Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные, муниципальные, локальные акты и акты социального партнерства как источники права социального обеспечения

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Федерации, предусматривающие законо­дательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инва­лидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения и т.д.

Несмотря на то, что роль региональных актов постоянно возрас­тает, увеличивается и малообоснованная дифференциация социаль­ного обеспечения по территориальному признаку. Например, огром­ная сфера социального обслуживания теперь фактически прерогати­ва именно региональных властей, уровень гарантий и объем предоставления социальных услуг в которой напрямую зависит от возможностей бюджетов субъектов РФ. Закон о «монетизации» льгот привел к одномоментному «сбрасыванию» большого числа расходных полномочий в сфере социального обеспечения с феде­рального на региональный и муниципальный уровни. При этом та­кие расходные обязательства финансово обеспечены в незначитель­ной степени, что приводит к большим диспропорциям в уровне со­циального обеспечения населения регионов-«доноров» и бедных регионов страны.

В качестве примеров региональных актов можно порекомендовать изучить социальное законодательство Москвы и некоторых других регионов, успешно осуществляющих распределение бюджетных средств в целях социальной поддержки населения. Очевидно, что на данный момент именно московский регион является лидером в сфе­ре социального обеспечения граждан, проживающих на его террито­рии. В частности, в Москве приняты и эффективно действуют Зако­ны г. Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной под­держки отдельных категорий жителей города Москвы»; от 15 декабря 2004 г. № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечитель­ством)»; от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ре­бёнка»; от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»; от 15 мая 2002 г. № 23 «О прожиточном минимуме в городе Моск­ве», от 17 октября 2001 г. № 49 «О потребительской корзине в горо­де Москве», от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятст­венного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» и иные законы, под­законные акты, например постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. 95-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2005 году и о Комплексной про­грамме мер социальной защиты жителей города Москвы на 2006 год» и т. д.

Ещё раз следует подчеркнуть, что 2005 г. стал годом кардиналь­ных преобразований в механизмах социальной защиты населения регионов России.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и в условиях перераспределения полномочий в области социальной поддержки населения потребовалось провести серьёзную и кропотливую работу по обеспечению финансирования этих мероприятий из бюджетов регионов, сопроводить всё это активной законотворческой, организаторской работой всех органов исполни­тельной власти субъектов РФ.

Например, принятые Правительством Москвы меры обеспечили москвичам сохранение всех основных натуральных льгот и мер со­циальной поддержки. В результате удалось не только не допустить снижения, но и улучшить положение льготных категорий, повысить качество их жизни, тем самым сохранив социальную стабильность в городе.

В необходимых объёмах осуществлялось финансирование расхо­дов по предоставлению отдельным категориям граждан мер соци­альной поддержки и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, права бесплатного и льготного проезда на го­родском пассажирском транспорте, выплате жилищных субсидий и т.д.

С учетом практической реализации Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных ка­тегорий жителей города Москвы» в него были внесены поправки, которые существенно расширили категории льготников и улучшили их материальное положение. Так, ветеранам труда и труженикам тыла вместо сезонного предоставлен круглогодичный бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом. Сохранено право бесплатного проезда в общественном транспорте ветеранам боевых действий, участникам ликвидации аварии на Чернобыль­ской АЭС, детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет, лицам, сопровождающим инвалидов I группы и детей-инвалидов. Нерабо­тающие пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям, полу­чили право на бесплатное санаторно-курортное лечение.

Для московских пенсионеров и инвалидов в 2005 г. введён но­вый принцип установления ежемесячных городских доплат, при ко­тором общая сумма пенсии и доплаты не может быть ниже прожи­точного минимума пенсионера, установленного в городе Москве. Это позволило значительно улучшить материальное положение наиболее малообеспеченных пенсионеров, имеющих пенсию ниже прожиточного минимума.

Принятый Московской городской Думой Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятель­ности в городе Москве» зафиксировал право Москвы как субъекта Федерации осуществлять дополнительную социальную поддержку инвалидов, предоставлять им более широкие возможности по полу­чению различных реабилитационных услуг. Это обеспечило сохранение инвалидам ранее установленных мер социальной защиты, действовавших в городе до принятия Федерального закона от 22 ав­густа 2004 г. № 122-ФЗ.

Значительные ассигнования из городского бюджета направлены на дополнительную социальную поддержку семей с детьми - бес­платное школьное питание, ежемесячные и единовременные город­ские доплаты малообеспеченным, молодым и многодетным семьям, родителям, имеющим детей-инвалидов.

Продолжена работа по совершенствованию законодательства го­рода Москвы в области социальной защиты детства. В целях опти­мизации видов и форм оказания социальной поддержки семьям с детьми, создания правовой базы Московской городской Думой принят Закон от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополни­тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» направлен на дальнейшее улучшение положения детей-сирот, в том числе при оказании им услуг в сфере образования, здравоохранения, занято­сти и социальной поддержки.

В соответствии с Законом г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» введе­ны с 1 января 2006 г.:

- дополнительное пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности работодателем-физическим лицом, в течение 12 ме­сяцев, предшествовавших дню признания их в установленном по­рядке безработными - в размере 500 руб. в месяц;

- ежемесячные компенсационные выплаты на детей в возрасте до полутора лет матери, уволенной в связи с ликвидацией организа­ции либо прекращением деятельности работодателем-физическим лицом, в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком - в размере 500 руб. на ребенка;

- ежемесячные компенсационные выплаты родителю (усынови­телю, опекуну), занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до трёх лет, не состоящему в трудовых отношениях, - в размере минимальной оплаты труда по федеральному законодательству;

- одноразовое горячее питание (обеды) в сумме 37 руб. в день учащимся, студентам из малообеспеченных семей государственных образовательных учреждений начального и среднего профессио­нального образования, обучающимся по очной форме обучения.

Увеличен размер опекунского пособия, выплачиваемого в соот­ветствии с Законом г. Москвы от 2 ноября 2005 г. № 52 «О внесе­нии изменений и дополнений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», до 4500 руб. в месяц на человека.

Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. № 4 «О молодежи» устано­вил, что молодой семье, в которой супруги имеют место жительства в Москве, или одному из родителей - молодому гражданину, живу­щему в Москве (при условии, что другой родитель также является молодым гражданином или не установлен), выплачивается допол­нительное единовременное пособие в связи с рождением ребёнка за счёт средств бюджета г. Москвы в порядке, установленном Прави­тельством Москвы, в размере:

а) пяти прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчёте на душу населения, - при рождении первого ребёнка;

б) семи прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчёте на душу населения, - при рождении второго ребёнка, ес­ли ранее рожденный ребёнок, в том числе ребёнок одного из роди­телей, находится на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина);

в) десяти прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчёте на душу населения, - при рождении третьего ребёнка и последующих детей, если ранее рождённые дети, в том числе дети одного из родителей, находятся на воспитании и содержании в со­ответствующей молодой семье (у соответствующего молодого граж­данина).

Все эти и многие иные примеры нормативных правовых актов субъектов РФ позволяют говорить о качественно новом этапе раз­вития регионального нормотворчества в сфере социального обеспе­чения - об увеличении доли расходов данного уровня государст­венной власти на реализацию принципа социального государства, о расширении зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики.

Муниципальные нормативные правовые акты также являются ис­точниками права социального обеспечения. Обязанность участво­вать в регулировании социального обеспечения для муниципальных образований установлена рядом федеральных законов, в частности Бюджетным кодексом РФ. В основном такие муниципальные акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан (в местных учреж­дениях социального обслуживания, например в муниципальных столовых, лечебных учреждениях), льготному транспортному обслу­живанию, реабилитации инвалидов и т. д.

Так, решением Рязанской районной Думы от 25 марта 2005 г. № 122 «О ежемесячной доплате к государственным пенсиям лицам, получавшим до 31 декабря 1991 г. персональные пенсии местного значения» назначена доплата в размере 400 руб. Постановление гла­вы Ленинского района Тульской области от 3 мая 2005г. № 511 упорядочило бесплатное обеспечение детей первого - третьего го­дов жизни специальными молочными продуктами детского пита­ния. Решение Совета депутатов г. Климовска Московской области от 25 марта 2005 г. № 8/4 «О единовременных выплатах в 2005 году некоторым категориям граждан, проживающим в городе Климовске Московской области» установило единовременную выплату семьям, ставшим многодетными в текущем году, в сумме 500 руб. на семью. Решением Железногорской городской Думы (Курская обл.) от 24 февраля 2005 г. № 126-3-РД «Об утверждении Положения об оказании адресной социальной помощи жителям г. Железногорска» установлена адресная социальная помощь в виде денежных средств; выделения денежных средств на приобретение приборов учёта газо­вых колонок; оплаты коммунальных услуг; оказания вещевой помо­щи. При этом максимально возможный размер всех видов социаль­ной помощи, оказываемой в денежном выражении, как правило, не может превышать для одиноких граждан одного прожиточного ми­нимума, а для семьи из двух человек - 1,5 прожиточного миниму­ма, установленного по Курской области.

Постановлением главы Мытищинского района Московской об­ласти от 12 февраля 2004 г. № 418 «Об установлении ежемесячных выплат отдельным категориям граждан» установлена ежемесячная материальная помощь в размере 1000 руб. нетрудоспособным роди­телям, вдовам, не вступившим в повторный брак, детям военнослу­жащих, умерших в период прохождения военной службы по призы­ву, а также сотрудников органов внутренних дел, погибших при ис­полнении служебных обязанностей, имеющим постоянную регистрацию на территории Мытищинского района.

Постановлением главы муниципального образования «Город Звенигород» Московской области от 10 февраля 2005 г. № 165 «О повышении размера дополнительных единовременных пособий на рождение детей в г. Звенигороде» установлен размер дополнитель­ных единовременных пособий на рождение детей в Звенигоро­де: на рождение первого ребенка - 2000 руб.; на рождение второго ребенка - 3000 руб.; на рождение третьего и последующих детей - 5000 руб.

Постановление главы Пушкинского района Московской облас­ти от 23 января 2004 г. № 160 «Об оказании материальной помощи инвалидам-афганцам и инвалидам, получившим травму при прохо­ждении военной службы» установлена ежемесячная выплата мате­риальной помощи: инвалидам-афганцам и инвалидам I и II групп, получившим травму при прохождении военной службы, в размере 700 руб.

Муниципальные органы вправе самостоятельно регулировать во­просы обеспечения бывших муниципальных служащих пенсиями (например, постановлением главы г. Жуковский Московской облас­ти от 10 февраля 2005 г. № 107 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим муниципальные должности или замещавшим должности муници­пальной службы в органах местного самоуправления города Жуков­ского).

И тем не менее, в основном дополнительные меры социальной поддержки на местном уровне осуществляются в отношении детей, престарелых, инвалидов и женщин-матерей.

Следует упомянуть о крайне тяжелой ситуации с финансирова­нием социального обеспечения на местном уровне. Именно данное звено бюджетной системы России является самым слабым и мало­обеспеченным ресурсами. Конституционный Суд неоднократно обра­щался к решению этого вопроса. См., например, Постановление от 15 мая 2006 г. № 5-П Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Феде­рального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ».

Как указал Конституционный Суд РФ, конституционная приро­да Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, предопре­деляет необходимость достижения баланса конституционно защи­щаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближённой к населению и ори­ентированной в том числе на выполнение задач социального госу­дарства в пределах своих полномочий, и самостоятельности населе­ния в решении вопросов местного значения, с одной стороны, и гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образо­вания они проживают, - с другой (ч. 1 ст. 7; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 130 Конституции РФ). Выполнение этой задачи обеспечивается как не­укоснительным соблюдением финансовой самостоятельности муни­ципальных образований, так и выравниванием уровней их социаль­но-экономического развития, в том числе путём справедливого пе­рераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ гласит, что бюджет субъек­та РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они яв­ляются составной частью финансовой системы Российской Федера­ции. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечёт обязанность органов государст­венной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности ме­стных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспе­чивается, в частности, посредством использования правовых меха­низмов, закреплённых в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135).

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда форми­руется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной органи­зации, поскольку предусматривают дополнительные меры социаль­ной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного ознакомления с этим вопросом следует изучить примеры коллективно-договорного регу­лирования предоставления благ по социальному обеспечению. Не­обходимо учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера. Одна­ко и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

Конечно, основным локальным актом является в данной сфере всё-таки коллективный договор - правовой акт, регулирующий со­циально-трудовые отношения в организации или у индивидуально­го предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В России действуют бо­лее 200 тыс. коллективных договоров.

В качестве примера можно привести Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004-2006 годы, утверждённый конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 21 ноября 2003 г.

По заявлению работников данного холдинга может оказываться дополнительная материальная помощь в размере не ниже двух ми­нимальных тарифных ставок (в течение года) многодетным семьям; работающим ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим воинам-интернационалистам, а также бывшим воинам, исполняв­шим обязанности военной службы в условиях чрезвычайных ситуа­ций и при вооруженных конфликтах; лицам, подвергшимся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, имеющим удостоверение установлен­ного образца.

В случае смерти работника оказывается (по заявлению) матери­альная помощь в размере десятикратной минимальной тарифной ставки одному из членов его семьи, оплачиваются расходы на по­гребение и перевозку умерших работников к месту захоронения (в другой населённый пункт) по фактическим затратам.

В целях компенсации расходов на лечение и другие виды меди­цинской и социальной помощи работникам, пострадавшим от несча­стных случаев или получившим профессиональное заболевание в связи с выполнением своих трудовых обязанностей (функций), кроме страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования РФ, выплачивается дополнительное единовременное пособие в следующих размерах:

- при установлении инвалидности в зависимости от степени ог­раничения способности к трудовой деятельности: III степени - де­сять годовых заработков; II степени - пять годовых заработков; I степени - один годовой заработок;

- при временной утрате трудоспособности более четырёх меся­цев подряд - 0,5 годового заработка;

- при получении профессионального заболевания - один годо­вой заработок;

- при смертельном исходе - десять годовых заработков одному из членов семьи умершего работника.

Производится выплата компенсаций работающим инвалидам труда, получившим увечье во время работы в ОАО «Газпром» и его дочерних обществах, не реже одного раза в три года (в случае не­возможности предоставления им путёвок на лечение по медицин­ским показаниям) в размере четырёх минимальных тарифных ста­вок.

Работники, члены их семей и неработающие пенсионеры ОАО «Газпром» обеспечиваются санаторно-курортным лечением и реаби­литацией в санаториях, профилакториях, других медицинских учре­ждениях.

Работникам, членам их семей и неработающим пенсионерам ОАО «Газпром» один раз в год выплачивается компенсация стои­мости туристических и других путёвок, а также оплачивается стои­мость реабилитации и санаторно-курортного лечения в домах и ба­зах отдыха, в санаторно-курортных и реабилитационных учрежде­ниях. Порядок выплаты и размеры компенсации указанных путёвок (не более 85 % их стоимости в зависимости от стажа работы работ­ников в газовой промышленности) определяются коллективными договорами ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.

Проводится комплекс медицинских мероприятий, направленных на охрану и восстановление здоровья работников:

- частичная компенсация стоимости стоматологических услуг (в том числе по протезированию зубов) по медицинским показани­ям сверх предусмотренных территориальными программами обяза­тельного медицинского страхования в зависимости от стажа работы в газовой промышленности в следующих размерах:

 

Стаж работы Размер компенсации (в % от стоимости)
От 1 года до 5 лет (включительно)  
Свыше 5 до 10 лет (включительно)  
Свыше 10 до 15 лет (включительно)  
Свыше 15 до 20 лет (включительно)  
Свыше 20 лет  

 

- хирургическая коррекция зрения, хирургическое лечение ката­ракты и глаукомы в отделе лазерной офтальмохирургии поликли­ники ОАО «Газпром» с целью профессиональной реабилитации и продления активного профессионального долголетия, в соответствии с Методическими рекомендациями «Хирургическое лечение за­болеваний глаз», утверждёнными Медицинским управлением ОАО «Газпром» 20 декабря 2001 г.;

- лекарственное обеспечение с полной или частичной оплатой стоимости лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения работникам, включённым постановлением Правительст­ва РФ от 30 июля 1994 г. № 890 в Перечень групп населения и ка­тегорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарст­венные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50 %-ной скидкой со свободных цен, если указанные группы работников по каким-либо не завися­щим от них причинам не получают данное обеспечение за счёт средств бюджетного финансирования.

Производится доплата сверх максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.

Установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в зависи­мости от стажа работы в газовой промышленности неработающим пенсионерам, уволенным на пенсию из ОАО «Газпром» и не полу­чающим негосударственную дополнительную пенсию из Негосудар­ственного пенсионного фонда «ГАЗФОНД»:

 

Стаж работы Размер доплаты, руб.
До 3 лет (включительно)  
Свыше 3 до 5 лет (включительно)  
Свыше 5 до 10 лет (включительно)  
Свыше 10 до 15 лет (включительно)  
Свыше 15 до 20 лет (включительно)  
Свыше 20 до 25 лет (включительно)  
Свыше 25 до 30 лет (включительно)  
Свыше 30 лет  

Неработающим пенсионерам ОАО «Газпром», уволенным на пенсию из дочерних обществ ОАО «Газпром», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, про­живающим в этих районах, размеры ежемесячных доплат к пенсии увеличиваются в два раза.

Компенсируются, по заявлению неработающих пенсионеров, один раз затраты, связанные с переселением на новое место житель­ства, если таковые возникают.

В случае смерти неработающих пенсионеров ОАО «Газпром» и его дочерних обществ оказывается (по заявлению) одному из членов семьи умерших материальная помощь в размере десятикратно минимальной тарифной ставки, возмещаются расходы на погребение и перевозку умерших к месту захоронения по фактическим затратам.

Ежегодно оказывается материальная помощь детям работников (умерших, погибших) в размере десяти минимальных тарифных) ставок на каждого ребенка.

Производится компенсация расходов работникам на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также в дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на балансе дочерних обществ ОАО «Газпром», в размере 80 %, а работникам, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, - в размере 90 %.

Производится компенсация расходов работникам на содержание детей в оздоровительных лагерях в размере 95 % от стоимости путе­вок.

Одному из родителей выплачивается при рождении ребёнка еди­новременное пособие в размере десяти минимальных тарифных ста­вок.

Выплачивается ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трёхлетнего воз­раста, в размере двух минимальных тарифных ставок.

Выплачивается ежемесячная материальная помощь в размере не ниже 0,25 минимальной тарифной ставки:

- одиноким матерям, вдовам (вдовцам), а также работникам, воспитывающим детей (в возрасте до 18 лет, а также обучающихся на очных отделениях образовательных учреждений - до 24 лет) без матери или отца;

- малообеспеченным семьям, в которых совокупный доход на одного члена семьи не превышает величину прожиточного миниму­ма, установленного на данной территории;

- работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида.

Однако следует признать, что коллективные договоры, за исклю­чением, пожалуй, коллективных договоров сырьевых, энергетиче­ских и транспортных компаний, содержат мало норм социального обеспечения в силу низкого уровня развития экономики страны.

В праве социального обеспечения увеличивается роль региональ­ных и отраслевых и иных социально-партнерских соглашений. Их количество давно превысило 5 тыс. Например, Отраслевое согла­шение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007 годы (18 января 2005 г.) обязывает работодателя осу­ществлять санаторно-курортное лечение работников, исходя из сле­дующих нормативов обеспечения путёвками: не менее 85 путевок в год на 1 тыс. работающих во вредных и опасных условиях труда и не менее 20 путёвок в год на 1 тыс. работающих в нормальных ус­ловиях.

Установлена и обязанность работодателей данных отраслей вы­плачивать единовременное пособие работникам, пострадавшим в ре­зультате несчастного случая на производстве по вине работодателя или получившим профзаболевания, сверх установленного законода­тельством:

- при установлении инвалидности I группы - 100 тарифных ставок рабочего 1-го разряда, предусмотренных коллективным дого­вором организации;

- при установлении инвалидности II группы - 50 тарифных ставок рабочего 1-го разряда, предусмотренных коллективным дого­вором организации;

- при установлении инвалидности III группы - 10 тарифных ставок рабочего 1-го разряда, предусмотренных коллективным дого­вором организации;

- в случае смертельного исхода выплачивать семье погибшего 120 тарифных ставок рабочего 1-го разряда, предусмотренных кол­лективным договором организации.

При увольнении работников в связи уходом на пенсию впервые работодатель должен выплачивать им единовременное пособие и (или) устанавливать дополнительное негосударственное пенсион­ное обеспечение. Размер выплат определяется исходя из стажа ра­боты, уровня заработной платы работника, а также достигнутого на предприятии уровня социальных гарантий в соответствии с дейст­вующим коллективным договором и регулируется Положением, ко­торое является приложением к коллективному договору.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие источников права социального обеспечения.

2. По каким основаниям можно классифицировать источники права со­циального обеспечения?

3. В каких международных актах содержатся нормы о социальном обес­печении?

4. В каких статьях Конституции РФ защищен правовой статус граж­дан в сфере социального обеспечения?

5. Назовите виды источников права социального обеспечения.

6. Дайте общую характеристику Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

7. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в РФ? Каковы их принципиальные положения?

8. Какие акты регулируют обеспечение граждан пособиями и компенсационными выплатами?

9. Какое значение имеет региональное законодательство в области соци­ального обеспечения?

10. В чём проявляются единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

11. В чём специфика муниципальных источников в области социального обеспечения?

12. Какова роль локальных источников в сфере права социального обеспечения?

Литература:

1. Азарова Е. Г., Виноградова З.Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития рос­сийского законодательства. М., 1998.

2. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М., 1987.

3. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: учеб, пособие. М., 1995.

4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. 3-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2003.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика основных источников права социального обеспечения | Правоотношение - это общественные отношения, урегулирован­ные нормами права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.