Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социофакторы менеджмента




Особенности современного менеджмента

Современная научно-техническая революция не только создала новые товары услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экоиомическую жизнь общества. Речь идет о следующем:

1.Коренным образом изменилась роль человека в производстве.

Прежде гот воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации

Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние

компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха деятельности.

Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание ус вий творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческого измерения экономики.

2. Изменилась роль фирм.

Увеличение масштабов их деятельности, явление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое действие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х тт. XX столе сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

 

До 30-х гг. XX в. считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься делами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пeнсионным обеспечением, социальными выплатами.

В современное понятие социальной ответственности входят:

• ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;

• возмещение общественных издержек (например, экологических);
■ оптимизация перспективной прибыли;

• сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.

Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в целом.

Выделяются следующие виды социальной ответственности:

экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест;

правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики;

этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следование ею более жестким стандартам, чем общепринятые

3. Резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни.

4. Стали набирать темпы процессы глобализации, обостряться общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.).

5.В развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.

Следует рассмотреть этап с 1980-х гг, когда проявилась ограниченность традиционного «рационального менеджмента», считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными свойствами, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на четкий регламент деятельности, обеспечение ее устойчивости с помощью методов жесткого планирования, администрирования, контроля и т. п.

Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример, образец), т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс положений, идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода.. перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, который состоит в следующем:

☻ фирма рассматривается как открытая система; в связи с этим первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события.

☻ главное внимание уделяется человеческим ресурсам (предприимчивости и максимальной автономии работника) и информационным технологиям, что позволяет организации обеспечивать гибкость и адаптивность.

☻ на смену централизации управленческих процессов (управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация, предоставляющей большие права низовым уровням (управление по горизонтали на основе взаимосвязанности участников).

☻ все более наглядно проявляется тенденция к максимальному равноправию субъектов управленческого процесса,

☻ безразличное или негативное отношение к своим обязанностям, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправием, сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации стремлением проявить себя.

☻ ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества экономии у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход из производственного к маркетинговому подходу к управлению.

☻ меняется характер внутренних взаимоотношений в организации: агрессивность, эмоциональность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничества;

☻другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, исполнительности, неприятие риска постепенно сменяются устремленностью в будущее, развитием творчества, в том числе и коллективное допущением разумного риска.

☻акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основы успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические задачи.

☻прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.

☻происходит переход от управления в условиях массового производства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при остром соперничестве.

Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая концентрация ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.

Особенностями современного российского управления являются высокий и интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста и качественные результаты его пока мало интересуют.

1. Попробуйте вспомнить, что такое менеджмент и какие задачи он решает

2. Деятельность каких из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту: капитана корабля, министра, участника общего собрания акционеров преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера рок-звезды, руководителя космического полета?

3. Опишите особенности реализации различных управленческих функций в своей организации.

4. Оцените предлагаемые утверждения по принципу «правильно - неправильно»:

Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса, рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей к местам их использования.

Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировке сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции

Эккаунтинг-менеджмент означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению выпускаемой продукции к его потребностям.

Персонал -менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения, увольнения, повышения квалификации сотрудников.

Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам.

Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской деятельностью коллектива.

5. Определите, с помощью каких методов управляется учебная группа в процессе проведения занятия.

6. Объясните, что понимается под социальной ответственностью менеджмента и имеет ли место это явление сегодня в России.

1.5 Этика менеджмента

Слово «этика» греческого происхождения и означает обычай, нрав, характер.

Ещё от античных стоиков идет тради­ционное деление философии на логику, физику и этику. Таким образом, этика — один из разделов философии. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые употребил Аристотель.

В древности этика означала учение о нравственности, учение о долге. Позднее, пишет И. Кант, «нашли благоразумным перенести это название только на одну часть учения о нравственности, а именно на учение о долге, который не подчинён внешним законам». Таким образом, учение о долге подразделяется:

  • учение о праве, которое имеет дело с внешними законами,
  • учение о добродетели или этику, которая не имеет дела с внешними законами.

Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, про­блема поведения человека в соответствии с этими понятия­ми. А понятия о добре и зле основываются на культуре, тра­дициях, общественном мнении, привычках, т.е., вообще от­носительны.

Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способно­сти эффективно действовать в соответствии с законами. Она затрагивает систему идеалов, на которые опирается менед­жер при достижении поставленной цели. Этика менеджмен­та базируется на моральных и нравственных принципах, на определённых правилах поведения как в организации, так и вне её, а также на правовых критериях, которые устанавли­ваются законодательством.

В настоящее время уделяется большое внимание изуче­нию этики менеджмента, этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях и уровня культуры самих менеджеров. Главным в культуре менедже­и является уравновешенность, благородство, скромность, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Рассмот­рим взгляд Аристотеля на эти человеческие качества.

Уравновешенность, пишет Аристотель- это середина между гневливостью и безгневием. Гневлив тот, кто по всякому поводу впадает в гнев. Такой человек достоин порицания, потому что гневаться надо не по всякому поводу, не на всех, не всецело и не всегда: не будь духом поспешен на гнев. А русская пословица советует: лют конь уздою воздержится, а скор гнев умом обуздается. Но тот человек, который никогда не гневается, является бесчувственным и не может заслуживать уважения.

 

Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. Аристотель пишет, что люди жалкие и дурные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить – кичливы, т.е. надменны, высоко­мерны. Те, которые считают, что достойны меньшего, чем им подобает – принижены. Благородный находится меж­ду этими двумя крайностями.

Скромность, по Аристотелю, проявляется в поступках и словах и является серединой между бесстыдством и стес­нительностью. Бесстыжий говорит и действует как придет­ся, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было. Нельзя стесняться во вред себе, говорит Биб­лия. Стеснительный человек всегда бездеятелен.

Чувство собственного достоинства – середина меж­ду своенравием и подхалимством — и проявляется при взаимном общении людей. Своенравный это тот, который не способен ни общаться, ни разговаривать с кем-либо. Подхалим — это умеющий общаться со всеми, всячески и везде. Таким образом, имеющий чувство собственного достоинства это тот, который общается не со всеми без разбора.

Чувство юмора — середина между шутовством и дикарством. Шут смеётся по всякому поводу и над всеми, а дикарь отказывается смеяться сам и не хочет, чтобы над ним смеялись и сердится. Человек с чувством юмора это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.

Культура управления

Принять решение, какие действия являются этичными, а какие нет — сверхтрудная задача. Дня её решения часто при­меняют этические подходы. Известны три основных этичес­ких подхода: утилитарный, нравственный и подход социаль­ной справедливости.

Утилитарный подход заключается в сравнении потенци­ально позитивных результатов и потенциально негативных. Если первые перевешивают последние, менеджер, руковод­ствующийся утилитарным подходом, скорее всего, присту­пит к запланированным действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрица­тельно, признаётся неизбежным и приемлемым. Например, производство автомобилей загрязняет окружающую среду, но выгоды от их производства и использования (рабочие места, удовлетворение потребностей потребителей) кажут­ся более весомыми, чем причиняемый ими вред.

Нравственно-правовой подход предпочитает оценку реше­ний и действий содержанию основных гражданских прав и привилегий. Например, право человека на жизнь и личную безопасность, свободу совести, слова, частной собственнос­ти. В произведении А.Солженицына «В круге первом» один из героев сознательно отказывается изобретать устройство для фотографирования каждого входящего в какую-либо дверь, так как понимает, что это нарушит основные права многих людей. За отказ он сознательно поплатился жизнью.

Тот, кто принимает подход социальной справедливости. судит о том, насколько его действия являются справедливы­ми по полученным наградам или привилегиям.

Таким образом, принятие этического решения — дело очень непростое и неоднозначное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.