Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тайное знание Упанишад




Развитие идей Брахман и Араньяк завершается в Упаниш а дах — последних текстах ведийского канона. Слово «упанишада» означает «сидение подле» г у ру (учителя), наставляющего учеников в сокровенном знании Вед. Тринадцать ведийских Упанишад были созданы в период приблизительно с VII по III век до н.э. Уже в нашей эре в разных направлениях и сектах индуизма было написано еще около 200 Упанишад, подражающих древним образцам.

Вместе с Араньяками Упанишады составляют Веданту («завершение Вед»). Ведантой также называется наиболее ортодоксальное направление религиозной философии индуизма, в рамках которого в последние века до н.э. было систематизировано довольно противоречивое учение Упанишад.

В чем же заключается тайное знание Вед, которое столь тщательно скрывалось брахманами от непосвященных, что если шудра случайно слышал Веды, то предписывалось залить ему в уши расплавленный свинец? Оно сводится к утверждениям, что «все есть Брахман, а Брахман есть Атман» (Брихадараньяка-упанишада) и «мой Атман в моем сердце, это — Брахман. В него войду я, уйдя из этого мира» (Чхандогья-упанишада, III, 14, 4).

Раскрытию этих формул, восходящих к Брахманам, и посвящены Упанишады. Их авторы стремятся насколько возможно передать пережитый ими опыт своего единства с Атманом-Брахманом, к которому они пришли не путем рассуждений, но через интуитивное озарение. Этим обусловлены особенности жанра Упанишад, в которых мы находим не философские построения, а своеобразное плетение образов, поучений, парадоксов, рассказов и диалогов.

Упанишады говорят, что Брахман — Единое Сущее, в нем «в конце и в начале растворена вселенная, оно — Божество; да дарует оно нам ясное постижение [истины]. Оно, поистине, Агни, оно Сурья, оно Ваю, оно и Сома; оно, поистине, чистое… оно вода, оно Праджапати» (Шветашватара-упанишада, IV, 1-2). Часто Упанишады прибегают к определению Брахмана через отрицание: оно то, что нетленное, неизменное, невидимое, неописуемое, в итоге — «нети, нети» («не то, не то»). Брахман есть То, что останется, если отбросить все преходящие явления мира, все образы и понятия. Осознание того, что «То есть ты», что человеческая самость тождественна Божественной — высшее благо, ведущее «от небытия к бытию, от тьмы к свету, от смерти к жизни» (Брихадараньяка-упанишада, I, 3, 28), от земных страданий к вечному блаженству.

Авторы Упанишад пришли к выводу, что поскольку все люди суть единый Пуруша-Атман, то никто на самом деле не рождается и не умирает — это все один и тот же Атман-Брахман меняет тела.

Большинство людей, не познавшие божественность своей природы, после смерти идут «путем предков» — вновь рождаются на свет. То, какое перерождение ожидает человека, зависит от его прижизненной кармы (деяний).

Постепенно сложилось своего рода классификация возможных перерождений. За беззакония человека ожидает дурное перерождение шудрой, женщиной, животным или в чистилище, где грешники мучаются в особых телах до тех пор, пока не искупят свои злые дела и не родятся животным.

Если же человек соблюдал религиозный закон, совершал жертвоприношения, то воздаянием ему будет благое перерождение в теле брахмана, кшатрия или вайшьи.

Рождение брахманом — наилучшее, потому что дает возможность стать лесным отшельником, познать свое единство с Атманом и через это самопознание достичь спасения от безначальной и бесконечной сансары («блуждания» по телам). Выход из круговорота рождений и смертей называется мокшей («освобождением»), или нирваной («угасанием», «успокоением», «безмятежностью»).

Подвижники, достигшие мокши, после смерти идут «путем богов» — они воссоединяются с бессмертным Брахманом и больше не родятся в теле, которое столь тщательно умерщвляли при жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.