Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рис2. Проявления эпидемического процесса

Спорадической заболеваемостью понима­ются единичные, не связанные между собой, неповсеместные и нерегулярные заболевания.

Эпидемической вспышкой называются групповые заболевания, свя­занные с одним источником (путями и факторами передачи) инфекции и не выходящие за пределы семьи, коллектива, населенных пунктов.

Эпидемия — это более интенсивное и широкое распространение инфекционной болезни, ох­ватывающее население целого региона страны или нескольких стран. Иначе говоря, это ряд переходящих и наслаивающихся вспышек на больших терри­ториях. И наконец,

Пандемия — это повсеместная эпидемия, интенсивно рас­пространяющаяся во многих странах или даже во всех частях света. Иногда под спорадической заболеваемостью понимают регулярно наблюдаемый, cложившийся для данной местности уровень заболеваемости, а под эпидемией — заболеваемость, превышающую обычную для данной местности норму.

Для инфекционных болезней характерны колебания уровня заболеваемости в многолетней и годовой (помесячной) динамике. В многолетней динамике выделяют эпидемическую тенденцию, цикличность и нерегулярные колеба­ния заболеваемости.

Годовая динамика включает межсезонный, средний круг­логодичный уровень и сезонное повышение заболеваемости. Инфекционные болезни поражают неодинаково разные социально-возрастные группы насе­ления. Интерпретация этих проявлений зависит от эпидемиологических осо­бенностей болезни. При инфекционных болезнях с активнодействующим аэро­зольным механизмом передачи основное значение имеет иммунологический фактор, и болеют ими преимущественно дети раннего возраста, посещающие организованные коллективы. Зоонозными инфекциями чаще заражаются взрос­лые люди, в профессиональные обязанности которых входит уход за животны­ми или переработка животного сырья. В то же время некоторые кишечные ин­фекции распространены среди определенных возрастных и профессиональных групп населения, связанных с возможностью заражения через пищу или воду.

Взаимозависимость элементов эпидемического процесса позволяет рассмат­ривать его как сложное социально-биологическое явление, при этом приори­тет в значительной части случаев принадлежит социальным факторам.

Соци­альная среда исключительно многообразна по проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. Ее конкретные элементы активизи­руют или тормозят эпидемический процесс, способствуя или препятствуя жизнедеятельности возбудителей инфекций, реализации путей передачи, а также повышают или снижают восприимчивость людей к возбудителю. Вместе с тем при болезнях, главным образом с аэрозольным механизмом передачи, заболе­ваемость регулируется инфекционно-иммунологическим взаимодействием развития эпидемического процесса, сопровождающимся нарастанием или па­дением коллективного иммунитета и изменением биологических свойств цир­кулирующего возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса, разработанная В.Д. Беляко­вым (1921 — 1996), акцентирует внимание на внутренних механизмах развития эпидемического процесса, характеризуя явления, свойственные его биологи­ческой основе, т.е паразитарной системе. В соответствии с теорией саморегу­ляции, движущей силой функционирования паразитарной системы эпидеми­ческого процесса является взаимообусловленная изменчивость биологических свойств взаимодействующих гено- и фенотипически гетерогенных популяций паразита и хозяина. Динамику эпидемического процесса во времени теория объясняет фазовой самоперестройкой популяций паразита, происходящей под влиянием изменений в иммунном статусе популяции хозяина. Основные по­стулаты теории убеждают в ее применимости к тем инфекциям, механизм передачи возбудителей которых обеспечивает постоянное массовое распрост­ранение возбудителя и при которых формируется иммунитет, способный ре­гулировать взаимодействие популяций паразита и хозяина.

В соответствии с социально-экологической концепцией, разработанной Б.Л. Черкасским, паразитарная система является хотя и важнейшей, но лишь составной частью, одним из уровней целостной системы эпидемического процесса. Паразитарная система посредством механизма передачи связана с при­родной средой обитания, образуя в совокупности эпидемиологическую экоси­стему, или экосистемный уровень системы эпидемического процесса. Экосистемный уровень отражает экологию паразита в популяциях биологических хозяев и на объектах окружающей среды, которые являются регуляторами жизнедеятельности, гетерогенности и изменчивости структуры популяции па­разита. На этом уровне социальные факторы влияют на паразитарную систему извне, играя роль внешних условий ее функционирования.

Создать рациональную классификацию инфекционных болезней пытались с давних пор, при этом широко использовали самые разные подходы и клас­сификационные признаки. В руководстве по Международной статистичес­кой классификации болезней и связанных с ними проблем здоровья населе­ния (10-й пересмотр), принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохране­ния (1992), выделен первый класс — «некоторые инфекционные и паразитарные болезни». В этот класс включен неполный перечень острозаразных бо­лезней, а многие инфекционные болезни разбросаны по всем классам клас­сификации.

Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализации возбудителя в орга­низме), предложил Л.В. Громашевский. Он считал, что рациональная класси­фикация инфекционных болезней является не только высшим обобщением достижений науки, но и теоретическим ключом для планирования системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями вплоть до их искоренения. В соответствии с основной локализацией в организме, опреде­ляющей механизм передачи инфекции, все инфекционные болезни подразде­лены Л.В. Громашевским на четыре группы:

1. Кишечные инфекции;

2. Ин­фекции дыхательных путей;

3. Кровяные инфекции;

4. Инфекции наружных покровов.

1. Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельные или аэрозольные) — возбудитель выделяется с секретом верхних дыхательных путей или полости рта и передается через воздух (рис. 3). Заражение происходит посредством воздушно-капельного механизма передачи (при нестойких во внешней среде микроорганизмах — грипп, корь, ветряная оспа, краснуха и др.), воздушно-пылевого или через предметы внешней среды (при устойчивых возбудителях — дифтерия, туберкулез и др.). Основным элементом внешней среды, куда воз­будитель из зараженного организма попадает с капельками слюны или слизи (I стадия), является воздух.

2. II стадия механизма передачи реализуется через капельную, капельно-ядрышковую или пылевую фазу аэрозоля.

3. В III стадии передачи возбудитель проникает в организм людей при физиологическом вдо­хе. При выдохе, чиханье и разговоре выделяются в основном возбудители, локализующиеся в верхних отделах дыхательных путей (слизистая оболочка рта, носа и носоглотки). При кашле в воздух выбрасываются возбудители, локализующиеся в более глубоких отделах дыхательного тракта. Капельки кон­центрируются вокруг источника выделения на расстоянии 1—2 м, редко рас­пространяясь дальше. При подсыхании капельная фаза

аэрозоля переходит в капельно-ядрышковую, при которой происходит массовая гибель микроорга­низмов. Крупные капли быстро оседают и подсыхают, превращаясь в пыль. Ядрышки с размером частиц менее 100 мкм могут долго находиться в воздухе, перемещаться с конвекционными токами внутри комнаты и проникать через коридоры и вентиляционные ходы за ее пределы. Оседают они медленно. При уборке помещения, движении людей и под влиянием других факторов созда­ется вторичная пылевая фаза аэрозоля. Важным источником формирования пылевой фазы инфекционного аэрозоля является мокрота (при туберкулезе), а также при дополнительной локализации возбудителя в организме, например корочки кожных поражений. В последнем случае существенное значение в формировании инфицированной пыли имеет белье.

2. Кишечные (алиментарные) инфекции — возбудитель выделяется с фека­лиями или мочой, при некоторых заболеваниях (холера) — и с рвотой. Зараже­ние происходит через рот. Важнейшими факторами передачи инфекции слу­жат вода и пищевые продукты. В организм детей возбудитель может попадать через рот при сосании пальцев или игрушек. При плохих санитарно-гигиенических условиях механическими переносчиками возбудителей могут стать мухи. Примером кишечных болезней являются брюшной тиф, шигеллезы, холера и др. Первичными факторами передачи возбудителя являются раз­личные факторы внешней среды, на которые попадают испражнения боль­ных. Путь возбудителей, выделенных с фекалиями, может быть длинным, со сменой промежуточных и конечных факторов передачи.

Элементы окружаю­щей среды, обеспечивающие переход возбудителя из одного организма в дру­гой, принято называть факторами передачи инфекции, а совокупность этих факторов, обеспечивающих распространение соответствующей болезни, — пу­тем передачи инфекции.

Обычно при фекально-оральном механизме передачи возбудителей указывают на три пути: бытовой, пищевой и водный. Такое подразделение основано на выделении конечного фактора передачи. Отдель­ные виды возбудителей с кишечной локализацией характеризуются более уз­кой органотропностью.

 
 

Рис 3. Фекально-оральный механизм передачи инфекции

Например, возбудитель холеры размножается в просвете тон­кой кишки, возбудители дизентерии — в слизистой оболочке толстой кишки, возбудители брюшного тифа — в лимфатических узлах кишечника с выходом в его просвет через кровь и желчные пути, вирус гепатита А — в ткани печени с выходом в просвет кишечника через желчные пути. Энтеровирусы, помимо основной локализации в кишечнике, дополнительно локализуются в верхних дыхательных путях. Все это определяет своеобразие эпидемиологии отдельных нозологических форм инфекционных болезней с фекально-оральным меха­низмом передачи.

3. Кровяные (трансмиссивные) инфекции — возбудитель находится в кровя­ном русле, и для его переноса необходим кровососущий переносчик (вши, блохи, комары, клещи и др.). Примером таких болезней являются сыпной тиф, малярия, клещевой энцефалит, желтая лихорадка и др. Неодинаковая активность переносчиков в разное время года по-разному влияет на уровень заражаемости и заболеваемости людей. В организме переносчиков прослежи­вается специфический цикл размножения и накопления возбудителя (у вши — при сыпном и возвратном тифе, у блохи — при чуме, у комара — при малярии). Наконец, возбудитель может длительно сохраняться в организме членистоно­гих, передаваясь потомству через откладываемые яйца (трансовариально). Та­ким путем передается от одного поколения клещей другому вирус клещевого энцефалита.

4. Инфекции наружных покровов — возбудитель находится на наружных покровах (коже, волосах, слизистых) или во внешней среде. Заражение проис­ходит при непосредственном соприкосновении, реже через загрязненные воз­будителем объекты, руки, почву и др. К этим болезням относятся разнообразные кожные и венерические болезни, раневые инфекции (столбняк, Газовая гангрена и др.), а также болезни, связанные с укусами животных (бешенство, содоку).

Есть болезни, возбудитель которых распространяется не одним, а двумя, тремя и даже четырьмя возможными механизмами передачи (цитомегаловирусная, стрепто - и стафилококковая инфекции, чума и др.). Л.В.Громашевский сформулировал четыре основных механизма передачи возбудите­лей заразных болезней между особями одних поколений — горизонтальная передача. В последние годы внимание исследователей привлек «вертикаль­ный» способ передачи, обеспечивающий внутриутробный переход возбуди­теля от матери к плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к друго­му. Гематогенно-плацентарная передача возбудителей характерна для крас­нухи, токсоплазмоза, вирусов герпеса, иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатитов В и С и др. Кроме того, при прохождении через родовые пути новорожденные могут инфицироваться возбудителями гонореи, сифилиса, герпеса и др.

Перечисленные механизмы передачи инфекционных болезней характерны для распространения возбудителей в естественных условиях и определяются местом локализации возбудителей в организме человека. В реальной жизни возможны и искусственные (артифициальные) способы передачи возбудите­лей. Парентерально можно заразиться инфекционными болезнями при нару­шении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в меди­цинских учреждениях через медицинские инструменты и приборы, при пере­ливании крови, инъекциях и других манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожных покровов и слизистых. Этот путь передачи интенсивно действует среди определенных групп населения, особенно среди наркоманов. Иногда случаются заражения необычными путями в лаборатори­ях, при производстве бактерийных и вирусных препаратов и т.д.

Вместе с тем для практических нужд первоочередное значение име­ют и такие не менее важные показатели, как характеристика основных резер­вуаров возбудителей инфекции (человек, животное и абиотическая среда) и закономерности передачи возбудителей людям от этих резервуаров. Действи­тельно, локализация возбудителя в организме может быть множественной.

Для зоонозных инфекций характерно несколько механизмов передачи, причем определить главный трудно.

Ряд сапронозов вообще не имеет законо­мерного механизма передачи инфекции. Как правило, и человек, и тепло­кровное животное являются биологическим тупиком для возбудителя, по­этому закономерной «цепной» передачи его от особи к особи не существует. С эпидемиологических позиций данный класс инфекций целесообразно раз­делить по природным резервуарам (основная среда обитания) возбудителей, определяющим специфику эпидемического проявления разных сапронозных инфекций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проявления эпидемического процесса | Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.