Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параметры и эффективность управленческих решений

Решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Управленческое решение связано с интеллектуальной деятельностью по нахождению вариантов действий (разработка решения) и организационно-практической деятельностью по реализации принятого варианта (осуществление решения). Исходя из места управленческого решения в процессе управления (рис. 7) можно определить факторы его качества.

Условия и факторы качества управленческих решений

Качество и эффективность управленческих решений

 

Выработка и принятие управленческих решений – главное в работе менеджера. Он должен уметь принимать большое количество решений и обеспечивать их высокое качество. Это две стороны вопроса о принятии решений – методы подготовки и их качество.

Эффективность управления определяется в первую очередь эффективностью функционирования управляющей подсистемы, где главная роль отводится кадрам управления. Именно они и определяют качество управления в целом. От того, как эффективно используются кадры управления, как эффективно принимаются и реализуются ими управленческие решения, зависит эффективность всей системы управления.

 

 

Качество управленческого решения – это совокупность параметров

Всю совокупность факторов, влияющих на качество управленческого решения, можно разбить на 2 группы:

· Факторы разработки решения;

· Факторы успешного его осуществления.

Факторы первой группы показывают, что именно нужно учитывать при

разработке управленческого решения:

· Цель воздействия;

· Законы управляемой системы;

· Закономерности управления;

· Методика разработки решения;

· Организация разработки решения;

· Субъективные факторы оценок;

· Объем и ценность информации;

· Время разработки решения.

 

 


Ситуация
ОС

       
   
 
 

 

 


Рис. 7. Схема процесса управления и формирования решения

 

Среди факторов первой группы основное место принадлежит цели. Цель можно определить как желаемое, возможное и необходимое состояние объекта. Управленческое решение только тогда может быть эффективным, когда оно исходит из ясной и обоснованной цели, когда оно достаточно определенно ориентировано на эту цель. Правильно определенная и ясно поставленная цель является важнейшим фактором, характеризующим качество и эффективность управленческого решения.

Управленческое решение, будучи концентрированным выражением воздействия управляющей системы, определяет поведение управляемой системы, подчиняющейся объективным законам функционирования и развития организации. Управленческое решение опирается на использование этих законов. Следовательно, при его разработке важно учитывать требования объективных законов функционирования и развития организации, а также закономерностей управления. Учет этих требований является особо важным фактором, влияющим на качество управленческого решения.

Учитывать действие объективных законов и закономерностей при выработке управленческого решения можно по разному. Большую роль при этом играет методика разработки управленческого решения. Она включает совокупность различных методов, позволяющих при выработке решения наиболее полно учесть действие объективных законов и закономерностей.

Разработка управленческого решения – совместная деятельность, а само решение - это результат этой деятельности. Поэтому качество решения в значительной степени зависит от организации его разработки.

Качество управленческого решения зависит также и от объема и ценности имеющейся в распоряжении менеджера и аппарата управления информации. Чем больше информации о сложившейся ситуации и исследуемой проблеме, тем благоприятней возможности для выработки лучшего решения. Использование информации при разработке управленческого решения зависит от возможностей информационной системы, средств накопления, хранения, передачи и обработки информации, но ценность информации является более важным фактором, влияющим на качество управленческого решения.

Серьезное влияние на качество управленческого решения оказывают субъективные факторы. Каждый руководитель по-своему оценивает проблемную ситуацию и, следовательно, по-разному может дать указание о разработке решения в одной и той же проблемной ситуации. Субъективный фактор играет исключительно важную роль, т.к. управленческое решение результат человеческой деятельности, которая объективно содержит все субъективные его качества. Поэтому должна быть качественная подготовка управленческих кадров.

Ко второй группе факторов относятся:

· Организационные формы управления;

· Механизм управления;

· Состояние управляемой системы;

· Социально-психологический климат;

· Кадры;

· Методы управления;

· Авторитет руководителя;

· Время осуществления решения.

Вторая группа факторов, определяющих качество управленческого

решения, связана с организационными вопросами его осуществления, с организационно-практической деятельностью в управляемой системе. Она определяется прежде всего общим состоянием управляемой системы, ее организационным положением (статусом), экономическими, техническими и технологическими возможностями и т.д. Точная оценка состояния системы является важнейшим фактором качества управленческого решения. Фактическое состояние организации как бы противостоит цели воздействия. Научно обоснованное сопоставление фактического состояния организации с желаемым (целью) способствует выработке качественного и объективного управленческого решения.

Управленческое решение как вид деятельности менеджера зависит от социально-психологического климата в управляемой системе и от авторитета руководителя. Не может быть совершенно одинаковых решений для коллективов с различным социально-психологическим климатом и руководителями, имеющими различный авторитет. Даже если такие решения и осуществляются, они приводят к различным результатам.

Управленческое решение зависит также от механизма управления и базирующихся на нем методов управления. Каждое управленческое решение предполагает использование определенных рычагов воздействия и методов. Выбор их зависит от совершенства механизма управления.

Большое значение имеют также организационные формы управления, включающие типы организационного построения управляемой и управляющей систем. Организационные условия осуществления управленческих решений оказывают заметное влияние на их содержание и качество.

Качество управленческого решения существенно зависит и от времени его разработки и осуществления. Своевременность осуществления решений – важнейший фактор их качества.

Обобщая все выше изложенное можно определить основные условия обеспечения качества управленческих решений:

· применение к разработке управленческих решений научных подходов менеджмента;

· изучение влияния экономических законов на эффективность и качество управленческих решений;

· обеспечение ЛПР качественной информацией;

· применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

· структуризация проблемы и построение дерева целей;

· обеспечение сопоставимости вариантов управленческого решения;

· обеспечение многовариантности управленческого решения;

· правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;

· автоматизация процессов сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации управленческих решений;

· разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

· наличие механизма реализации решения.

Выделяют различные комбинации необходимых условий в подготов­ке качественного решения. Но в любом случае обязательно следующее условие: процесс подготовки решения должен иметь системный характер; объект и процессы в нем также являются системой.

Такое условие в свою очередь вызывает необходимость определять:

· наличие цели, функции и измерители деятельности объекта;

· элементы системы и их связи;

· тех, кого обслуживает система;

· организацию, которая выполняет функции разработки предложе­ний по изменению деятельности объекта, его элементов;

· наличие (и структуру) вышестоящей системы.

Это лишь краткие формулировки необходимых условий. Но они могут приводиться и в более развернутом виде. Например, условие об элементах системы и их связях требует, чтобы улучшение показателей каждого элемента обеспечивало более эффективную деятельность всей системы. Это означает, что никакое улучшение показателей части системы (подразделения) не может считаться завершенным, если не обеспечивает улучшения показателей деятельности системы в целом.

Названные условия оказываются недостаточными в следующих слу­чаях:

· среда, в которой действует система, объективно не содействует
достижению ее цели. Это имеет место тогда, когда сами цели не соответствуют объективным условиям среды, когда принимаются решения, не учитывающие конкретной обстановки и нарушающие объективно существующие закономерности;

· тот, кто должен принимать решения о внесении изменений в существующую систему, не принимает этого решения. Можно привести немало случаев, когда решение признается верным, но не принимается, а следова­тельно, и не осуществляется из-за отсутствия разделения прав и обязанно­стей между соответствующими уровнями управления;

· любые изменения в организационной системе связаны с совмест­ной деятельностью людей. Если работники не принимали участия в выработ­ке решения, они могут быть, в лучшем случае, равнодушны к его выполнению.

Итак, мы назвали несколько необходимых условий, обеспечивающих процесс подготовки решения системными свойствами. Мы установили также, что могут встретиться ситуации, когда эти условия не выполняются.

Любое решение всегда принимается с учетом внешней среды, которая не зависит от деятельности организации, но влияет на результаты. В усло­виях определенности внешняя среда характеризуется одним состоянием. Принятие решения в условиях неопределенности (в условиях измеряемой неопределенности и риска и в условиях полной неопределенности) харак­теризуется двумя и более состояниями внешней среды или невозможно­стью сформулировать предполагаемое состояние. Одним из способов пре­одоления неопределенности в управлении является внесение субъективных вероятностных оценок с помощью проведения экспертизы.

Процесс принятия решений состоит из двух взаимосвязанных, но само­стоятельных стадий: разработка решений и его реализация. Поэтому воз­можны две модификации управленческого решения: теоретически найден­ного и практически реализованного.

Качество управленческого решения необходимо оценивать на стадии его принятия. Любое качественное решение должно соответствовать таким характеристикам, как:

· научная обоснованность, которая обеспечивается

следующими факторами:

учетом требований объективных экономических законов и
закономерностей,

знанием и использованием тенденций развития объекта управ­ления,

наличием полной и достоверной информации,

наличием знаний, образования и квалификации у ЛПР;

· своевременность;

· непротиворечивость;

· адаптивность;

· реальность.

Кроме того, качественное решение должно удовлетворять его раз­работчиков и обеспечивать возможность эффективной реализации.

Можно применить математическое выражение, позволяющее косвенно оценивать каче­ство управленческого решения:

Кк = [(Pb – Ph)/Pn]100, (1)

где Кк— коэффициент качества управленческих решений;

Pb— количество реализованных управленческих решений;

Ph— количество выполненных качественных решений;

Pn— количество управленческих решений.

Обычно качество измеряется в субъективных относительных едини­цах (от 0 до 1) или в процентах (от 0 до 100%). Оценка качества произво­дится на каждом из этапов, общее качество управленческого решения вычисляется как произве­дение значений качеств всех составляющих этапов.

 

 

 

В значительной степени на повышение эффективности управленческих

решений оказывает влияние изучение экономических законов и исследование механизма их действия в конкретных обстоятельствах места и времени. К таким законам относятся: спроса и предложения, зависимости между ценой и предложением, возрастания дополнительных затрат, убывающей доходности, экономической взаимозависимости затрат в сферах производства и потребления, эффекта масштаба производства, экономии времени, конкуренции.

Эффективность (лат. – действенный, производительный, дающий результат) характеризует различные процессы, явления системы. Эта категория многогранна, сложно представимая в виде измеряемых показателей. Разными экономистами и учеными под эффективностью понимаются и результативность, и интенсивность функционирования системы, и степень достижения цели, и уровень организованности системы, и уровень результативности в сопоставлении с производственными затратами, и др. это свидетельствует, с одной стороны, о многогранности понятия данной категории, а с другой – о сложности ее представления в виде измеряемых показателей.

Эффективность должна учитывать не только результат деятельности (эффект – прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и рассматривать условия, при которых он достигнут. Она должна определять соотношение результата (эффекта) и обусловливающих его затрат. Поэтому эффективность - сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее возможность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения.

Таким образом, эффективность любой системы может быть представлена в общем виде показателем, характеризующим отношение результата, полученного этой системой, к затратам производственных ресурсов, послужившим для его обеспечения. Это в полной мере относится как к сфере производства, управления, так и всей производственно-хозяйственной деятельности и системы в целом. Проблема заключается лишь в том, что понимать под результатом и затратами в каждом конкретном случае и как их определять.

Показатель результата представляется как итоговая характеристика, отображающая всю совокупность действий, решений, мероприятий, осуществляемых в рамках производственно-хозяйственной деятельности. Здесь цель – «пусковой механизм». Любая производственно-хозяйственная система всегда направлена на достижение цели, хотя и не всегда к ней приводит. Однако она обязательно заканчивается результатом, даже если последний и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же этого не наблюдается, она является нерациональной.

Совпадение результата и цели особенно важно с позиции выбора наиболее успешных решений. Оно свидетельствует о том, что выбранные условия соответствуют стандартам рациональности, а анализ ситуации достаточно полный и обоснованный.

Таким образом, эффективность – это возможность получения результата (или уже полученный результат) при определенных условиях осуществления деятельности. Это обстоятельство помогает выделить основной принцип измерения эффективности – принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности.

Для оценки эффективности управленческих решений должен быть моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания. Производственно-хозяйственной системе в условиях рынка всегда присуща множественность целей. Производственно-хозяйственная деятельность содержит 3 аспекта: производственный, коммерческий, финансовый. Для каждого из них характерны свои цели, иногда взаимоисключающие друг друга (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). Поэтому первый принцип оценки эффективности состоит в том, что стоит всегда задача поиска единонаправленных целей или в крайнем случае установления разумного компромисса. Он не всегда возможен, поэтому задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.

Такой подход обусловливает второй принцип оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности – по нескольким критериям оптимальности.

Третий принцип – цели должны быть направлены на обеспечение устойчивости рыночных позиций бизнес-субъекта по принципам маркетинга как рыночной концепции управления.

Четвертый принцип оценки эффективности – взаимосвязь оценки с жизненным циклом продукции (в конце прибыль).

Итак, эффективность управления определяется в первую очередь эффективностью функционирования управляющей подсистемы, где главная роль отводится кадрам управления. Именно они и определяют качество управления. От того, как эффективно используются кадры управления, как эффективно принимаются и реализуются ими управленческие решения, будет зависеть эффективность всей системы управления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.