Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отказ от допущения об определенности




Новые экономические модели потребления: неопределенность, несимметричность информации, институты, несовершенство или отсутствие рынка.

Предпосылки классической экономической модели потребления

Новые экономические модели потребления: неизменность вкусов, зависимость потребителя и ограниченная рациональность

Вспомним основные допущения классической экономической модели потребления:


  • неизменность предпочтений;
  • независимость выбора потребителя;
  • рациональность и максимизирующее поведение;
  • полнота и симметричность информации и возможность ее обработки;
  • отсутствие институтов;
  • совершенство рынка;
  • сбалансированность рынка;
  • неограниченность потребностей;
  • возможность оценивания;
  • транзитивность;
  • замещаемость товаров.

Теория вкусов Г.Беккера ( Отказ от допущения о различиях вкусов потребителей)

«О вкусах не спорят»: Г.Бэккер и Дж.Стиглер

Идея данной теории заключается в том, что различия в поведении людей даже с одинаковыми бюджетными ограничениями могут существовать не только при различии их вкусов (предпочтений), а и при одинаковых вкусах поведение можно объяснить из принципа максимизации полезности, не прибегая к «неизменности вкусов». В данной теории индивид (семья) - активный актор, участвующий в расширении производства и инвестиционной деятельности индивид (семья) максимизирует функцию полезности применительно к объектам выбора, называемым «потребительскими благами», которые они сами производят в домашнем хозяйстве. Потребительские блага» (ПБ) индивиды (семьи) производят, используя следующие ресурсы:

· приобретаемые на рынке товары;

· имеющиеся предметы домашнего обихода, бытовую технику и т.д.;

· свое время;

· собственный человеческий капитал (навыки, умения и т.д.).

Функция полезности является функцией от объемов этих потребительских благ (произведенных в домохозяйстве), а объем каждого потребительского блага определяется производственной функцией, где ресурсами являются приобретенные на рынке блага, затраты времени, человеческого капитала и прочих факторов

Потребительские блага не имеют рыночных цен, так как не продаются и не покупаются на рынке, но имеют теневые цены, определяемые издержками на их производство (эти издержки включают затраченное время).

Стабильность поведения при изменяющихся ценах и доходе объясняется тем, что

· «привычки и знания» рассматриваются как результат инвестирования времени и других ресурсов в накопление знаний об окружающей среде и навыков приспособления к ней

· издержки поиска информации могут оказаться выше, чем при использовании привычки в качестве метода приспособления к умеренным изменениям.

Также, согласно данной теории реклама не меняет вкусы, но снижает теневые цены потребительского блага, получаемого с помощью данного товара. Мода также не меняет вкусы, но заставляет придерживаться ее, поскольку следующие моде люди получают более высокое общественное признание, а следовательно, достигают большего уровня полезности

Социологи подвергли критике предпосылки о независимости потребительского выбора от других людей и социальных групп в социологии: поведение человека складывается на основе воздействия социальных групп, норм и правил, принятых в обществе.

Теории покупательского спроса Х.Лейбенстайна
(Отказ от допущения о независимости потребителя)

Тогда экономистом Х.Лайбенстайном был разработан ряд моделей, учитывающих влияние окружения на потребителя:

Виды спроса:

l Функциональный - это та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами блага;

l Нефункциональный - обусловлен такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими благу качествами;

· Нерациональный - это незапланированный, аффективный спрос, он нарушает предпосылку о рациональности;

· Спекулятивный - возникает при высоких инфляционных ожиданиях, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление в настоящем.

· Социальный - возникает под влиянием других людей;

- Эффект присоединения к большинству - увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, что и другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда данный вид нефункционального спроса отсутствует;(РИСУНОК 1)

- Эффект сноба - это эффект изменения спроса в результате того, что другие люди покупают этот товар если другие потребители увеличивают потребление, сноб его сокращает, чтобы отличаться от них если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной покупатель-сноб не покупает то, что покупают все (РИСУНОК 2)

- Эффект Веблена - это эффект увеличения потребительского спроса, вызванный тем, что товар имеет более высокую цену. Более высокая цена товара связана с его демонстративным потреблением и складывается из двух составляющих – реальной и престижной (демонстративной) цен. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но эффект сноба зависит от объема потребления других людей, а эффект Веблена – от цены.

Реальная цена товара – это цена, действительно уплаченная за товар, а демонстративная цена – та, которая была уплачена за товар, по мнению других людей.Этот второй вид цены определяет полезность товара с точки зрения показного (демонстративного, престижного) потребления. (РИСУНОК 3)


Технологии потребления К.Ланкастера (Отказ от допущения о предпочтениях товаров и принятие предпосылки о предпочтениях характеристик)

ü Потребитель имеет упорядоченное предпочтение на множестве всех векторов характеристик данного блага и его цель – максимизировать полезность от приобретения характеристик.

ü Товары рассматриваются в качестве вкладов в процесс потребления, где характеристики являются выпуском (результатом).

ü Ряд видов возможной потребительской деятельности образует технологию потребления.

ü в модели потребительского выбора место наборов товаров занимают наборы характеристик, и потребитель выбирает товар с оптимальным набором характеристик при своих бюджетных ограничениях

ü Например, при выборе напитка могут приниматься во внимание такие его качества, как сладость, наличие витаминов, степень газирования, калорийность и т.д

Один из традиционных подходов к моделированию ситуации выбора в условиях неопределенности – описание ее в терминах игры, например, в лотерею. Таким образом, с точки зрения потребителя, лотерейных билетов, это может быть задача выбора:

1) покупать или нет билет конкретной лотереи;

2) билет какой именно лотереи (при наличии нескольких лотерей) покупать. В экономической теории решение такой задачи находится на основе теории игр. Формальная экономическая теория выбора между неопределенными альтернативами (т.е. вероятность каждой из которых меньше единицы) была создана американскими учеными, математиком Дж. фон Нейманом и экономистом О.Моргенштерном. Многие категории, связанные с понятием риска, были так же разработаны экономистом Ф.Найтом.

У каждой игры есть следующие характеристики:

· множество возможных вариантов исхода (выраженных, например, в сумме

· выигрыша);

· вероятность каждого из них;

· ожидаемая ценность – сумма произведений вероятности каждого исхода на

· соответствующую ему сумму выигрыша;

· ожидаемая полезность – сумма произведений вероятности каждого исхода на значение функции полезности, связанное с данным исходом. При этом полезность может быть функцией не собственно выигрыша, а, например, суммарного капитала в конце игры.
Исторический подход к потреблению: Ф.Бродель (тема 13; семинар 1)

Ф.Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1. Структуры повседневности. Главы 3 (пища и напитки:1 – стол: роскошь и массовое потребление;2 – напитки и «возбуждающие»),4 (жилище, одежда и мода:1 – дома и интерьеры; 2- костюмы и мода).

 

Вопросы к обсуждению на семинаре:

1. Какие факторы дифференциации потребления в разных странах вы считаете более важными: природные (географические) или социальные? Примеры.

2. Сохранились ли эти факторы в настоящее время в условиях глобализации? Какие тенденции - к унификации потребления или к сохранению национальных черт вы считаете более сильными в России? В Европе? В мире?

3. Вписываются ли, по-вашему, особенности потребления в России 17 и 18 века в концепцию Ф.Броделя? Что Вы знаете о потреблении разных социальных слоев в России 17-19 веков? Как питались, как одевались, в каких жилищах жили? Были ли вы в "музеях быта" в России? зачем нужны такие музеи сегодня?

4. Есть ли в современной России понятие роскоши? Какие факторы определяют, является ли предмет "роскошью"? В чем отличие от закономерностей, выявленных Броделем, и в чем сходство?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.