Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, факторы его определяющие. Закон спроса




Рекомендуемая литература

 

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т./ Под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб: Экономическая школа, 1994. – Т. 1. – С. 39-101.

2. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Под ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров, 1996. – С. 107-121.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. – С. 62-81.

4. Максимова В. Микроэкономика. Учебник. – М.: Соминтекс, 1996. – С. 45-70.

5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М: «Экономика», 1992. – С. 27-65.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вкзов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 47-51.

7. Фишер С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело ЛТД», 1991. – Гл. 3,5.

8. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 109-122.

9. Экономическая теория:Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – С. 90-111.

Спрос это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Или, спрос – это обеспеченная деньгами потребность в товаре.

Объем спроса – это конкретное количество товара, которое при данной цене готовы приобрести покупатели.

На спрос оказывают влияние ряд факторов:

· цена данного товара (P);

· вкусы и предпочтения потребителей (B);

· уровень доходов (I);

· цены на сопряженные (связанные с данным: взаимозаменяемые и взаимодополняющие) товары (PC);

· число покупателей данного товара (G);

· инфляционные ожидания (U)и др.

Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая может быть представлена в следующем виде:

 

QD = f (P, B, I, PC, G, U...) (1.1)

Если все факторы кроме цены данного товара считать фиксированными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены, которая характеризует зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены.

Q = f (P) (1.2)

Эта зависимость носит обратный характер. Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него называется законом спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже объем спроса на товар. В основе этого закона лежит:

· во-первых, здравый смысл и элементарные наблюдения;

· во-вторых, подверженность потребления действию принципа убывающей предельной полезности (принцип, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньшее удовлетворение потребителю);

· в-третьих, эффект дохода (эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может купить больше продукта, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров, т.е. снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода) и эффект замещения (эффект замещения состоит в том, что потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми).

Графическая интерпретация закона спроса представлена на рисунке 1.1

Рис. 1.1 – График спроса

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

· для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления;

· при переключении спроса на более новые и качественные товары.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного кол-ва товара.

Если говорят об объеме спроса, то имеют в виду точку на кривой, а если о спросе, то имеют в виду всю кривую.

Говорят, что произошло изменение объема спроса, если изменилась цена данного товара, в этом случае происходит движение вдоль линии спроса. Говорят, что произошло изменение спроса, если изменились прочие факторы, определяющие объем спроса. В этом случае происходит сдвиг линии спроса (от D к D1 – если спрос увеличился; и от D к D2 – если спрос уменьшился) (рис. 1.2).

Рис. 1.2 – Влияние неценовых факторов на спрос

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.