КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав цены по элементам
Политика ценообразования в Республике Беларусь. Государственное регулирование цен. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение организации. К важнейшим направлениям ценовой политики Республики Беларусь можно отнести: - политику свободных цен; - регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей; - защиту собственных товаропроизводителей; - сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России; - переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др. В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии организации: - сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности; - получение сверхприбыли путем "снятия сливок" с рынка; - вытеснение конкурентов; - обеспечение "выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства; - внедрение на рынок новой продукции; - завоевывание лидерства по показателям качества и др. Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Важным фактором является государственное регулирование цен. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Субъекты хозяйствования несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования. Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:
1) анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции; 2) проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли; 3) проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах; 4) внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги; 5) оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования; 6) выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих; 7) принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством; 8) проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности; 9) определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.
Можно выделить следующие методы государственного регулирования: - экономическое (косвенное) регулирование — является основой ценового регулирования в практике развитых стран, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен; осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами процесса выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.; - административное (прямое) регулирование — предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов. Основные функции государства в области регулирования ценообразования: - создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; - контроль над монополиями и их ограничение; - поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.; - корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; - стимулирование экономического роста; - контроль за уровнем занятости и инфляции.
Объективная необходимость регулирования цен обусловлена защитой свободной конкуренции от монополий; необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения; потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан, а также необходимости стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен. Одним из субъективных условий необходимости государственного регулирования ценообразования является его недостаточная степень обеспеченности внутренними согласованными законодательными документами: законами, указами и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов.
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются: —на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; - отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Различают четыре основные формы государственного воздействия на ценообразование: 1) ограничение на формирование цен (фиксирование); 2) введение предельных цен, рентабельности или каких-либо других ограничительных нормативов; 3) установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); 4) государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику). В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или пре дельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов); - завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования; - несоблюдение установленных предельных индексов измене ния отпускных цен на товары без регистрации этих цен; - завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством; - отсутствие экономического обоснования цен, тарифов; - несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности; - нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;
- использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня; - реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки. Контроль за ценами должен быть действенным. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе: 1) выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с пред приятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица — в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере; 2) при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею; 3) в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может провести к завышению цен (наценок) органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости; 4) превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода; 5) если товары реализуются с нарушением установленного по рядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции; 6) отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10 % стоимости фактически исполненной товарообменной операции; 7) при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двухкратном размере этой разницы; 8) при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монополистами при декларировании цен органами ценообразования может быть наложен штраф в размере до 15 % стоимости продукции.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |