Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Составитель: Ю.Н. Ьакаев

С утверждением феодальных отношений и государственности язычество все более не соответствовало времени и интересам правящей элиты. Многобожие (политеизм) язычества, регулирование отношений в системе «человек–природа» не могли укреплять власть князя, объяснять социальное неравенство, способствовать консолидации славянских земель, решению внешнеполитических задач и т.п. Неудавшаяся реформа язычества (980 г.) наглядно это подтвердила и побудила князя Владимира к поиску такой религии, которая соответствовала бы достигнутому Русью уровню развития.
По летописной версии, Владимир тщательно присматривался и выбирал новую веру – монотеистическую, пока не остановился на византийском варианте христианства. Богословы объясняют этот выбор «замыслом Господа», «Божьим провидением». Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных, земных причин крещения Руси.
Принципы историзма и объективности позволяют объяснить эту акцию сугубо земными обстоятельствами. Князя Владимира привлекло православие потому, что оно оправдывало существовавшие порядки, освящало княжескую власть и занимало подчиненное государству положение. В Киеве, видимо, знали о чрезмерных претензиях римского папы на светскую власть.
Древнерусское государство имело с Византией более прочные экономические и культурные связи, чем, скажем, с католическими или исламскими странами. Эти отношения обусловили лучший результат византийских миссионеров, сумевших подготовить для православия на Руси более богатую почву.
Наконец, в православии уже тогда разрешались богослужения на национальных языках, а католицизм признавал только латынь. На Руси латынь была неизвестна, а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки, что также предопределило выбор веры Владимира. Со временем проповеди стали читаться не на греческом, а на церковнославянском языке.
Церковные источники утверждают, что крещение Руси произошло в 988 г. Уместно уточнить, что в этом году, вероятно, крестились лишь киевляне и княжеское окружение. Христианизация других русских земель продолжалась и много лет спустя.
В ходе этого процесса нередко применялись насильственные меры. Официальная религия, как правило, утверждалась и в других странах силой государства. Не могло быть иначе и на Руси. За языческими идолами стояло многовековое прошлое, влияние волхвов, груз традиций и привычных обрядов. Летописец, видимо, дословно воспроизводит грозный приказ Владимира в канун крещения киевлян: «Кто не придет к реке, богатый или убогий, нищий или раб, тот будет мне враг», «и не имать сей пощаден быти от нас».
Силовыми методами из всех сфер жизни изгонялось язычество, разорялись капища, а вместе с ними исчезали, к сожалению, безвозвратно многие пласты языческой культуры. Христианизации сопротивлялись не только волхвы. Огнем и мечом «крестились» новгородцы и суздальцы. Язычество оставалось знаменем сепаратистов и те, кто не хотел зависеть от Киева или Византии.
С принятием христианства началась длительная борьба киевских князей за самостоятельность русской церкви. Византийская империя считала Русь политически зависимым от себя государством на том основании, что русская церковь организационно, на правах митрополии входила в состав Константинопольского патриархата. Несколько веков в православных храмах Руси пели «многие лета» императорам Византии, туда же со славянских земель отправлялась церковная десятина.
Вместе с тем крещение Руси приобщило славян к христианской культуре. Православие к тому времени ассимилировало и облекло в изящную словесную форму многие общечеловеческие ценности и нравственные нормы, запрещало кровную месть, многоженство и т.п. Идеологически закреплялось территориальное единство. С принятием христианства в качестве государственной религии Русь из языческой, второразрядной страны перешла в ряд полноправных христианских держав, что облегчало решение многих внешнеполитических проблем. Православие было, безусловно, более адекватно, чем язычество, феодальной организации древнерусского общества.
Являясь важным механизмом государственной машины, православная церковь выполняла ряд важных государственных функций: освящение власти князей и царей, воспитание подрастающих поколений, судопроизводство и т.п. Однако она не смогла противостоять деспотическому самодержавию, смягчить крепостничество и просветить народные массы. Были и такие времена, когда церковь активно пресекала все проявления народного протеста, боролась с освободительным движением, осуществляла строгую цензуру, выступала против достижений науки и техники.
Оценивая значение крещения Руси, следует также подчеркнуть, что православие стало важным, хотя и не единственным, культурообразующим фактором, влияние которого весьма заметно в архитектуре, литературе, живописи и т.п. Разумеется, предписания канона в иконописи, церковный запрет инструментальной музыки, скульптуры, шатрового покрытия храмов, скоморошества и т.п. – все это сдерживало творческий поиск, но общая тенденция очевидна.
В целом же введение «сверху» новой религии на Руси имело прогрессивное значение, весьма заметное в средние века. Православная церковь, как государственная и идеологическая структура, при известной неоднозначности, особенно в новое и новейшее время, ее вклада в различные сферы, определяла многие грани политики, экономики и культуры России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4 | Вопрос 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.