КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мкость рынка. Доля рынка
Понятие, функции и классификация рынков. Рынок и конъюнктура. Рынок- это многоуровневый институциональный экономический механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов для взаимной купли-продажи товаров. На рынке обмен товаров происходит с помощью денег, следовательно, регулятором экономических отношений выступают цены. Рынок выполняет важные функции; а именно: 1. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего- на производство. рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Функционирование рынка невозможно без конкуренции, которая стимулирует снижение издержек, рост производительности труда, повышение качества, расширение перспективных отраслей. 2. Информационная функция заключается в том, что рынок через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки дает информацию производителю о соотношении спроса и предложения, о необходимом количестве товаров, их ассортименте, качестве и т. д. 3. Ценообразующая функция состоит в том, что рынок признает не любые затраты материальных и трудовых ресурсов, а лишь общественно необходимые затраты, так как только их согласен оплатить покупатель. 4. Посредническая функция рынка предполагает возможность выбора оптимального поставщика (по качеству, цене товара, сервису и т. д.) и покупателя. Рынок предосталяет возможность выбора. 5. Санирующая функция состоит в том, что с помощью конкуренции рынок "очищает" экономику от нежизненно способных хозяйственных единиц. Выживают сильнейшие, а слабые разоряются. Итак, рынок- это механизм взаимодействия свободных экономических субъектов по поводу купли-продажи товаров. Основными чертами рынка являются: конкуренция, экономическая обособленность производителей на базе частной собственности и самостоятельность производителя, множество свободных экономических субъектов (покупателей и продавцов).
Существует множество классификаций рынков. Приведем наиболее распространенные из них. 1) По соотношению спроса и предложения различают: - рынок продавца ( спрос значительно превосходит предложение, в силу чего производитель "диктует" свои условия покупателю); - рынок покупателя (предложение значительно превосходит спрос, следовательно, покупатель имеет возможность выбора, а производители вынуждены под него подстраиваться) 2) По территориальному охвату обычно выделяют: - местный рынок (локальный, например, город); - региональный (внутри страны, например, Татарстан); - национальный (вся страна как единый рынок); - региональный по группе стран (Например, стран Балтии; Урала; Восточной Европы) - мировой. 3)По назначению товаров (или по характеру их конечного использования) рынки подразделяют на: - рынок потребительских товаров; -рынок услуг; - рынок товаров производственного назначения; - рынок информации; - рынок технологий (патенты, лицензии, "ноу хау"); - финансовый рынок. Каждый из них может быть классифицирован еще детальнее по типам товаров, товарным группам и подгруппам. 4) Классификация по качественной структуре: - потенциальный рынок (подразумевает покупателей, которые проявляют интерес к приобретению товаров); - освоенный рынок (образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия 5) По особенностям и содержанию маркетинговой деятельности выделяют: - бесплодный рынок (не имеющий перспектив для реализации определенных товаров); - целевой рынок (на нем фирма собирается реализовывать свои цели, так как на нем минимум расходов обеспечивает максимум прибыли);
- основной рынок (на нем реализуется основная часть товаров предприятия); - дополнительный рынок (обеспечивает продажу некоторого объема товаров фирмы).
Ёмкость рынка - объем реализуемой продукции в течение определенного периода времени (года, квартала, месяца). При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются такие факторы, как · общая численность населения; · распределение населения по возрастным, социальным, половым признакам; · уровень доходов на душу населения; распределение потребительских расходов и т.д. Емкость рынка рассчитывают как в денежном (руб., долл. и т.п.), так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма может оценить перспективность для себя того или иного рынка. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия. Умножая полученную емкость рынка (в натуральном измерении) на среднюю стоимость товара, можно узнать объем предполагаемой выручки и оценить возможную прибыль. Емкость рынка определяется по формуле:
Ер= П+ З – Э + И + Сзт – Узт – Эк + Ик, где
П- производство данной продукции (в стране, регионе, районе); З- товарные запасы (их остаток на складах изготовителей и торгующих организаций); Э- экспорт данной продукции; И- импорт; Сзт- снижение запасов у потребителей; Узт- увеличение запасов у потребителей; Эк- экспорт косвенный (товар используется в другом изделии); Ик- импорт косвенный.
Доля рынка определяется как отношение объема продаж товара данной фирмы к общей емкости рынка данного товара (или, другими словами, к общему объему продаж данного товара всех фирм отрасли.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |