Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории маркетинга




Маркетинг, как система деятельности на рынке.

Тема 1. Сущность и значение маркетинга

Лекции МАРКЕТИНГ

Вопросы лекции:

1. Маркетинг (от англ. market – рынок) – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Направления маркетинга подразумевают проведение политики в области качества и ассортимента продукции, формирования цен, организации сбыта, коммуникаций. Методы, применяемые в маркетинге, включают: учет, анализ, моделирование, прогнозирование и проектирование, корректировку.

Система маркетинга предполагает решение следующих задач:

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

- планирование и осуществление сбыта;

- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Их решение опирается на использование перечисленных ранее методов.

Маркетинг предполагает определенные концепции, принципы, функции и цели. Существует два подхода к определению концепций маркетинга:

- единая концепция маркетинга – Ориентация на потребителя;

- пять концепций, на основании которых коммерческие структуры ведут свою маркетинговую деятельность:

· концепция совершенствования производства, предполагает, что потребители охотно покупают товар, он распространен и доступен по цене руководству необходимо заниматься дальнейшим совершенствованием производства (при высоком спросе с целью снижения себестоимости);

· концепция совершенствования товара утверждает, что потребителям нужен качественный товар товар должен совершенствоваться;

· концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут охотно покупать товар без значительных усилий со стороны продавца;

· концепция маркетинга предполагает глубокое изучение нужд и потребностей. Лозунг маркетинга: «Отыщите потребности и удовлетворите их!»

· концепции социально-этического маркетинга основывается на концепции маркетинга, но с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом, что способствует сбалансированности всех 3-х факторов: росту прибыли фирм, удовлетворению спроса покупателей и соблюдению интересов общества.

Каждая из концепций имеет свои достоинства и недостатки. Синтез их положительных элементов, с целью снижения рисков и эффективности принимаемых решений носит название маркетинг-микс или комплексный, смешанный маркетинг.

Концепция маркетинг-микс предлагает фирме в своей рыночной деятельности ориентироваться не на один из элементов маркетингового комплекса, а на весь комплекс в сочетании, выбирая в качестве главного направления наиболее привлекательные и выгодные для фирмы элементы, сохраняя приоритет удовлетворения потребностей.

Изложенные принципы предопределяют функции маркетинга:

- исследовательская;

- планирование ассортимента и качества товара;

- сбыта и распределения;

- рекламы и стимулирования сбыта.

Цели маркетинга:

- увеличение прибыльности;

- удовлетворение требований рынка, потребителей;

- оптимизация коммерческой и производственной деятельности;

- достижение превосходства над конкурентами;

- завоевание доли рынка, новых рынков.

2. В целях раскрытия сущности маркетинга рассматриваются такие основные маркетинговые категории как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нуждающийся человек обязательно займется поиском объекта, способного удовлетворить его нужду.

Потребность это нужда, сформировавшаяся в соответствии с интеллектом человека. По мере развития общества растут и потребности его членов.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью (фин. возможность).

Товары – все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью использования или потребления.

Обмен – предполагает получение взамен денег, или какого-либо товара. Для совершения обмена необходимо соблюдать 5 условий:

1. сторон должно быть не менее 2-х;

2. каждая сторона должна располагать чем-то, что интересует другую сторону;

3. каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку товара;

4. стороны должны быть свободны в принятии решений;

5. каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной.

Эти 5 условий создают потенциальную возможность обмена. Состоится ли обмен - зависит от соглашения сторон.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между сторонами. Осуществляется посредством денег, или без них (бартер). Сделка предполагает наличие 2-х или более ценностно-значимых объекта, согласованного места, времени и др. условий для ее осуществления.

Спрос – это количество товаров, которое желают купить на рынке в данный момент.

Закон спроса гласит: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Различают множество видов и характеристик спроса. Основные:

- покупательский спрос – это потребности населения обращенные к рынку, он определяет емкость внутреннего рынка, выражает желание, потребность;

- платежеспособный спрос – это часть покупательского проса, которая обеспечена деньгами и может быть немедленно оплачена. В количественном отношении он равен сумме денежных средств, которые могут быть оплачены населением на покупку товаров и оплату услуг.

Реальный спрос на товар может быть различным, и маркетинговые мероприятия складываются исходя из состояния спроса.

Состояние и характеристика спроса

Состояние спроса Характеристика Задачи маркетинга
1. Отрицательный спрос Органическое непринятие товара (услуги) (прививки, стоматология и т.д.) Выявить причины неприязни. Провести возможные изменения товара (услуги), цены и т.д.
2. Отсутствие спроса Покупатели безразличны к товару (услуге) Отыскать и довести до потребителя выгоды товара (услуги)
3. Скрытый спрос Сильное желание, которое невозможно удовлетворить (спрос на безвредные сигареты) и т.д. Оценить величину такого спроса и работать над созданием такого товара
4 Падающий спрос Покупатели перестают покупать товар Приостановить тенденцию падения посредством творческого подхода к предложению товара
5. Нерегулярный спрос Сезонные или суточные колебания спроса, например, На общественный транспорт или с/х продукцию Отыскать способы сглаживания колебаний
6. Полноценный спрос Фирма удовлетворена своим торговым оборотом Поддерживать спрос на том же уровне
7. Чрезмерный спрос Уровень спроса выше возможностей предприятия или выше безопасного уровня (переполнение мест отдыха) Осуществить «демаркетинг» путем повышения цен, уменьшения сервиса
8. Нерациональный спрос Формируется на товары вредные для здоровья (алкоголь, сигареты) Создание трудной доступности, повышение цены, убеждение



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.