что количество спроса все­гда меньше соответствующих изменений в цене товара.

Единичная эластичность спроса имеет место тогда, когда приобретае­мое количество товара возрастает на 1% при снижении цены на 1%. При единичной эластичности количество спроса определяется исключи­тельно колебаниями цены товара.

Однако спрос на товары и услуги зависит не только от цены на конкрет­ный товар, но и от цен на другие товары. Такая зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены. Это сильная реакция покупа­телей.

При эластичном спросе небольшое изменение цены вызывает значитель­ную реакцию в количестве спроса.

Абсолютно эластичный спрос. Он свидетельствует о том, что спрос на данный товар абсолютно не зависит от цены, а его количество формируется под влиянием каких-то других факторов. Это означает, что спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать и снижаться. Например, повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок.

Эластичность спроса является очень важным показателем для продав­цов, которые желают выявить последствия влияния изменения цен на конеч­ные результаты, на размер выручки от реализации товаров.

Наряду с ценовой эластичностью имеет место и эластичность спроса по доходам населения. Рост дохода увеличивает возможность совершать покупки. Спрос на большинство товаров с увеличением доходов населения возрастает. При этом эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на пред­меты роскоши очень велика. Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами и заменителями.

Понятие и виды эластичности предложения. Эластичность предложе­ния характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластично­сти предложения. Оно характеризует чувствительность или реакцию предло­жения на изменение цены товара.

Абсолютно неэластичное предложение. Оно имеет место, когда това­ропроизводитель готов производить определенное количество товара незави­симо от изменения цены на товар.

Неэластичное предложение. Оно представляет слабую эластичность предложения на изменение цены товара. Это значит, что количество предло­женного товара всегда меньше изменений в цене товара.

Единичная эластичность предложения. Она свидетельствует о том, что количество предложения характеризуется только колебаниями цены.

Эластичное предложение. Это такое явление, когда незначительное из­менение цены товара вызывает существенную реакцию в количестве предло­жения.

Абсолютно эластичное предложение. Оно показывает, что предложе­ние конкретного товара абсолютно не зависит от цены, а количество предло­жения зависит от воздействия других факторов. Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Основными из них являются следующие:

Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Это значит, что товар, который не может храниться длительное время, имеет низ­кую эластичность предложения.

Особенности производственного процесса. В том случае, если произво­дитель может расширить производство конкретного товара при повышении цены или переключиться на выпуск новой продукции при снижении цены на данный товар, то предложение этого товара является эластичным.

Временный фактор. Товаропроизводитель, как правило, не может мгно­венно реагировать на изменения цены на конкретный товар. Для этого требу­ется определенное время, в течение которого производитель должен закупить оборудование, приобрести необходимое сырье, нанять дополнительную ра­бочую силу, взять кредит в банке.

23.Сх рынки. Сх рынки принято рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле – все рынки так или иначе связаны с сх Σ= рынки ресурсов для производства сх сырья и продовольствия (рынки материальных и нематериальных ресурсов (рынок информационных услуг)), рынки сх сырья, рынки продовольствия.

В узком смысле – рынки сх продукции (сх сырья и продовольствия).

Сх рынок – это экономическая категория включающая в совокупность обменных отношений между аграрным товаропроизводителем, промышленностью и сх. Сх рынки – это система экономических отношений между субъектами рынка в сфере отношений сх и продовольственной продукции

Особенности рынка сх продукции:

Рынки сх продукции удолетворяют первичным потребностям человека в продуктах питания, поэтому на сх продукцию вкладывается относительно стабильный спрос.

Ценовая неэластичность спроса.

Объем предложения на рынке зависит от природно-климатических условий.

В связи с этим рынку сх характерно как сезонную вариации цен, так и более длительного периода.

Основная категория потребителей сх продукции расположены в городах, а производителей в сх местности.

Потребительская ценность сх продукции не уменьшается со временем.

25.Каналы и пути реализации продукции. Основные каналы реализации сельскохозяйственной продукции. В условиях перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве сложился ряд каналов реализации продукции и создаются необходимые условия для их функционирования. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или получают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, тех­нологических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потреби­телей.

Каналы реализации подразделяют на прямые и косвенные. Прямые ка­налы товародвижения предполагают перемещение товаров непосредственно от производителя до потребителя, минуя независимых посредников.

По прямым каналам может реализоваться, например, картофель и овощ­ная продукция непосредственно на колхозном рынке, через собственные ма­газины, палатки или ларьки. Таким способом реализуется также продукция сельского хозяйства местному населению за наличный расчет через кассу предприятия.

Косвенные каналы реализации связаны с использованием независимых посредников, которые приобретают продукцию у товаропроизводителей и поставляют ее потребителям. В качестве посредников могут выступать госу­дарственные организации, потребительская кооперация, торговля и промыш­ленные предприятия.

Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельско­хозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организаци­онном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспор­тировке продукции. В этой связи в сельскохозяйственных предприятиях на­зрела необходимость комплексно решать все вопросы по организации загото­вок и реализации продукции.

Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и регио­нальный фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия.

Наряду с этим адаптация товаропроизводителей к условиям рынка Про­является путем расширения собственной базы хранения продукции для ее продажи вне сезона массового производства по повышенным ценам. При переходе к рыночным отношениям наблюдается резкое сокращение объемов продажи сельскохозяйственной продукции государству и увеличение реали­зации ее по рыночным каналам.

Пути реализации сельскохозяйственной продукции. Выбор пути реа­лизации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затрата­ми, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав соб­ственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др. (схема 51).

На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:

- наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необ­ходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;

- обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;

- возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами;

- выбор путей сбыта продукции. В том случае, если не заключены договора на поставку сырья для переработки, то перерабатывающие предприятия несут большие трансакционные затраты по покупке необхо­димого количества и ассортимента сельскохозяйственной продукции.

26.Государственное регулирование АПК производства – это экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сх продукции. А также материальное обеспечение АПК в новых условиях хозяйств. В экономической литературе выделяют ряд принципов на которых должна базироваться система государственного регулирования АПК. Во-первых финансирование. Во-вторых, субсидии, дотации…

Меры государственного регулирования по целевому признаку регулируются следующим образом:

Поддерживать доходы производителя за счет компенсационных платежей – это платежи при ущербе от стихийных бедствий и др.

Ценовое вмешательство, имеющее целью воздействие на рынок продовольствия – это поддержки внутренних цен на сх продукцию, установление квот, налогов на экспорт и импорт продовольствия.

Компенсация издержек, т.е. меры по компенсации расходов на приобретение средств производства, удобрения, химикаты, корма и т.д.

Диспаритет цен на сх продукцию – это означает, что в последние годы цены на топливо растут быстрее, чем на сх продукцию.

В рыночной экономике большое значение приобретает кредитование. Оно во всем мире играет стимулирующую роль в развитие любых отраслей.

Страхование АПК.

Государственная поддержка АПК может осуществляться с помощью дотации, компенсации и субсидий. За счет дотаций осуществляется сонация убыточных предприятий. Компенсация – возвращение расходов в случае стихийных бедствий. Субсидии выдаются на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита.

Государство должно применять методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия.

К методам прямого воздействия относят:

Целевые программы развития отраслей, территорий, программы по решению важных социально-экономических проблем;

Внедрение индикативных планов;

Применение государственных заказов, контрактов;

Лицензирование видов деятельности;

Разработка правил ведения тех или иных видов деятельности (бухгалтерская отчетность, учет ценных бумаг и др.);

Применение штрафов, ограничений, прямых запретов на производство товаров и услуг, осуществление деятельности;

Применение нормативов качества и сертификации продуктов и технологий.

Методы косвенного воздейсвия – применение денежных, финансовых, ценовых рычагов, которые воияют на экономические интересы субъектов рыночных отношений опосредственно, предоставляя участникам рынка право выбора сфер деятельности и направлений применения капитала и доходов. К ним относят:

Системы налогов, уровень налогооблажения, налоговые льготы;

Процентные ставки, нормы банковских резервов;

Валютные и товарные интервенции;

Платежи за природные ресурсы и собственность;

Минимальная ставка зароботной платы и минимальные социальные стандарты.

 

28.Особенности земли. Земля – главное средство производства в сх. Важнейшей предпосылкой и естественной основой в создании материальных благ являются земельные ресурсы, т.е. земля – важнейшее условие существования человеческого общества. Роль земли по истине огромна и многообразна. Рациональное использование земельных ресурсов имеет огромное значение в экономике сх и страны в целом.

В сх земля – это главное средство производства, функционирует одновременно как предмет и средства труда. Земля отличается от других средств производства:

Если все остальные средства производства являются предш человеческого труда, то земля – продукт самой природы.

Земля территориально ограничена. ЕЕ поверхность нельзя увеличить (S=149млр.м2). Под сх угодьями во всем мире занято около 10% суши. В мире на долю пашни приходится 10%, под пастбища и сенокосы 17%, леса 23%, 42% не пригодны для использования в сх и 8% под постройками.

Земля не может быть заменена другими средствами производства (особенно в земледелии).

Земля не однородна по своему качеству в следствии чего при равном вложении на единицу площади разное количество продукции.

Результаты сх производства зависят от местоположения, размеров и рельефа участка.

При правильном использовании земли она не ухудшается, а повышает свое плодородие. С этим связан закон убывающего плодородия.

Ценнейшее свойство земли – плодороди е – свойство земли отдавать возделываемым растениям питательные вещества для получения урожая:

Естественное плодородие определяется как результат длительного почвообразующего процесса и запасами питательных веществ, механическими, физическими и др свойствами.

Искусственное плодороди е – результат воздействия человека на плодородие почвы: мелиорация, внесение удобрений и т.д.

Экономическое (эффективное) плодородие – единство естественного и искусственного плодородия. Оно зависит от уровня НТП и инноваций.

Земельная рента как экономиче­ская категория представляет собой доход, получаемый земельными собственниками в виде платы за пользование землей. Общим для различных форм ренты является то, что она является экономической формой реализации права земельной собственности.

Дифференциальная земельная рента - это форма земельной ренты, кото­рая характеризуется добавочной прибылью, возникающей как разница в про­изводительности труда при равно великих затратах на средних и лучших по плодородию и местоположению участках земли. Условиями образования дифференциальной земельной ренты являются наличие различий в уровне плодородия земли, в местоположении участков по отношению к рынкам сбы­та, а также в отдаче добавочных вложений капитала в земельные ресурсы. Источником дифференциальной ренты выступает дополнительный чистый доход, образующийся на относительно лучших и удобно расположенных землях или при повышающейся производительности добавочных инвестиций в землю. В практике оценки земли дифференциальную ренту еще называют дифференциальным доходом.

По способу воспроизводства добавочной прибыли различают два вида дифференциальной ренты: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Дифференциальная рента I представляет собой устойчивую доба­вочную прибыль, полученную как результат разной производительности оди­наковых затрат труда на равных земельных участках различного плодородия и местоположения. Она имеет две разновидности: дифференциальная рента I по плодородию участков и дифференциальная рента I по местоположению земель.

Дифференциальная рента II - это устойчивая добавочная прибыль, полу­ченная как результат различной производительности последовательных доба­вочных вложений капитала на одном и том же участке земли. Она органиче­ски связана с процессом интенсификации сельского хозяйства, целью кото­рой является увеличение выхода продукции с единицы земельной площади при данных затратах капитала.

Дифференциальная рента I исторически возникла значительно раньше дифференциальной ренты II и растет по мере развития экстенсивного земле­делия. Она увеличивается в связи с вовлечением в хозяйственный оборот но­вых земельных участков. Масса дифференциальной ренты I может возрастать при данном уровне техники как в случае перехода от худших земель к луч­шим, так и в случае перехода от лучших земель к худшим. В первом варианте рост ренты будет обусловлен уровнем регулирующей цены производства при вовлечении в эксплуатацию относительно лучших по качеству земельных участков. Во втором - масса ренты будет расти в связи с увеличением добавочной прибыли за счет большой площади использованных средних земель.

В сельском хозяйстве в условиях частной собственности существует два вида монополии на землю: монополия хозяйства на землю и монополия соб­ственности на землю. В первом случае земля монополизирована как объект хозяйства арендаторами и на каждом земельном участке хозяйничает отдель­ный арендатор. Он не дает другим арендаторам возможность приложить свой капитал к той же земле. Во втором - земля монополизирована как объект соб­ственности землевладельца и каждый земельный участок находится в собст­венности определенного землевладельца. Последний решает дать или не дать арендатору возможность приложить свой капитал к чужой земле.

Монополия собственника на землю порождает абсолютную ренту, кото­рая уплачивается за пользование землей независимо от ее качества. Абсолют­ная рента возникает через механизм повышения цен на сельскохозяйственные продукты выше общественной цены производства.

29.Земельная реформа. Главный вопрос при проведении аграрных ре­форм заключается в собственности на землю. Земельное законодательство Российской Федерации утверждает многообразие и равенство государствен­ной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собствен­ности, а также поддержку всех форм хозяйствования. Земельная реформа в России началась в 1990-м году, когда были приняты ряд законов и постанов­лений правительства. Это, прежде всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также «Зе­мельный кодекс Российской Федерации». В законе «О земельной реформе» предусмотрена передача земельных участков:

- колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприяти­ям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов;

- гражданам для ведения коллективного садоводства в коллективную (совместную или долевую) собственность;

- для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предприни­мательской деятельности в пожизненное наследуемое владение или пользо­вание, в том числе в аренду;

- в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства.

На этих землях собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.

Цель введения плат за землю, стимулирование землепользования, охрана и освоение земель, повышение плодородия почвы.

Плата взимается в 3х формах:

Земельный налог. Им ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Средний размер налога с 1га устанавливается законом РФ о плате за землю дифференцированно от качества земли.

Арендная плата. Она взимается за земли переданные в аренду. Размер устанавливается договором.

Нормативная цена земли. Она устанавливается для экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, дарению и получении банковского кредита под залог земельного участка. Она устанавливается 200кратной ставки земельного налога.

Рыночная цена земли формируется в процессе купли-продажи, т.е. на рынке под влиянием спроса и предложения.

Переход к рыночным условиям оказался катастрофическим в количественном и качественном плане. Колво пашни 15 млн га. Сз угодий на 25 млн га. Из-за роста оврагов ежегодно выбывают до 50 тыс. Содержание гумуса уже достигло миним значения., за кот уже деградация следует.

30.Экономическая эффективность использования земли. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Основными из них явля­ются следующие:

- урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га;

- стоимость валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на 1 га, руб.;

- окупаемость затрат в земельные ресурсы, стоимость валовой продук­ции на 100 руб. материальных затрат, руб.;

- дифференциальный доход, руб./га;

- рентабельность производства продукции, %.

Стоимость валовой продукции определяют как производное от урожайности сельскохозяйственных культур (основной и побочной продукции) и кадастровой цены конкретного вида продукции (Кц). (Кц =Сп + Пп(размер прибавочного продукта,руб/ц)

Размер прибавочного продукта, как правило, устанавливают в процентах к себестоимости. Так, если себестоимость 1 ц зерна 400 руб., а прибавочный продукт равен 40% от себестоимости продукции, то кадастровая цена зерна составит 560 руб (400 руб + (400* 0,4)) за 1 ц.

В качестве критериев экономической оценки земли принимаются стои­мость валовой продукции, валового




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.