Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные школы и подходы менеджмента




Годы Главные проблемы экономики и менеджмента   Научные школы и подходы   Главные направления методических разработок
1885- Повышение эффективности выполнения работ Школа научного Управления Методы рационализации труда и производства
1920- Эффективное функционирование крупных организаций Административная школа управления Функциональное разделение и специализация управления, принципы менеджмента, формирование иерархических структур управления
1936- Максимизация выпуска продукции и эффективности Школа человеческих отношений Методы совершенствования труда и мотивации работников
1956- и в наст. время Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса Количественная школа Исследование операций, моделирование для обоснования оптимальных управленческих решений
1920- 1965- и в наст. время Эффективность процессов управления Процессный подход Исследование взаимосвязи и взаимодействия функций менеджмента (традиционный классический подход), исследование природы и характера процессов управления с целью их оптимизации (современный взгляд)
1956- и в наст. время Решение Сложных управленческих проблем Системный подход Системный анализ
1971- и в наст. время Усиление конку- рентного статуса на рынках и эффективная реализация целей организации Ситуационный Подход Методы стратегического планирования и управления, методы управления инновациями
1986- и по наст. время Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям и максимальное использование потенциала организации Формируются новые подходы и теории изменений в организациях с целью обеспечения динамического развития Методы управления организационными изменениями, культура организаций, лидерство, процессный анализ и процессная теория, теория самоорганизации, самоменеджмент

 

· подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих

мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

· оплата по результатам труда;

· использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

· поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администраторами).

Административная школа управления (1920-1950 гг.). Основателями этой школы были А. Файоль, Л.Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни и др. Они пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности. А. Файоль разработал 14 принципов управления, от которых по его мнению, зависит успешное управление любой организацией. Данные принципы, несмотря на то, что они разработаны достаточно давно, но в значительной степени не утратили своей актуальности в практике управления.

К административной школе управления можно отнести теорию «рациональной бюрократии» Макса Вебера, хотя некоторые исследователи определяют данную теорию как самостоятельную школу бюрократического менеджмента. В теории Макса Вебера и административном менеджменте объединительным звеном является функциональная специализации, являющаяся их теоретической основой.

В последующем научный менеджмент Фредерика Тейлора, бюрократия

Макса Вебера и функциональный подход Анри Файоля определили первый этап развития современного менеджмента – деловое администрирование в управлении – на профессиональном уровне. Этому стали учить в колледжах, институтах и университетах. Сначала в США, а затем и в других странах (см. рис.1.3,1.4,1.5).

Школа человеческих отношений или поведенческий подход (начиная с конца 30-х годов, продолжает развиваться по настоящее время). Эта научная школа объединяет несколько научных направлений: ранний бихевиоризм (Д. Уотсон, Хюго Мюнстерберг, Мери Фоллетт), школа человеческих отношений (Элтон Мейо, Фриц Ретслисбергер) и бихевиористский научный подход (Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу).

Отличительной особенностью этой школы является перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т.е. социологии и психологии.

Основные идеи школы:

· управление – социально-психологический, а не экономический процесс;

· в основе управления находится человек, неповторяемая личность

с его интересами, потребностями и мотивами;

Научный менеджмент Ф. Тейлора
Деловое администрирование
Бюрократия М. Вебера
Функциональный подход А. Файоля

Рис.1. 3. Основы делового администрирования

· человек – социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать

· психологические и эмоциональные особенности работника;

· на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

· управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

 

Количественная школа, или школа науки управления (начиная с 60-х годов и по настоящее время). Эта школа является следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование аппарата математики, кибернетики, теории вероятностей статистики и компьютерных технологий для принятия оптимальных решений управленческого характера.

Ее представители – Р. Аккоф, С. Бир, Э. Квейд, Л.В. Конторович, В.В.

Новожилов, В.М. Глушков – рассматривали управление как логический процесс, который можно выразить математически.

В 60-е годы XX века началась разработка концепции управления, основанной на использовании математического инструментария.

 

 

Нормирование и определение результатов для каждого работника
Вознаграждение за конечный результат
Научный менеджмент Ф. Тейлор
Соотношение времени и задачи
Обучение и подготовка кадров в организации

Рис.1. 4. Школа научного управления Ф. Тейлора

 
 
 
 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.