Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав цены по элементам




По­литика ценообразования в Республике Беларусь. Го­сударственное регулирование цен.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение организации.

К важнейшим направлениям ценовой политики Республики Беларусь можно отнести:

- политику свободных цен;

- регулирование цен на социально значимые товары и услу­ги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей;

- защиту собственных товаропроизводителей;

- сближение ценовой политики Беларуси с ценовой поли­тикой России;

- переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др.

В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии организации:

- сохранение стабильного положения на рынке при умерен­ной рентабельности;

- получение сверхприбыли путем "снятия сливок" с рынка;

- вытеснение конкурентов;

- обеспечение "выживаемости в условиях рынка и предотвра­щение банкротства;

- внедрение на рынок новой продукции;

- завоевывание лидерства по показателям качества и др.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов дея­тельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает со­вокупностью как положительных, так и отрицательных характе­ристик.

Важным фактором является государственное регулирование цен.

Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Субъекты хозяйствования несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

1) анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции;

2) проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

3) проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

4) внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

5) оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

6) выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

7) принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

8) проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;

9) определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Можно выделить следующие методы государственного ре­гулирования:

- экономическое (косвенное) регулирование — является основой ценового регулирования в практике развитых стран, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснован­ность цен; осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производ­ства. Регуляторами процесса выступают налоги, условия кре­дита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.;

- административное (прямое) регулирование — предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), по­рядок их определения, изменения и декларирования посред­ством законодательных актов.

Основные функции государства в области регулирования ценообразования:

- создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

- контроль над монополиями и их ограничение;

- поддержка незащищенных слоев населения путем уста­новления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.;

- корректирование распределения ресурсов с целью улуч­шения структуры национального продукта;

- стимулирование экономического роста;

- контроль за уровнем занятости и инфляции.

 

Объективная необходимость регулирования цен обуслов­лена защитой свободной конкуренции от монополий; необхо­димостью изменения цен, устанавливаемых рыночным меха­низмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдель­ными группами населения; потребностью в перераспределе­нии ресурсов, когда рыночная экономика не способна выде­лить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан, а также необходимости ста­билизации экономики, обеспечивающей полную занятость ре­сурсов и стабильный уровень цен.

Одним из субъективных условий необходимости государ­ственного регулирования ценообразования является его недо­статочная степень обеспеченности внутренними согласован­ными законодательными документами: законами, указами и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйствен­ных субъектов.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь при­меняются:

—на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, за­нимающих доминирующее положение на товарных рынках Рес­публики Беларусь и включенных в государственный реестр;

- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Различают четыре основные формы государственного воз­действия на ценообразование: 1) ограничение на формирова­ние цен (фиксирование); 2) введение предельных цен, рента­бельности или каких-либо других ограничительных нормати­вов; 3) установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчи­ка или поставщика); 4) государственная поддержка цен и до­ходов в виде субсидий и дотаций потребителю или произво­дителю (заказчику или поставщику).

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или пре дельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);

- завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

- несоблюдение установленных предельных индексов измене ния отпускных цен на товары без регистрации этих цен;

- завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;

- отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;

- несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;

- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;

- использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

- реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Контроль за ценами должен быть действенным. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе:

1) выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с пред приятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица — в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;

2) при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;

3) в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может провести к завышению цен (наценок) органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости;

4) превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;

5) если товары реализуются с нарушением установленного по рядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции;

6) отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10 % стоимости фактически исполненной товарообменной операции;

7) при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двухкратном размере этой разницы;

8) при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монополистами при декларировании цен органами ценообразования может быть наложен штраф в размере до 15 % стоимости продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.