Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект РИС




Интеллектуальные продукты – это термин, принятый для обозначения весьма разнородных продуктов, имеющих ряд общих признаков.

В качестве базовых объектов можно назвать правовые институты, объединенные понятием интеллектуальной собственности, которая обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.

В большинстве работ понятие рынка интеллектуального продукта ограничивают именно перечисленными объектами, но такое узкое понимание не всегда правильно. Самостоятельным сектором рынка интеллектуального продукта должны быть признаны так называемые «соединенные товары».

Составляющие рынка интеллектуального продукта: секреты производства (ноу-хау), опытные образцы, экспериментальные установки, инжиниринг и так далее.

Особенности ИП: наличие научно-технической или художественной новизны, потенциально ведущей к новым способам удовлетворения разнообразных потребностей, обеспечивающих прирост полезного эффекта, как в производстве, так и в потреблении (экономическая или рыночная новизна).

Общие черты характеристики, прежде всего, имущественных прав, относящихся к различным объектам интеллектуальной собственности:

1) права ограничены определенным сроком действия и территорией страны;

2) права носят абсолютный характер, т. е. не имеют каких-либо условий и ограничений, кроме оговоренных в законодательстве;

3)права являются исключительными по отношению ко всем другим лицам, что позволяет владельцу прав препятствовать использовать принадлежащие ему результаты творческой деятельности или разрешать их использование на определенных условиях;

4) все граждане и юридические лица, как правило, могут свободно использовать результаты творческой деятельности, оформленные как объекты интеллектуальной собственности, для некоммерческих целей (для индивидуальных нужд, в случае чрезвычайных происшествий, научных исследований и пр.);

5) возникает право преждепользования при получении аналогичных результатов ранее и независимо от владельца прав, но при условии, что их использование ограничивается объёмами, достигнутыми на момент оформления правовой охраны;

6) права прекращаются после продажи экземпляров продукции, выпущенной на основе результата творческой деятельности, оформленного как объект интеллектуальной собственности, и допускается дальнейшее распространение купленного экземпляра без согласия владельца прав и без выплаты вознаграждения (положение о первой продаже);

7) передача прав на объект интеллектуальной собственности осуществляется только на основании специального договора (лицензионный, авторский и пр.), исключение составляют только наименования мест происхождения, права на которые нельзя передать.

Товар на РИС - результаты интеллектуальной деятельности в форме:

* результатов исследований и разработок,

* комплектов конструкторской и технологической документации,

* оригинальных технических решений

* программного обеспечения.

Они размещаются на материальных носителях и имеют нематериальную природу. Всякие разговоры об интеллектуальной собственности как о товаре подразумевают именно товарные качества результата интеллектуальной деятельности, о правах на который идет речь.

Конечно, любую разработку можно продать, не передавая права, но далеко не каждый покупатель согласится за это заплатить, не получив исключительных прав на приобретенный товар. Хотя такие случаи бывают, так могут продавать результаты исследований на очень ранней стадии создания новой технологии.

Для включения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот нужно соблюсти следующие условия:

1) владеть правом интеллектуальной собственности на-конкретные результаты интеллектуальной творческой деятельности;

Первое условие продиктовано совершенно очевидным обстоятельством - не бывает бесхозных или ничейных предметов обмена, залога или наследования, то, что выносится на рынок, должно кому-то принадлежать, чтобы в ходе сделки изменился собственник товара.

Результаты интеллектуальной деятельности - это, как правило, не технология, а только технологическое сырье, нужны еще время и средства, чтобы превратить его в технологию выпуска покупаемой продукции, которая и есть основным товаром. Каждая доработка технологии порождает новые результаты интеллектуальной деятельности, и каждый раз возникает вопрос о том, кому эти новые результаты принадлежат.

2) оформить свои права интеллектуальной собственности согласно требованиям законодательства как объект интеллектуальной собственности.

Одного права на владение результатами интеллектуальной деятельности недостаточно. Это только право на оформление прав, которые без регистрации (обязательной или необязательной) нельзя реализовать. Также как нельзя продать дом или предъявить его как залоговую ценность при отсутствии оформленных документов на право владения этим домом, даже если никто не сомневается в существовании права собственности у того, кто этот дом построил и прожил в нем всю жизнь.

Если получить документы на право владения недвижимостью можно только одним определенным образом, то выбрать, в виде какого объекта интеллектуальной собственности оформить права можно по-разному, сообразуясь с планируемой формой использования резуль­тата интеллектуальной деятельности и согласно требованиям действующего законодательства.

К объектам интеллектуальной собственности в современной экономике относят:

v авторское право

v патентное право

v смежные права

Объектом на РИС выступает п.в. технология

Технология: 1) комплекс научно-технических знаний о приемах и процессах производства товаров, об их разработке, доведению до стадии производства, организации процесса производства и управления им.

2) под технологией подразумевают и сами технологические товары как материальные носители технологии (станки. Оборудование и т.д.).

Цели технологического обмена:

1) Доступ к мировым научно-техническим знаниям и опыту;

2) Повышение технологического уровня страны-импортера;

3) Активное использование технологий и создание современной инфраструктуры в стране-импортере;

4) Возможность коммерческой реализации на мировом рынке научно-технических достижений страны-импортера технологий;

Направления технологического обмена:

1) По программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям (через государственные, научно-исследовательские и образовательные учреждения);

2) Между подразделениями одной ТНК, находящимися в разных странах;

3) В рамках индивидуальных внешнеторговых отношений между частными коммерческими предприятиями.

Этапы технологического обмена:

1) Отбор и приобретение технологии – технология как идея, потенциальный товар;

2) Освоение приобретенной технологии в конкретных условиях;

3) Использование технологии;

4) Модернизация и обновление технологии.

Формы передачи научно-технических знаний:

1. Некоммерческий обмен – между сторонами не возникает денежных обязательств (когда сфера знаний в настоящее время не находит применения в сфере материального производства и не обеспечивает «ближайших» финансовых поступлений; предполагает передачу технологий в таком объеме, что ее применение на практике маловероятно – сведения о достижениях).

1) Информационные банки специальной литературы, компьютерных данных, справочников, обзоров, технических стандартов, фирменных проспектов;

2) деловые встречи, выставки, семинары, симпозиумы;

3) в рамках курсов повышения квалификации университетов

4) международная миграция ученых и специалистов

2. Коммерческий обмен – получатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технологические знания.

1) Купля-продажа и аренда воплощенных технологий (в форме оборудования и т.д.)

2) Патентно-лицензионный обмен

Патент – документ, выданный государственным органом на определенный срок и предоставляющий исключительное право его владельцу производить, продавать или использовать свое изобретение или открытие на данной территории. Осуществляется в отношении товарных знаков, промышленных образцов, фирменных наименований.

Лицензия – разрешение патентовладельца (лицензора) на пользование другим лицом или организацией (лицензиатом) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, торговой марки, производственного опыта, секретов производства, или иной информации, необходимой для организации производства на срок (до 10 лет) за вознаграждение.

Бывают 2 видов:

1. Патентные – предоставляют право использования запатентованного изобретения

2. Беспатентные – осуществляется процесс купли-продажи ноу-хау

Ноу-хау – незапатентованная технология, включающая научно-технические, экономические знания, производственный опыт, навыки и секреты мастерства.

Лицензии оформляется лицензионным соглашением.

Лицензиару выплачивается лицензионный платеж одним из способов:

* роялти – периодические процентные отчисления от дохода получателя через определенные промежутки времени в течении всего периода действия соглашения (по долгосрочным соглашениям)

* паушальные платежи – единовременный платеж, устанавливаемый исходя из оценок предполагаемого экономического эффекта и ожидаемой прибыли (возможно в 2-3 приема)

* комбинированный платеж (используется чаще всего) – включает первоначальную сумму (около 10 %) в форме паушального платежа и последующие периодические выплаты в форме роялти

3) Консультационно-инжиниринговое обеспечение

Инжиниринг. Включает:

* услуги предпроектного характера,

* услуги проектного характера,

* услуги после проектного характера,

* рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции.

Консалтинг - оказание услуг в сфере управления и научной организации производства.

В коммерческой деятельности инжиниринг и консалтинг тесно связаны между собой.

4) Франчайзинг (франшиза) – предоставление крупной фирмой, имеющей высокий имидж на рынке, одной фирме или нескольким фирмам право распоряжаться товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, ноу-хау под контролем первой.

Выделяют:

*франшиза изготовителя

*сбытовая франшиза

*франшиза обслуживания

*промышленная франшиза

5) Лизинг – долгосрочная аренда, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, транспортных средств, цехов, заводов, движимого и недвижимого имущества за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

Выделяют:

* Финансовый лизинг – 15-20 лет

* Оперативный лизинг – 3-5 лет

6) Кооперация. Договоры о научно-технической и производственной кооперации характеризуются более глубоким сотрудничеством по равнению с лицензионными соглашениями. Кооперация с организациями и фирмами зарубежных стран в области проведения НИОКР, и осуществляемая в различных формах производственная кооперация активно способствуют ускорению создания новых технологий и оперативному практическому освоению.

Страны лидеры: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция – 60 % международного технологического обмена.

Вся совокупность информационно-технологических товаров и институциональная структура по созданию и реализации технологий представлены на мировом рынке технологий.

Функционирование международного рынка технологий осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой, в основе которой лежит понятие интеллектуальной собственности.

Особенности рынка технологий:

1) Технология может выступать в качестве товара только в случае, если ее владелец обладает исключительным правом собственности на нее, поэтому охрана прав интеллектуальной собственности является неотъемлемым элементом рынка технологий;

2) Знания легче, чем любой товар пересекают национальные границы

3) Стоимость технологии определяется дополнительной прибылью, которая возникает в процессе реализации технологии на рынке – технологической ренты;

4) Технологии являются наиболее дорогостоящим товаром, причем их стоимость увеличивается от проведения НИОКР до производства готового продукта;

5) Высокая стоимость требует объединения усилий в сфере обмена результатами интеллектуальной деятельности;

6) научно-технические знания становятся весомым фактором обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе и усиливая неценовую конкуренцию

7) Как основа конкурентной борьбы в современных условиях требует постоянного совершенствования;

8) основная часть научно-технического потенциала стран с развитой рыночной экономикой контролируется ТНК

9) Так как главную роль в НИОКР играют ТНК, то это способствует монополизации международного рынка технологий;

10) Повышение технического уровня сопровождается ростом качества выпускаемой продукции, ростом экономичности производства конечной продукции, уменьшением затрат труда и средств производства в расчете на единицу, более полным удовлетворением потребностей общества при менее активном воздействии на окружающую природу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.