Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биография Вольфа




ВОЛЬФ (Wolf) Фридрих Август [15.2. 1759, Хайнроде (Гейнроде), близ Норд-хаузена, — 8.8.1824, Марсель], немецкий педагог, филолог, один из основоположников современной классической филологии. Член Прусской АН с 1808. С 1777 учился в Гёттингенском ун-те. Преподавал в гимназии. Профессор ун-тов в Галле (1783—1806) и Берлине (с 1810). В труде «Изложение науки о древностях» (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классического образования. Труд Вольфа конкретизировал применительно к практике средней школы воспитательный идеал неогуманизма. Главную задачу гимназий Вольф определял как сообщение учащимся знаний, которые «делают не учёным, а образованным и просвещённым человеком». Вольф разработал учебный план классической гимназии с преподаванием религии, истории, географии, математики, естественной истории, физики и химии. В программе выделял обучение древним языкам, способное, по Вольфу, передать учащимся богатое духовное содержание античной культуры, развить память, способности суждения и другие навыки, эстетический вкус. В гимназистах Вольф видел избранных представителей нации, подлинными наставниками которых должны быть поэты и мыслители Древней Греции — Гомер, Платон и др. Вместе с тем Вольф настаивал на внимании к латыни как к языку, передавшему современности достижения античной культуры. В 1787 году Вольф в своём филологическом семинаре впервые начал целенаправленно готовить учителей для классических гимназий (ранее преподавателями в гимназиях становились выпускники теологических, т.е. богословских, и юридических факультетов) – отныне проводниками знаний об античной культуре становились светские, разносторонне образованные люди, лишенные узости догматического мышления богословов и специализированной направленности подготовки юристов. Вольф включил в подготовку своих учеников наряду с латинским древне-греческий язык. Также он составил инструкцию для гимназических учителей, в которой особо подчёркивал такие качества педагога, как высокое нравственное понимание своего долга, тактичность, преданность профессии.

В 18 веке стали известны произведения греческой архитектуры 6-5 вв. до н. э. в Южной Италии. Началось изучение античных памятников Греции и Малой Азии (большую роль сыграло основанное в 1733 году в Великобритании «Общество дилетантов», т. е. любителей античности). В 80-90 гг. 18 века появились работы по древне-греческой философии, написанные на основе первоисточников и содержащие большое число античных текстов (это немецкие ученые Майнерс, Тидеман, Буле, Теннеман). В начале 19 века в изучении истории античного мира (в частности, Древней Греции) складывается научное направление, связанное с именем немецкого ученого Бартольда Георга Нибура, который подверг критическому анализу данные античных авторов и дал первые образцы научной реконструкции в области античной истории (это т.н. критическое направление). Нибур был великим критиком и новатором в области филологических обоснований исторического исследования. Представитель этого направления англичанин Дж. Грот дал первое критическое изложение древне-греческой истории. В 30-е годы 19 века началось специальное изучение эпохи эллинизма – этапа, завершающего античность (в трудах немецкого ученого Иоганна Густава Дройзена). В этот же период немецким ученым, учеником Вольфа Августом Бёком было положено начало систематическому изданию Корпуса греческих надписей, который заложил основы греческой эпиграфики (также он исследовал государственное устройство и хозяйственную жизнь Афин, занимался метрологией, греческим календарем, греческой метрикой и комментированием греческих авторов). Разносторонним ученым был и гениальнейший из учеников Бёка – Карл Отфрид Мюллер, который стремился к всестороннейшему изучению древности и особенное внимание обратил на область искусства. Однако этому направлению «реальной» филологии в 1-ой половине 19 века противостояла школа «формальной» филологии (немецкий ученый Г.Герман), которая ограничивала свои задачи вопросами грамматического анализа, метрики, интерпретацией и критикой текстов.

В 1-ой половине 19 века всё интенсивнее накапливался археологический материал (стали известны храмы на о. Эгина, в Бассах и Коринфе, руины Микен, Тиринфа и др. памятники Греции). В начале века Европу поразила скульптура Парфенона, вывезенная из Афином лордом Элджином. В Малой Азии были открыты рельефы мавзолея в Галикарнасе, памятники в Ксанфе и Дидимах. В скифских курганах на Юге России были найдены замечательные образцы греческой торевтики – это производство скульптурных художественных предметов из металла, в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева; преимущественно словом торевтика обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, каковы чеканка, а также тиснение по формам и выбивка при помощи специальных инструментов. Как вы знаете прекрасная коллекция скифских украшений была доставлена в Эрмитаж и до сих пор является гордостью этого крупнейшего в мире музейного собрания.

В России в начале 19 века были изданы греческие и латинские словари, в 1840-х годах бр. Коссовичи выпустили обширный греко-русский лексикон; с именем Михаила Семеновича Куторги связано создание отечественной школы исследователей античности, из которой вышли крупные ученые-эллинисты (М.М. Стасюлевич, В.В. Бауэр и мн.др.). Создатель целой школы русских эпиграфистов профессор Федор Федорович Соколов воспитал академиков Виктора Карловича Ернштедта, заложившего в России основы греческой палеографии, Василия Васильевича Латышева, прославившегося изданием полного свода греческих и латинских надписей, происходящих из античных поселений Северного Причерноморья, и, наконец, Сергея Александровича Жебелёва, ставшего как бы связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых, выступивших уже после революции. Непревзойденным знатоком античной культуры был Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) и основоположник нового, социально-экономического направления Михаил Иванович Ростовцев (1870-1952). Оба последних после революции эмигрировали: первый – в Польшу, а второй – в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты Америки, где стал профессором весьма престижного Йелльского университета. Капитальные труды Ростовцева по социально-экономической истории эллинистического мира и Римской империи, изданные, в бытность его в эмиграции, на английском языке, выдвинули его в безусловные лидеры мирового антиковедения.

Талантливыми являются литографированные курсы по истории древней философии А.И. Введенского (1911-12) и Л.М. Лопатина (1900-01). Тонким анализом отличаются труды кН. С.Н. Трубецкого И В.Ф. Эрна. Большой филологической ученостью выделялись труды об Аристотеле А.П. Казанского 1891 г. После революции большой вклад в изучение неоплатонизма внес П.П. Блонский своим диалектическим истолкованием Плотина. Проблемам античного символизма, истолкованию философии Платона и Аристотеля посвящены работы А.Ф. Лосева 20 – 30-х годов. В работах Лосева 40 – 60-х годов анализируются проблемы античной мифологии, эстетики и философии. Также примечательны работы В.Ф. Асмуса о Демокрите (1960), по истории античной философии 1965 г., о Платоне 1969 г.

Особым интересом и вниманием русских ученых всегда пользовалась история античных городов Северного Причерноморья (например, археологические изыскания Б.В. Фармаковского в Ольвии). Идеология др.-греческого общества изучалась А.И. Доватуром. Об исследовании античной литературы поговорим отдельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.