Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы

Принципы – основополагающие идеи, которые лежат в основе правового регулирования и обеспечивают его системность и стабильность, а также обеспечивают возможность толкования соответствующих норм, уяснения воли законодателя при применении норм. Естественно, что земельное право основывается на общих принципах и содержит ряд специальных принципов, присущих непосредственно системе регулирования земельных отношений. Эти принципы, как принципы земельного законодательства закреплены в ЗК РФ и других законах и существует ст.1, которая непосредственно устанавливает принципы земельного законодательства, хотя перечень ст.1 не является исчерпывающим. Нужно сказать, что поскольку ранее земельное законодательство было полем для политических битв, постольку эти принципы были закреплены специально постановлением Правительства РФ.

Прежде всего, законодатель определяет принцип учета значений земли, как основы жизнидеятельности человека. Содержанием жтого принципа является то, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле, как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсов, используемом в сельском и лесном хозяйствах, а также основа осуществления иной хозяйственной деятельности и одновременно как об объекте недвижимости, объекте права собственности и иных прав.

Принцип охраны земли, как важнейшего объекта. Этот принцип означает: 1. Владение, пользование, распоряжение осуществляется владельцами свободно, если это не наносит вред окружающей среде; 2. Особенности правового регулирования земель с/х назначения и лесного фонда, а соответственно ограничения их оборота, а также ограничения возможности изменения правового режима соответствующих земельных участков. Есть перечень ограниченных случаев и сложная процедура для изменения назначения. Что касается земель лесного фонда, то тут в целом не допускается изменения назначения, еще более ограниченный перечень.

Принцип ораны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию и охране земли, должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые бы позволили сохранить жизнь человека или прекратить негативное воздействие на человека, даже если это потребует больших затрат. Т.е. размещение объектов должно быть обусловлено не только экономической целесообразностью.

Принцип участия граждан, общественных организаций и объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации и объединения и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовки решений реализация которых может повлиять на состояние земель. Проявление этого принципа – процедура общественных слушаний, которая проводится при необходимости утверждения градостроительных регламентов, регулирующих строительство населенных пунктов, а также в процессе предоставления земельных участков, под которым обычно понимается процесс и результат выделения и обособления земельного участка из государственной или муниципальной земли и передача этого участка в пользование гражданину или ЮЛ на праве собственности или ином титульном праве. В соответствии с решением уполномоченного органа и заключенным соглашением между органом публичной власти и заинтересованным лицом.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Все прочно связанные с земельным участком объектов следует судьбе земельных участков, принятых ЗК. В Римском праве весь столб был участком, в феодальные годы уже было не так. У нас в Союзе был различный режим для разных объектов, на которые разделился участок.

Принцип сохранения особо ценных земель и земель особого охраняемых территорий. Ряд земель ограничивается в изменении земель: особо ценные объекты устанавливают особый правовой режим, связанный запретами, для сохранения объектов.

Принцип платности использования земли. Содержанием этого принципа является положение о том, что земля используется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и СуФ. Любое использование земель влечет обязанность уплачивать в форме, установленной законом. К таким формам платы относятся: земельный налог и арендная плата.

Принцип деления земель по целевому назначению на критерии. Этот принцип изначально возник как форма учета и ак соответствующий правовой режим, обусловленный необходимостью тех или иных объектов: с/х земли, земли, нас пунктов, земли промышленности, транспорта, связи и иного не с.х. назначения,земли пмного фонда, земли запаса.

«разрешенное использование» - пределы прав титульного пользователя на использование. Определяется отнесением к соответствующей категории и в соотвес…. Уснул на этом предложении.

Зонирование территории – более тонкий инструмент, в соответствии с которым устанавливается особый правовой режим в зоне. Есть функциональное и правовое зонирование правовое зонирование существует в населенных пунктов и связано с определением параметров застройки на соответствующей территории, устанавливаются функциональные зоны. Зонирование, как правило, для стройки. Нужно разобраться в виде земли и видах разрешенного использования для земель городских. В с.х. такого нет. Нет механизма перевода из с.х. в дачное. Практика: или административный акт или весь механизм изменения разрешенного вида использования.

Правовые основы и порядок разграничения собственности устанавливается ФЗ. После принятия законодательных актов 17-18 гг в отношении земель, как и других ресурсов был установлен режим исключительной собственности, в соответствии с которым земли могли находиться только в собственности государства. В связи с необходимостью оборота передачи имущества в обороте, а также разграничения по уровням публично-правовых образования потребовалась такая деятельность. Постановление Верховного Совета определило разграничение при приватизации, потом был ФЗ, который в итоге был инкорпорирован в ЗК. Отношение земельной собственности регулируются на основании ФЗ.

Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, Который означает, что при определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические иные факторы. Под правовым режимом определяют порядок использования земель. Это иное наименование существовавшего. Здесь указано для целей государственного управления, каким образом должно приниматься решение при отнесении земель к той или иной категории: тут есть ряд факторов.

Сочетание чего-то – регулирование и охрана в интересах всего общества при обеспечении гражданина

Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства: оборот земельных участков, совершение соответствующих сделок, а также правомочий по владению пользовании и распоряжению земельных участков осуществляется на основе гражданского законодательства, если иное не установлено земельным законодательством (ст.3). Т.е. земельное законодательство устанавливает пределы гражданского оборота, а также пределы сделок. Например, при сделках с землями с/х назначения установлено, что право на приоритетную покупку имеет орган публичной власти соответствующего публичного образования. Т.е. продавец обязан уведомить уполномоченный орган, а орган должен принять соответствующее решение (речь, по общему правилу, об органах субъекта). Если решения не принято по покупке, то далее обычный порядок.

Принцип государственного регулирования приватизации земель. Он обозначает, что процесс передачи в собственность земельных участков осуществляется на оснвоании соответствубщего законодательства уполномоченными государственными органами.

Ст.1 говорит о том, что перечень не является исчерпывающим. В литературе выделяют еще принципы, связанные с соотношением и сочетанием право власти и права управления: jus imperium and jus dominium, в соответствии с которым, публичное образование, являющиеся собственником, осуществляет в отношении него государственное управление в пределах, установленных законом. Нужно понимать, что есть ряд вопросов в руках управления, которые государство имеет как власть, но они не входят в корпус права собственности. В том числе, может ставиться вопрос об изъятии земельных участков и у публично-правовых образований.

Иногда еще выделяют принцип планового использования земли. Это сейчас не модно, но нужно понимать, что земля ограниченный ресурс, ее использование осуществляется по средствам планирования, оно осуществляется в форме создания планов земельно-хозяйственного устройства, также ест специфические формы планирования, которые осуществляются в форме градостроительного регулирования.

Земельное право представляет собой комплексную отрасль права, которая имеет не только предмет, метод, принципы, но и свою систему: совокупность институтов, которые расположены в определнной последовательности, порядке. Обычно, хотя закон об этом не говорит, выделяют общую часть и особенную (специальную). Общая часть – совокупность институтов, регулирующих содержание и порядок осуществления права собственности и иных прав на земельные участки, включая регулирование оснований их возникновений, изменений и прекращений, это институт государсвтенного упралвения, включающий в себя планирование использования земель, их учет, осуществление государственного земельного контроля и государсвтенного мониторингда деятельнотси. Кроме того, иногда выделяют комплексный институт ответственности за нарушение земельного законодательства. В качестве института земельного права выделяют ин титут землеустройства, это специфический институт, который связан с образованием земельных участков, как объекта прав пользования. В дореволюционном законодательстве все законодательство, регулирующее земельные отношения подразделялось на гражданское законодательство, регулирующее сделки и гражданские права на землю, также законодательство о межевании и особое законодательство об использовании сельскохозяйственных земель крестьянами. Что касается институтов особенной части, то эти институты связаны с определением режимом земель. Как есть семь режимов земель, так и 7 институтов особенной части: правовой режим земель с/х, городские, промышленности, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и земли запаса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение в земельное право | Понятие и система источников права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.