Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к менеджерам

Разделение управленческого труда - объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Разделение управленческого труда

Категории управленческих работников.

Российские менеджеры - это новый нарождающийся слой, отличающийся от всех остальных социальных групп. Это люди, высокооплачиваемые, выполняющие работу, требующую большого опыта, знаний и интуиции, платящие налоги, признающие правила игры, производящие капитал и собственность, а не занимающиеся их разделом.

 

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, технологическое, профессионально-квалификационное, структурное, должностное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организацию, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценки работы и т.д.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих.

 

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней: высшего, среднего и низового.

Менеджеры высшего уровня - самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени менеджеров среднего уровня занимает общение с менеджерами этого же уровня (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

Менеджеры низового звена составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями.

Горизонтальное разделение труда - это определенный объем работ по функциям управления на разных уровнях. При движении от низового уровня к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия (например: маркетинг, персонал, исследования и разработки, производство, финансы и т.д.).

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обуславливают требования, предъявляемые к менеджерам. Сегодня к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента, знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация по виду и характеру своей деятельности (в особенности для менеджеров низового и среднего уровня), знание экономики и права, психологии и педагогики, владение навыками администрирования, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных, чувство нового, способность предвидеть тенденции развития фирмы. Важны, конечно, и организаторские качества: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия. Сюда же относятся: следование принципам единства слова и дела, доведение начатого до конца, личная организованность. Особое место среди требований к менеджерам занимает умение работать с людьми. Оно требует знания способностей и возможностей подчиненных, защиты их интересов и заботы об условиях их труда и быта. Менеджер должен обладать способностью налаживать хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создавать благоприятный социально-психологический климат в организации.

Среди личностных качеств, которые высоко ценились и ценятся сегодня, выделяют ум, энергичность, упорство в достижении цели, принципиальность и решительность, честность и справедливость, высокая требовательность к себе и другим, умение уважать подчиненных и считаться с их мнением, чувство долга и ответственности.

 

 

Перспективная модель менеджера.

К настоящему времени определились следующие характеристики менеджера, составляющие основу перспективной модели:

1. Менеджер - это глобальный стратег, способный планировать деятельность организации с учетом будущего развития рынков.

2. Обладать высокой степенью адаптивности.

3. Должен использовать современные методы и технологии в процессе управления организацией.

4. Развитое мышление в критических ситуациях.

5. Должен быть инноватором.

6. Работа в команде: менеджеры будущего должны уметь работать эффективно и как члены, и как лидеры команды.

7. Менеджер - лидер: лидерство рассматривается как способность активизировать деятельность тех, кто следует за лидером, умение показать пример для подражания.

8. Постоянное самообучение и саморазвитие.

Эффективность деятельности руководителей в организации российские специалисты предлагают оценивать по следующим критериям:

1. социально-психологические

- удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности и ответственности, заработной платой, отношениями с коллегами и руководителями и т.д.;

- мотивация членов коллектива, когда сотрудники хотят работать в данном коллективе, быть его членами, иметь возможности для саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой карьеры;

- авторитет руководителя в коллективе, когда оценивается каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе: формальным, т.е. обусловленным набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый им пост, моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных качеств личности, функциональным, основанным на профессиональной компетентности, разнообразных деловых качествах руководителя;

- самооценка коллектива, которая касается целого ряда его важных характеристик и представляет собой общий итог успешности функционирования коллектива

2. экономические

- прибыльность;

- производительность;

- качество продукции, услуг;

- нововведения;

- стабильность существования компании.

От профессионализма менеджеров зависят успех проводимых в России реформ, перспективы развития нашей экономики. В связи с этим подготовка высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков эффективной управленческой работы, навыков лидерства сегодня необычайно важны.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности управленческого труда | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.