Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие налоговой системы до принятия НК РФ




Вопрос. Характеристика современной налоговой системы России.

Введение.

Как известно в 1922г. было образовано государство СССР, частью которого являлась Россия. Налоговая система СССР, как мы выяснили на предыдущей лекции, в своей основе была сформирована в ходе налоговой реформы 1930-32гг. С ее помощью решалась задача централизации финансовых ресурсов для последующего их централизованного перераспределения через бюджетную систему.

Инструментами такого перераспределения служили налог с оборота и платежи из прибыли. Ставка налога с оборота устанавливалась для каждого отраслевого объединения. Ставки платы за фонды, рентные платежи, отчисления от прибыли носили практически индивидуальный характер для каждого предприятия или объединения. Следовательно, ни налог с оборота, ни тем более платежи из прибыли нельзя считать полноценными налогами.

Слабые, неэффективные предприятия могли вообще освобождаться от их уплаты, а предприятия, добивавшиеся высоких результатов своей хозяйственной деятельности, большую часть заработанных доходов отдавали государству. Затем через бюджетную систему часть этих средств могла направляться для поддержки слабых предприятий. В результате такого перераспределения доходов подрывались экономические стимулы хозяйствования.

В конце 80-х годов в России начались экономические преобразования, смысл которых заключается в создании эффективной экономики. Многолетняя практика хозяйствования в нашей стране показала, что экономика, построенная по административно-командному принципу, не может быть эффективной, гораздо более эффективной показала себя рыночная экономика. В России начался переход от административно-командных методов хозяйствования к рыночной экономике. В условиях рыночной экономики налоги призваны выполнять не только фискальную функцию, но и экономическую. Им отводится роль инструмента, с помощью которого государство осуществляет регулирование социально-экономических процессов.

С помощью налогов строятся взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государством, стимулируются инвестиционные процессы, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, оказывается поддержка социальной сфере и лицам, нуждающимся в социальной защите.

Переход к рыночной экономике потребовал создания адекватной ей системы налогообложения. В данной лекции мы рассмотрим процессы формирования современной налоговой системы России, а также ее проблемы и пути ее совершенствования.

Структурно-логическая схема занятия:

1. Характеристика современной налоговой системы России.

1. Развитие налоговой системы до принятия НК РФ.

2. Налоговый кодекс и современная налоговая система РФ.

2. Основные направления совершенствования налоговой системы России.

3. Проблемы современной налоговой системы РФ.

4. Направления совершенствования налоговой системы РФ.

Заключение


Учебные вопросы (основная часть):

Процесс создания современной налоговой системы РФ можно разделить на два этапа: до введения НК РФ и после его введения.

Становление современной налоговой системы России как самостоятельного государства началось после распада СССР в 1991г. В октябре – декабре 1991г. были приняты Законы РФ, которыми на территории РФ с 01.01.1992г. вводились такие налог как НДС, акцизы, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и ряд других налогов и сборов.

Закон «Об основах налоговой системы в РФ» № 2118-1 от 27.12.1991г. был принят 27.12.1991г. и введен в действие с 01.01.1992г. Этот Закон определил общие принципы построения налоговой системы, права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков, установил перечень налогов, действующих на территории РФ, и общие правила введения в действие налогов на территории РФ.

Законом также были определены полномочия органов власти в отношении установления налогов и режимов их применения на территориях субъектов федерации и административно-территориальных образований.

В соответствии с Законом установление налогов и сборов и льгот, предоставляемых налогоплательщикам, осуществлялось высшим законодательным органом страны – Верховным Советом РФ, а впоследствии им стало Федеральное Собрание.

Органы законодательной власти субъектов РФ и законодательные органы административно-территориальных образований могли предоставлять дополнительные льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством в их бюджеты.

Очень важной нормой, установленной Законом было то, что вновь принимаемые законодательные акты, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, не имели обратной силы. Эта норма защищала права налогоплательщиков, давала определенную стабильность налоговой системе.

В соответствии с Законом налогоплательщики были обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах – налоговых инспекциях ГНС, впоследствии преобразованной в МНС. Банки имели право открывать налогоплательщикам – юридическим лицам и предпринимателям счета только при предъявлении ими документа подтверждающего постановку на налоговый учет.

Закон устанавливал принцип однократности налогообложения (одним налогом один и тот же объект в течение налогового периода) и запрещал применение индивидуальных налоговых льгот (льгот отдельным налогоплательщикам), если иное не установлено законодательными актами РФ. Эти прогрессивные нормы вместе с тем позволяли нарушать важные принципы налогообложения, поскольку их формулировка допускала обложение одного и того же объекта в течение налогового периода несколькими налогами и в определенных случаях на основании отдельных актов законодательства, разрешалось также применение индивидуальных льгот. Практика индивидуальных льгот, в частности, широко применялась в отношении отдельных организаций - экспортеров, которым Указами Президента предоставлялись налоговые льготы.

Созданная налоговая система включала в себя налоги, которыми охватывался широкий круг объектов налогообложения. Объектами обложения могли быть доходы, имущество, хозяйственные операции, пользование природными ресурсами.

При наличии у лица объекта налогообложения у него возникала обязанность по уплате налога, т.е. данное лицо становилось налогоплательщиком. За неисполнение обязанностей по уплате налога устанавливались меры административной и уголовной ответственности и финансовые санкции. Финансовые санкции включали в себя взыскание суммы неуплаченного налога, суммы сокрытого или заниженного дохода, штрафа за сокрытый или неучтенный объект налогообложения, штрафа за отсутствие или неправильное ведение учета объекта налогообложения, за непредставление в налоговый орган документов.

За несвоевременную уплату налога взимались пени в размере 0,3% от неуплаченной сумм за каждый день просрочки. Взыскание недоимок и штрафов с юридических лиц производилось в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном порядке.

В Законе были определены обязанности банков по своевременному перечислению налогов в бюджет и предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков – клиентов банка.

Законом «Об основах налоговой системы…» были определены виды налогов, образующих три уровня налоговой системы РФ: федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. В период действия Закона состав налогов каждого уровня налоговой системы неоднократно изменялся.

Конкретные налоги вводились в действие отдельными Законами РФ, порядок применения которых разъяснялся инструкциями налоговых органов.

За весь период действия Закона общее количество федеральных налогов доходило до 19 видов, в разные годы оно отличалось (какие – то вводились, какие-то отменялись). Ведущую роль в составе федеральных налогов и в целом в налоговой системе стали играть НДС и налог на прибыль предприятий. В отношении физических лиц был установлен подоходный налог. В режимы применения этих федеральных налогов много раз вносились изменения. Изменения затрагивали круг плательщиков по НДС, льготы и ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу. Общей тенденцией стало увеличение количества льгот и постепенное снижение налоговых ставок.

НДС зачислялся в федеральный бюджет, а налог на прибыль и подоходный налог играли роль регулирующих налогов и распределялись по уровням бюджетной системы. Некоторые федеральные налоги, такие, как налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения закреплялись за местными бюджетами.

Налоги субъектов РФ, составляющие второй уровень налоговой системы, на момент принятия Закона включили 4 вида:

Налог на имущество предприятий

Лесной доход

Плата за воду

Сбор на нужды образовательных учреждений.

Позднее они были дополнены введением упрощенной системой налогообложения для субъектов малого предпринимательства (ФЗ № 222-ФЗ от 29.12.1995г.); единого налога на вмененный доход (148-ФЗ от 31.07.1998г) и налогом с продаж (150-ФЗ от 31.07.1998г.).

Основное место среди налогов субъектов РФ занял налог на имущество предприятий. В период действия Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и изданной на его основе инструкции налоговых органов в них неоднократно вносились изменения и дополнения. Наиболее значимые изменения по этому налогу заключались в увеличении количества льгот и повышении ставки налога с 0,5% до 2%.

Самым многочисленным стал третий уровень налоговой системы, число местных налогов и сборов превысило 20, при этом они давали самые незначительные поступления в доходы бюджетной системы в целом и в бюджеты территорий.

Основными из местных налогов стали земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они были общеобязательными к применению на территориях всех административно- территориальных образований, вводились в действие федеральными законами, и были изданы инструкции налоговых органов по применению этих законов. Органы власти административно-территориальных образований имели право вводить дополнительные льготы и определять ставки налогов в пределах установленных федеральным законодательством.

Налоги, отнесенные ко второму и третьему уровню бюджетной системы, и регулирующие налоги не обеспечивали потребности территорий в финансовых ресурсах, в то же время усилилась борьба регионов за свои суверенитеты. Отражением этих процессов в развитии налоговой системы стало то, что в 1994-1997 годах региональные и местные органы представительной власти получили полномочия на введение на подведомственных территориях дополнительных налогов кроме тех, которые были установлены Законом «Об основах налоговой системы в РФ». В результате этого общее количество видов налогов в стране перевалило за полторы сотни. В дальнейшем регионы и административно-территориальные образования были лишены такого права и перечни налогов, установленные в законодательстве стали закрытыми.

Для усиления финансовой независимости регионов в 1998 г. в состав региональных налогов был веден налог с продаж, на который возлагались очень большие надежды в фискальном плане. С введением налога с продаж субъекты РФ, на территории которых он вводился, лишались права применения сбора на нужды образовательных учреждений и большинства местных налогов (кроме основных).

Развитие налоговой системы шло и в организационном плане. В соответствии с Указом Президента России от 31.12.1991г. №340 Государственная налоговая служба (ГНС РФ) была выведена с 01.01.1992г. из состава Минфина России. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 ГНС была преобразована в МНС. На него возлагалась выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

Наряду с налоговым органами были созданы силовые структуры для борьбы с налоговыми правонарушениями. Так в 1992 Указом Президента от 18.03.1992г. №262 было создано Главное Управление налоговых расследований при ГНС РФ. В 1993 г. на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I была образована Федеральная служба налоговой полиции. Подробнее история создания налоговых органов и органов по борьбе с налоговыми правонарушениями, а также их задачи, права и обязанности будут рассматриваться в 9 семестре при изучении тем №9 и №10.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.