Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вид исследования




Вопрос 5. Маркетинговая среда фирмы.

Вопрос 4. Структура маркетинга.

Вопрос 3. Функции и задачи маркетинга

Вопрос 2. Основные принципы, цели и виды маркетинга.

Вопрос 1. Понятие и сущность маркетинга

Тема 1. Основные понятия маркетинга.

Осуществление скоординированных маркетинговых мероприятий

В процессе осуществления скоординированных маркетинговых мероприятий происходит трансформация маркетинговых стратегий и планов в маркетинговые действия, направленные на реализацию поставленных руководством организации целей.

Для претворения в жизнь скоординированных маркетинговых мероприятий используется системный подход к управлению маркетингом. Для этого создают собственно службу маркетинга, систему маркетинговой информации, систему планирования маркетинга, и систему маркетингового контроля.

 

Первоначально под маркетингом понималось изучение рыночного спроса на производимую продукцию и организация сбыта этой продукции. С течением времени в маркетинг был включен еще целый ряд вопросов.

В качестве инструментария сбытовой деятельности маркетинг возник в начале XX века и просуществовал до 30-х годов. На этой стадии своего развития маркетинг представлял собой вид коммерческой деятельности, ориентированный на сбыт тех товаров, которые фирма может производить. Лозунгом того времени было: "Продать все, что произведено".

Основной задачей того периода являлось исследование спроса. Маркетинг стал влиять не только на сбытовую, но и на производственную деятельность.

На бурное развитие теории практики маркетинга 50-60-е годы повлияло ускорение научно-технического прогресса, более быстрое моральное старение производимой продукции. Это привело к тому, что маркетинг стал одной из функций менеджмента.

Начиная с 70-х годов, маркетинг становится "философией бизнеса", инструментом поддержания равновесия между недостаточными ресурсами и неограниченным спросом. Маркетинг начинает связывать проектную деятельность, производство, и сбыт продукции. Лозунгом маркетинга является: "Благодаря маркетингу фирмы выявляют потребности покупателя, формируют превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, добиваются долговременных связей покупателей с продавцом (производителем) товара.

Методы сбыта продукции, способы приспособления их качественных характеристик к потребностям рынка, организация конъюнктурных исследований, критерии принятия стратегических решений - все эти элементы маркетинга имеют свои особенности в зависимости от вида производимого и реализуемого товара.

По своему экономическому содержанию маркетинг характеризуется как комплексная организация производственно - сбытовой деятельности предприятия, направленная на обеспечение оптимальной реализации продукции, на бесперебойное движение товара от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли. При этом маркетинг активно влияет на рыночные условия и на качество производимой продукции.

Маркетинг как стратегия управления имеет ряд особенностей:

1. Управленческие решения принимаются в сбытовых звеньях производства с ориентацией на рынок. Основными объектами изучения являются потребители, конкуренты, конъюнктура самого рынка и характеристики товарам

2. Принятие решений происходит не в установленные плановые периоды, а по мере обнаружения потенциальных проблем сбыта. При этом необходим прогноз возможных ситуаций на рынке, запас возможных стратегических решений.

3. Наличие системы непрерывного сбора и обработки информации.

4. Стратегия активного воздействия на рынок с целью формирования спроса на сбываемую продукцию.

5. Предпринимательская инициатива как единственно возможная форма управления производством и сбытом (выработка новых конкурентоспособных идей, оперативное их внедрение, организация быстрого и эффективного сбыта новой продукции).

Ориентация на лидерство в области технологии, что связано с поддержанием долгосрочного коммерческого успеха.

 

Принципы:

1). Принцип сегментации. Он состоит в том, что фирма выявляет на рынках сбыта наиболее соответствующие своему профилю и возможностям сегменты рынка, т.е. конкретные группы потребителей. Сегментация позволяет фирме повысить эффективность и целенаправленность действий, а также ослабить конкурентную борьбу.

2). Принцип адаптации предполагает мобильность производственно-сбытовой деятельности фирмы в условиях изменений конъюнктуры рынка и конкретных запросов потребителей выбранного сегмента.

З). Принцип инновации подразумевает постоянное совершенствование, обновление и создание нового товара, а также разработку новых технологий производства. Инновация осуществляется также и в области сбыта товаров: внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, стимулирования сбыта, рекламной деятельности.

4). Принцип планирования тесно увязан с принципом адаптации и предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на прогнозах конъюнктуры рынков. В соответствии с этим принципом фирмы разрабатывают бизнес-планы, которые описывают все основные аспекты коммерческого предприятия, анализируют все проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяют способы решения этих проблем.

 

Цели маркетинговой деятельности могут быть представлены совокупностью стратегических и тактических целей, которые должны отвечать следующим требованиям:

- быть четко сформулированы, конкретны во времени и пространстве, и не противоречивы друг другу;

- быть реально достижимыми,

- формулироваться и ранжироваться на основе состояния рыночной конъюнктуры, а также возможностей фирмы - производителя товара.

К стратегическим целям относятся: максимизация прибыли, удовлетворение запросов потребителей, завоевание (или расширение) доли рынка, достижение превосходства над конкурентами, увеличение количества продаж.

Решение этих задач невозможно без достижения определенных тактических целей, включающих:

* обеспечение требуемых потребителями характеристик товара,

* повышение конкурентоспособности товара,

* продление жизненного цикла товара,

* разработка новых видов товаров,

* организация эффективного сбыта,

* организация сервисного обслуживания проданных товаров,

* экономическое стимулирование сбыта товаров,

* создание благоприятного общественного мнения о товаре и фирме- производителе.

В совокупности перечисленные стратегические и тактические цели образуют " дерево целей" маркетинга.

 

В зависимости от среды применения маркетинговых исследований различают следующие виды маркетинга:

1. Внутренний маркетинг применяется при реализации товаров и услуг в рамках одной страны. Исторически этот вид маркетинга был первым.

2. Экспортный маркетинг состоит в изучении зарубежных рынков сбыта с целью реализации на них своих товаров.

3. Импортный маркетинг - исследование внутреннего рынка для обеспечения высокоэффективных закупок товаров на внешних рынках и реализации их на внутреннем рынке.

4. Научно - технический маркетинг касается закупки патентов, лицензий, что требует изучения направлений развития научно-технического прогресса, патентного права и др.

5. Товарный маркетинг исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж в зависимости от вида выпускаемой продукции, осуществляемых работ или предоставляемых услуг.

6. Международный маркетинг отличается глобальностью производственно-сбытовых задач и проводится транснациональными компаниями, охватывая рыночные территории многих стран. Хотя модель международного маркетинга в основных своих чертах и совпадает с моделью внутреннего маркетинга, но при проведении маркетинга на мировом рынке требуется учитывать гораздо большее число факторов производственно - технического и коммерческого характера, а также политических и юридических особенностей различных стран и регионов.

 

Общие функции маркетинга: выбор цели, организация, планирование, программирование, прогнозирование, учет, контроль, анализ, нормирование, координация, регулирование.

Специфичные функции маркетинга:

1). Исследование рынка предполагает анализ емкости рынка, уровня цен и ценовой динамики, потребительских свойств товаров, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, способе" и средств осуществления рекламы, уровня конкуренции.

2). Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы позволяет определить стратегию и тактику производственной и сбытовой деятельности фирмы. Анализу подвергаются товарный ассортимент, производственные мощности, система материально- технического снабжения и сбыта, научно-технический потенциал, структура и кадровый состав руководителей и рабочих, финансовые возможности и др.

3). Выработка определенной политики фирмы (товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной) на рынках сбыта, и составление программы маркетинговой деятельности, которая находит отражение в соответствующем разделе бизнес - плана.

Товарная политика преследует цель довести качественные характеристики производимого товара до уровня запросов потребителей конкретного сегмента рынка и обеспечить эффективный сбыт товаров.

Ценовая политика подразумевает выбор ценовой стратегии поведения фирмы на рынке сбыта в расчете на длительную перспективу, а также выбор ценовой тактики относительно каждой группы и вида товара на конкретных сегментах рынка.

Сбытовая политика заключается в формировании каналов сбыта товаров напрямую или через посредников.

Коммуникационная политика, или ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта), заключается в продвижении товара на рынок за счет товарной и престижной рекламы, стимулирования покупателей и сферы торговли.

В понятие аналитической функции маркетинга входит:

- выбор целевых рынков,

- выбор целевой группы (сегмента) потребителей,

- выбор фирм-покупателей и посредников при одновременной оценке деятельности фирм-конкурентов,

- поиск товарных ниш путем анализа товарной структуры рынка,

- оценка собственных экспортных возможностей предприятия путем анализа внутренней среды,

- выбор методов и путей (способов) проведения аналитической работы. Аналитическая функция маркетинга представляет собой фундамент всей маркетинговой деятельности предприятия. Без глубокого знания состояния и перспектив развития внешней среды, без анализа внутренней среды предприятия практически невозможно заниматься хозяйственной и коммерческой деятельностью, целенаправленно управлять производством и реализацией товаров и изменять в интересах предприятия контролируемые факторы внешней среды. Это положение особенно важно при подготовке и проведении внешне торговых сделок.

 

Задача маркетинга зависит от состояния спроса на рынке, при этом применяются различные типы маркетинга.

1. Если покупатели негативно относятся к товару или услуге (отрицательный спрос), то используют конверсионный маркетинг. Задача его - выяснить причины отрицательного спроса и попытаться преобразовать его в позитивный путем проведения пропагандистских мероприятий, улучшением качества товара или изменением его цены.

2. Если спрос отсутствует - отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару безразличное, то необходимо использование стимулирующего маркетинга. Если спрос отсутствует из-за того, что предлагаемое изделие совершенно неизвестно покупателям, то необходима широкая пропаганда (а не только реклама) данного изделия. Если покупатели не берут товар, так как он снят с производства и сервиса, то следует предложить эти изделия как источник запасных частей для изделий, купленных ранее.

3. Если имеется потенциальный спрос, то его необходимо сделать реальным благодаря развивающему маркетингу. Превратить потенциальный спрос в реальный можно путем создания новых товаров, удовлетворяющих потребности на новом качественном уровне.

4. Если спрос на товар снижается, необходимо использовать ремаркетинг, заключающийся в поиске новых возможностей оживления спроса, в придании товару рыночной новизны, переориентации на новые рынки.

5. Если спрос колеблется, то его можно стабилизировать с помощью синхромаркетинга. Колебание спроса связано с товарами сезонного потребления. При синхромаркетинге фирма закладывает в свои планы особенность спроса на эти товары, точно определив фазы циклов спроса.

6. Если спрос точно соответствует возможностям фирмы, то стабилизировать его можно поддерживающим маркетингом. Для этого надо внимательно проводить политику цен, обеспечивать рекламную работу, тщательно проверять целесообразность издержек на маркетинговые операции.

7. При чрезмерном спросе его можно снизить демаркетингом, характеризующимся сокращением или прекращением рекламной работы, увеличением цен. Но так как неудовлетворенный спрос - это потери, то выгоднее продать лицензию на право производства изделий под торговым названием фирмы-лицензиара.

8. Если сформировался иррациональный спрос с точки зрения благополучия общества в целом (спиртные напитки, табачные изделия и др.), то необходимо применить противодействующий маркетинг. Он связан с прекращением выпуска товара, проведением пропагандистской кампании против товара и его потребления, повышением цен на товар или ограничением его доступности.

 

Комплекс маркетинга включает в себя 4 элемента (т. н. система 4 Р). Это товар, цена, место и продвижение. Структура маркетинга кроме вышеперечисленных включает еще один очень важный элемент - "люди".

1.Люди - наиболее важная и сложная движущая сила. С точки зрения маркетинга их подразделяют на три категории: 1) компания (свои служащие), 2) торговля (опт, розница - как работают и какие требования предъявляют); 3) потребители.

2.Товар - 1) упаковка, 2) преимущества, свойства, стиль, 3) торговая марка, 4) конкуренция, 5) обслуживание, гарантии, качеством выбор, 6) позиционирование.

3.Цена - 1) себестоимость, 2) надбавки, 3) кредит, 4) конкурентоспособность.

Место: 1) сектор рынка, 2) складирование, 3) расположение, 4) распределение.

5.Продвижение: 1) реклама, 2) стимулирование, 3) личная продажа, 4) пропаганда (работа с общественностью).

 

 

Маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на ее возможности устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. Каждый из участников рынка оказывает влияние на других.

Элементы микросреды:

1. Поставщики - деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в "среде поставщиков" могут серьезно повлиять на деятельность фирмы - как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

2. Маркетинговые посредники - это предприятия и организации, помогающие фирме в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К маркетинговым посредникам относятся: торговые посредники, фирмы- специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и финансово - кредитные учреждения.

3. Конкуренты - фирмы, производящие аналогичную продукцию и реализующие ее на этом же рынке.

4. Клиенты. Существует 5 типов клиентурных рынков. 1). Потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары для личного потребления. 2). Рынок производителей - организации, приобретающие товары для использования их в процессе производства. З). Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товар для последующей его перепродажи. 4).Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров кому - либо. 5). Международный рынок - все зарубежные покупатели.

5. Контактная аудитория - любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков.

Различают:

- Благотворные аудитории - группы, интерес которых к фирме носит очень благожелательный характер,

- Искомые аудитории - те, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит.

- Нежелательные аудитории - группы, интереса которых фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ними.

Виды контактных аудиторий: 1) финансовые круги, 2) средства массовой информации, 3) государственные учреждения, 4) гражданские группы содействия, 5) местные контактные аудитории, 6) широкая публика, 7) внутренние контактные аудитории.

 

Макросреда фирмы.

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду. Это факторы, не поддающиеся контролю со стороны фирмы.

К факторам макросреды относятся:

1 группа. Демографические факторы. К ним относятся: изменение рождаемости, изменение состава семьи, миграция населения, изменение образа жизни и т.д.

2 группа. Экономические факторы. Это общий уровень покупательской способности, характер распределения доходов, уровень безработицы, экономические спады и подъемы и т.д.

3 группа. Природные факторы – дефицит некоторых видов сырья, рост загрязнения окружающей среды и т.д.

4 группа. Научно – технические факторы. К ним относятся: ускорение НТП, появление новых возможностей, рост ассигнований на НИОКР и т.д.

5 группа. Факторы политической среды. Здесь необходимо учитывать: законодательство по регулированию предпринимательской деятельности, стабильность правового режима.

6 группа. Факторы культурного окружения. Здесь необходимо учитывать: стойкую -приверженность основным культурным ценностям, субкультуры в рамках единой культуры, временное изменение вторичных культурных ценностей.

 


ТЕМА 2: МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговые исследования считаются одной из главных составляющих маркетинговой деятельности.

Маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, рынка этого продукта, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д.

 

Для обеспечения устойчивой рентабельности предприятия необходимо долгосрочное (4-8 лет) прогнозирование рыночной ситуации. Поэтому технология проведения маркетингового исследования предполагает, во-первых, исследование внешних переменных (которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны фирмы, а потому для успешной коммерческой деятельности требуется гибкое приспособление к ним), во-вторых, анализ внутренних составляющих и определенных реакций фирмы на изменение в окружающей среде.

Маркетинговое исследование предполагает тщательный выбор объекта исследования, который определяет цели и задачи маркетингового исследования, детальную технологию изысканий.

 

Маркетинговые исследования выполняют, как правило,

- разработчик продукции,

- исполнитель научно – исследовательских работ,

- изготовитель продукции.

Результаты маркетинговых исследований оформляются в виде отчета; они могут использоваться для:

- стратегического и текущего планирования;

- экономической и социальной деятельности предприятия;

- установления требований к качеству продукции;

- определения объемов производства;

- разработки экспортной политики;

- определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;

- оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.

 

Виды маркетинговых исследований.

Исследования в области рекламы:

1. исследование потребительских мотиваций;

2. исследование рекламных текстов;

3. изучение средств рекламы;

4. изучение эффективных рекламных объявлений;

В области коммерческой деятельности и экономического анализа:

1. краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;

2. изучение тенденций деловой активности;

3. изучение политики цен;

4. изучение товарной номенклатуры;

В области разработки товаров:

1. изучение реакции потребителей на новый товар;

2. изучение товаров конкурентов;

3. тестирование товаров;

4. изучение проблемы упаковки;

В области сбыта и рынков:

1. определение потенциальных возможностей рынков;

2. анализ распределения долей рынка между фирмами;

3. изучение характера рынка;

4. анализ сбыта;

5. определение квот и территорий сбыта;

6. изучение каналов распределения;

7. изучение стратегий стимулирования сбыта;

и т.д.

Процедура маркетингового исследования состоит из комплекса последовательных этапов:

Разработка концепции исследования.

1.1. Определение целей.

1.2. Постановка проблемы.

1.3. Формирование рабочей гипотезы.

1.4. Определение системы показателей.

Получение и анализ эмпирических данных.

2.1. Разработка рабочего инструментария.

· Выбор вида информации;

· Выбор вида исследования;

· Выбор метода исследования;

2.2. Процесс получения данных.

2.3. Обработка и анализ данных.

Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования.

3.1. Разработка выводов и рекомендаций

3.2. Оформление результатов исследования.

 

1.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Различают информацию, общую, коммерческую, специальную. Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация - это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций, материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок- продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно- исследовательских организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению обширной специальной информации.

Готовую информацию можно разделить на «Фиксированную» и «гибкую». «Фиксированная» информация - это справочники, учебники, статистические сборники, публикации в СМИ, отчеты о предыдущих исследованиях и т.п.» т.е. информация, которую практически невозможно изменить ни по форме, ни по существу. Основные источники ее получения:

· Библиотеки и архивы (в том числе архивы фирмы, проводящей исследование),

· Госкомстат и его региональные подразделения,

· Маркетинговые фирмы,

· Средства массовой информации и централизованные базы данных публикаций СМИ.

· Международные и локальные компьютерные сети,

· Федеральные и местные органы власти, ведомства и т.п.,

· Исследовательские и проектные институты.

К «гибкой» информации относятся данные, которые также невозможно изменить, но можно варьировать способ их обработки. Это различного рода электронные базы данных, либо полученные в результате прошлых исследований, либо специально собираемые для собственных нужд или для продажи. Источниками таких данных могут являться организации практически всех вышеперечисленных типов, однако в первую очередь имеет смысл проанализировать собственные базы данных, списки клиентов, статистику продаж, «сырые» материалы прошлых исследований и т.п., а потом уже обращаться к маркетологам или органам государственной статистики.

Первичная и вторичная (внутренняя и внешняя) информация; достоинства и недостатки.

В качестве внешних источников выступают:

- публикации национальных и международных официальных организаций;

- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;

- публикации торгово-промышленных палат и объединений;

- ежегодники статистической информации;

- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;

- книги, сообщения в журналах и газетах;

- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;

- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;

- материалы консалтинговых организаций.

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.