Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Переход от схемы паттерновых переменных к схеме AGIL

IV. Схема паттерновых переменных действия

 

Впервые эта схема была предложена в работах «Профессии и социальная структура» (1939) и «Мотивация экономической деятельности» (1940). — В окончательной форме (если можно говорить о таковой) она представлена в работах 1951 годы «Социальная система» и «К общей теории действия». — Она еще продолжает использоваться в «Рабочих тетрадях по теории действия» (1953), но там же постепенно заменяется схемой AGIL.

 

Суть дела: необходимым элементом действия является определение ситуации (согласно изначально принятому решению исходить из «точки зрения актора»). — Чтобы ситуация была определена и было возможным действие, исходящее из этого определения, актор должен совершить некоторое множество выборов, а именно пять. — Эти выборы делаются в рамках пяти пар паттерновых переменных:

(1) «аффективность versus аффективная нейтральность»;

(2) «специфичность versus диффузность»;

(3) «универсализм versus партикуляризм»;

(4) «достижение versus аскрипция» (в раннем варианте), или «исполнение versus качество» (в более позднем варианте);

(5) «ориентация на себя versus ориентация на коллектив» (в окончательном варианте схемы эта пара переменных уже не присутствует).

 

Эти переменные концептуализируют не содержательные, а формальные (паттерновые) параметры совершаемого актором выбора.

 

Эти выборы входят в действие (систему действия) на четырех уровнях:

— на конкретном уровне: как пять явных или неявных выборов;

— на уровне личности: как компоненты ценностной ориентации актора;

— на уровне коллектива: как аспекты определения ролей;

— на культурном уровне: как аспекты ценностных паттернов.

 

Две переменные характеризуют установку актора:

аффективность—нейтральность: эта переменная определяет количество эмоций (аффекта), вкладываемое в действие в данной ситуации;

специфичность—диффузность: эта переменная определяет, будет ли строиться отношение к объекту с точки зрения его специфических свойств (места и функций) в данной ситуации или с точки зрения его целостного комплекса свойств, выходящего за рамки данной ситуации действия.

Еще две переменные относятся к общим параметрам «категоризации объектов»:

универсализм—партикуляризм: эта пара определяет, преобладает ли в категоризации объекта когнитивные или катектические стандарты; выбор между ориентацией на общие (универсальные) стандарты или на партикулярные стандарты (себя и своей мы-группы);

исполнение—качество: эта пара определяет, категоризируются ли объекты в терминах комплексов качеств или в терминах исполнения. В частности, если объекты — другие («альтер»), определяется, будет ли актор относиться к ним исходя из приписываемых им качеств (аскрипция) или исходя из их достижений и исполнения.

 

Используя эти переменные в разных контекстах и под разными углами зрения, Парсонс описывает и характеризует их по-разному.

 

Выборы по этим параметрам сочетаются друг с другом не любыми способами. Исходя из этого, Парсонс ищет устойчивые их сочетания. — Паттерновые переменные соединяются в системы. — Через них в действии неразрывно (функционально) связываются личность, культура и социальная система. Эти три типа систем Парсонс первоначально выделяет.

 

В конце концов: схема паттерновых переменных переводится в схему AGIL. — Этот перевод окончательно осуществляется в «Рабочих тетрадях по теории действия» (1953).

 

 

V. Базовый словарь для концептуализации «систем»

 

Поскольку Парсонс переходит к анализу «систем», в его теорию вводится специальный понятийный аппарат для описания «систем».

 

Основные понятия: «система»; «среда»; «статические» и «динамические» аспекты «системы»; «структура»; «процесс»; «функция»; «подсистемы»; «взаимообмены»; «входы» и «выходы»; «посредники взаимообмена»; «равновесие» (и т.д.).

 

 

 

Смысл этого перехода: совершенствование теоретико-аналитической системы для описания и анализа систем (первоначально — систем действия).

 

AGIL: в каждой живой системе для того, чтобы она существовала, должны выполняться четыре функциональных требования (или императива):

(1) она должна быть адаптирована к среде (A, адаптация);

(2) она должна достигать своих целей в среде (G, целедостижение);

(3) она должна быть внутренне интегрирована (I, интеграция);

(4) ее паттернирование должно быть устойчивым (L, «латентность», или сохранение латентного паттерна).

 

Парсонс переводит схему типовых переменных в схему AGIL несколькими способами.

 

1. Возможна такая таблица для перевода одной схемы в другую:

Выбор С/Д Выбор А/Н Выбор У/П Выбор И/К Функция
специфичность нейтральность универсализм исполнение А
специфичность аффективность партикуляризм исполнение G
диффузность аффективность партикуляризм качество I
диффузность нейтральность универсализм качество L

 

 

2. Ориентация актора аналитически делится на два аспекта: установочный (включающий переменные «аффективность—нейтральность» и «специфичность—диффузность») и категоризацию объекта (заключающую в себе «универсализм—партикуляризм» и «исполнение—качество»). Соответственно возможна такая таблица перевода:

Установка Объект Функциональный императив
Специфичность Универсализм A
Аффективность Исполнение G
Диффузность Партикуляризм I
Нейтральность Качество L

 

3. Еще один способ выведения этой схемы, без привлечения паттерновых переменных: действие располагается в системе координат, заданной двумя осями дифференциации: «внутреннее—внешнее» (дифференциация организма от среды; дифференциация внутреннего процесса в системе от внешнего процесса) и «средства—цели».

 

Постепенно Парсонс очищает схему AGIL от связи с паттерновыми переменными.

 

Таким образом: любая живая система (а системы действия относятся к этому классу) может существовать лишь при успешном решении четырех функциональных проблем, или выполнении четырех функциональных императивов:

 

Aадаптация — требование приспособления системы к условиям ее среды, охраны системы от разрушительных воздействий среды;

Gцеледостижение — требование ориентации среды на достижение целей в среде (на основе мобилизации ресурсов для достижения этих целей);

Iинтеграция — требование внутренней интеграции системы, т.е. координации ее элементов и поддержания жизнеспособных связей между ними;

Lподдержание латентного паттерна — требование поддержания (латентных) паттернов действия системы; требование сохранения формы (паттерна) и снятия напряжения.

 

Первые две функции относятся к связям системы со средой; вторые две — к внутреннему состоянию системы.

 

Схема AGIL применяется Парсонсом на трех аналитически самостоятельных уровнях:

(1) уровень «общей системы действия» (general action system);

(2) уровень «социальной системы», в том числе «общества»;

(3) уровень «условий человеческого существования» (human condition).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Работа после 1937 года: переход от единичного действия к системам действия | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.