Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковская система, ее структура и функции

Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень – Центральный (эмиссионный) банк. «Банк банков».

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия – функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

37. Денежно-кредитная политика: ее цели и основные инструменты.

Под денсжно-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен. Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процент­ных ставок. Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

38. Финансовая система и ее структура. Понятие бюджета.

Финансовая система – совокупность различных форм организации финансовых отношений.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит;

Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

Финансовое обеспечение (государственный бюджет);

Финансовое регулирование (система налогов).

2. Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы.

Бюджетная система государства – совокупность всех бюджетов, созданных в государстве на различных уровнях государственных структур власти и управления.

Бюджетная система основывается на бюджетном устройстве, которое устанавливает:

Виды бюджетов; взаимоотношение бюджетов; разграничение доходов и расходов в бюджете; определяет принципы и основы построения бюджетных систем; законодательное осуществление и закрепление бюджетного права.

В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление.

Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) – система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит – сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам.

39. Фискальная политика государства.

Фискальная политика – политика государства в области налогообложения и расходов с целью регулирования экономики. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направления в соответствии с конкретными целями общества.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и соответственно роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогов приводит к росту доходов: 1) населения, а следовательно, к росту сбережений; 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода. Рост производства, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и политики автоматических стабилизаторов.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

В русле проводимой фискальной политики государства есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими, или встроенными стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста – обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

40. Воспроизводство. Экономический рост и его типы.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально-экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство – это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте. Экономический рост – это динамика общественного продукта и факторов его производства. Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.

НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста.

Современный тип экономического роста – это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

· повышение качества продукции;

· повышение производительности труда;

· ресурсосбережения, т. е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;

· динамика фондоотдачи;

· снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;

· интегрированный показатель нового типа экономического роста – рост эффективности общественного производства.

Общий показатель – высокие конечные результаты.

3.Современный цикл развития характеризуется тем, что кроме обычных циклических кризисов общего перепроизводства существуют так называемые структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурный кризис поражает спрос на продукцию, который растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда и абсолютно сокращается. К таким отраслям относятся: черная и цветная металлургия; угольная промышленность.

41. Источники и факторы экономического роста.

Экономический рост зависит от ряда факторов. Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называют те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

К прямым относятся факторы, непосредственно определяющие динамику совокупного производства и предложения:

1. увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

2. рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

3. совершенствование технологии и организации производства;

4. повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

5. рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы спроса и распределения:

1. снижение степени монополизации рынков;

2. уменьшение цен на производственные ресурсы;

3. снижение налогов на прибыль;

4. расширение возможности получения кредитов.

Если применение косвенных факторов происходит в обратном порядке (увеличивается монополизация, растут налоги и т.п.), то экономический рост будет сдерживаться.

42. Научно-технический прогресс и экономический рост.

Огромная значимость научно-технического прогресса (НТП) для экономического роста и для воспроизводства в целом делает вполне естественным глубокий интерес, проявляющийся ко всему, что способно и ускорить, и сделать более продуктивным научный поиск.

Три основные черты более характеризуют, как представляется, современный этап научно – технического прогресса. Во – первых, это осуществление за последние десятилетия целого ряда глубоких прорывов в области фундаментальных наук.

Сегодня успех прикладных исследований и разработок в значительно большей степени, чем прежде, становится достижимым, лишь когда под них подведена прочная база фундаментальных знаний. Вторая черта современного этапа НТП характеризуется небывалым по масштабам использования в экономике практических результатов научно – технической деятельности, в частности, достижений радиоэлектроники, робототехники, волоконной оптики, компьютерных устройств и технологий и т. п.

Наконец, третью из главных черт нынешнего периода усматривают в постепенном становлении нового научного мышления, в возрастающем признании главной целью развития науки заботы о самом существовании человеческой цивилизации.

Глубокое постижение этой роли науки, зрелость и органическое восприятие подобной ее оценки побуждают выделять для целей научного развития все возрастающие объемы людских, финансовых, материально – технических ресурсов и, вместе с тем, порождает стремление добиваться, чтобы производимые затраты порождали наибольший эффект.

43. Эффективность функционирования экономики.

44.Понятие открытой экономики. Теории международной торговли.

Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер (в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто). Однако в мире почти нет полностью открытых, т. е. полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, степени либерализации валютно-расчетных отношений и другим показателям.

В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире их осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.

Международная торговля занимает особое место в системе мирохозяйственных связей. Именно она первоначально являлась распространенным каналом взаимодействия национальных хозяйств. На протяжении столетий внешнеэкономическая деятельность практически полностью ограничивалась формой купли-продажи. В современных условиях осуществления диверсификации международных экономических отношений международная торговля по-прежнему играет исключительно важную

Роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так, 4/5 совокупного объема международных

Экономических отношений приходится на мировую торговлю.

Международная торговля, с одной стороны, является мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, создает

Необходимые предпосылки для развития других форм внешнеэкономической деятельности, опосредуя их. Россия приступила к коренной перестройке механизма регулирования внешней торговли в начале 90-х годов в рамках практической реализации концепции открытой экономики. Однако неподготовленная и непродуманная политика либерализации внешнеэкономической сферы превратила внешнюю

Торговлю в основной канал потерь национального богатства страны. Современная торговля России с западными странами

Осуществляется по формуле: топливо и сырье в обмен на наукоемкие промышленные изделия и технологии. По степени же

Открытости национальной экономики Российская Федерация значительно опережает страны Запада на соответствующих степенях развития. Интенсификация внешнеэкономической сферы в условиях ее ускоренной либерализации ведет прежде всего к расширенным товарным интервенциям Запада на рынке России, увеличению ее внешнего долга, создает условия для утечки капитала за рубеж, что не позволяет в ближайшее время рассчитывать на успех в деле эффективного использования своей внешнеэкономической сферы.

Национальным интересам России соответствует постепенное создание условий, необходимых для успешного взаимодействия с мировым сообществом, и «открытие» национального хозяйства по мере роста конкурентоспособности продукции и УСЛУГ. Такое понимание политики сотрудничества предполагает владение соответствующими экономическими инструментами реализации.

45. Государственная внешнеторговая политика.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т. д.

Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.

В условиях разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1) импорт – традиционный источник таможенных доходов государства, но он не должен определяться сугубо фискальными соображениями. Чрезмерное обложение импорта (пошлины, НДС, акцизы) и усложненная бюрократическая процедура могут привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подстегивает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной значимости того или иного конкретного товара;

2) регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы оно отвечало общегосударственным интересам.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики России;

2) единство системы государственного регулирования ВТД и контроля за её осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников ВТД и их дискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников ВТД;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВТД, нанесения ущерба её участникам и экономике РФ в целом.

46. Равновесие на международном валютном рынке.

47. Международные валютно-финансовые организации.

Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть: операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и

Регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли; межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

Инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты) инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или

Коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т. п.) благотворительная деятельность (финансирование программ международной

Помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований. В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация. Для осуществления своих функций международные валютно-финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Существуют: 1)МИРОВОЙ БАНК Международный банк реконструкции и развития. Международная ассоциация развития. Международная Финансовая Корпорация. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Международный центр по разрешению инвестиционных споров. 2) Международный валютный фонд. 3) Европейский Банк Реконструкции и Развития. 4) БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ.

48. Административно-командная экономика и экономика рыночного типа.

Экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административно командной экономики – господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т. п.). Соответственно, народное хозяйствово представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т. е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др. К странам с административно командной экономики относились бывшие социальстические страны, теперь – КНДР. Ядром административно командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в нач. 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы т. н. военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-20) и период новой экономической политики (нэп, 1921-28). Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов: социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт; мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками – они считались «центральной фигурой земледелия»; частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности; государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием; патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутри-хозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку. В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян. В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов. Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы – коллективные хозяйства, совхозы – имеющие государственный характер; МТС – машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнит, оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам. Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927/28 производство средств производства составило 49, а производство предметов потребления 51%; в 1937 соответственно 57 и 43%. Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промети. В 1927/28 производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5, а для легкой – 60,5%, в 1937 – соответственно 57,8 и 42,2%. Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической. Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно командной экономики Важную роль в данной системе играло государственно директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

49. Переходная экономика, ее основные черты и особенности.

50. Проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом | Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.