Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика выполнения работы. Цель работы: освоить методы исследования умственной работоспособности человека




ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Цель работы: освоить методы исследования умственной работоспособности человека.

Оборудование: бланки корректурных и цифровых таблиц, секундомер.

Соблюдение строгого режима дня направлено на профилактику умственного утомления, но оно может возникнуть и вследствие повышенных учебных нагрузок.

Точно дозировать учебную нагрузку без специального контроля весьма затруднительно. Поэтому необходимо периодически исследовать степень умственного утомления под влиянием учеб­ных занятий.

Косвенным показателем нарушения функций высшей нервной деятельности школьников являются изменения функции внимания и ослабление оперативной памяти.

Ослабление регулирующего влияния цен­тральной нервной системы приводит к общему нарушению функ­ционального состояния организма: нарушению сна, головным бо­лям, понижению аппетита, ослаблению остроты зрения и слуха, раздражительности, плаксивости, уменьшению мышечной силы и т.д. Субъективное выражение утомления - ощущение усталости, снижение интереса к работе. Длительное напряжение регулирующих систем является одним из фак­торов, приводящих к развитию невротических состояний у детей и подростков.

1. Методы исследования внимания

Под вниманием понимают направленность психической деятельности на объект, имеющий определенную значимость для индивида. Если эта направленность сознательно регулируется и поддерживается, то внимание называют произвольным, в противоположность непроизвольному вниманию, которое не детерминируется сознательно поставленной целью. Выделяют следующие качества внимания: объём, устойчивость, распределение и переключение. Каждое из них обладает определенной специфической сущностью и в процессе психической деятельности выполняет определённую роль. Для исследования этих свойств разработаны специальные экспериментально-психологические методы, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные оценки.

1. Исследование устойчивости внимания по корректурной пробе В.Я. Анфимова.

Исследование устойчивости внимания чаще всего проводится с помощью корректурного теста В.Я. Анфимова, где в качестве однообразных раздражителей являются буквы. Относительно различное количество одноимённых букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания.

Просматривая корректурную карту слева направо, нужно зачёркивать буквы «В» и «Н» в начале занятия в течение 3-х минут и буквы «А» и «И» в конце занятия в течение 3-х минут. После чего подсчитывается количество допущенных ошибок и объём проверенного текста. Рассчитываются коэффициенты точности и работос­пособности после каждой пробы по формулам Уипла:

Кт =

где: Кт -коэффициент точности;

А -количество правильно зачеркнутых знаков;

Б -количество пропущенных знаков, подлежащих зачеркиванию, но не зачеркнутых;

С -количество ошибочно зачеркнутых знаков.

Кр =

где: Кр -коэффициент работоспособности;

Д -общее количество знаков в просмотренном тексте;

Е -время выполнения задания в минутах.

Нормальная нагрузка обычно приводит к повышению работос­пособности без существенных изменений точности выполнения за­дания.

У здоровых людей коэффициент точности обычно превышает 0,9. При умственном утомлении наблюдается в первую очередь сниже­ние коэффициента точности. В случае выраженного утомления уменьшается также и коэффициент работоспособности.

Сделайте вывод на основании сравнения полученных результа­тов.

 

2. Исследование переключения внимания.

Для исследования переключения внимания применяются тесты, оценивающие способность быстрого перехода испытуемого от одной деятельности к другой. Исследуемому предлагается модификация таблицы Шульте с напечатанными разными цветами, нанесёнными в случайном порядке цифрами. Испытуемому предлагается как можно скорее и точнее по очереди назвать и показать цифры, начиная один ряд с начала, а другой с конца.

Например: красная 1 – синяя 25, красная 2 – синяя 24 и т. д.

Результаты оцениваются по количеству ошибок и времени, затраченному на прочтение таблицы (1,5 мин. – хорошо; 2-2,5 мин.- удовлетворительно; более 3 мин. – неудовлетворительно).

3. Исследование распределения внимания.

Для исследования распределения внимания наиболее часто применяется тест отыскивания чисел. Испытуемому предлагается модификация таблицы Шульте, где расположены цифры от 1 до 70. Нужно отыскать в таблице недостающие числа и зачеркнуть их в рабочем бланке. На работу с таблицей отводится 4 минуты. Результаты выполнения теста оцениваются по разнице между количеством правильно зачёркнутых чисел и количеством ошибок

Разница       15-16 13-14 10-12 8-9 6-7    
Оценка в баллах                  

2. Методы исследования кратковременной памяти

Под памятью понимается способность индивида узнавать, запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию. Все эти процессы формируются и совершенствуются в ходе развития личности и связаны с её деятельностью. Для исследования этих процессов разработаны специальные экспериментально-психологические методы, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные оценки. В качестве стимульного материала в них обычно используются бессмысленные слоги, буквы, цифры, слова, фразы, рисунки, определённым образом организованный текст и т.д. Обычно исследуют кратковременную память, которую подразделяют на непосредственную и оперативную память.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.