Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества и недостатки методов управления ресурсами предприятия




Рис. 23. Значения составляющих себестоимости и цены продажи

Рис. 22. Данные о потреблении комплектующих, их себестоимости и цене для единицы продукции

Рис. 17. Иерархия производственных планов в системе MRP II

Как показано на рисунке, главный план-график производства – ядро оперативного управления в системе MRP II. В нём отражается информация, поступающая с производства и отдела снабжения, на него накладывают ограничения плановые цифры по ресурсам и денежным средствам. Он содержит информацию, на основе которой можно заключать договора поставки с заказчиками, прогнозировать прибыльность и управлять сбытом.

В системах MRP II предлагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных потоков. При финансовом анализе, проводимом в рамках MRP II, не учитываются косвенные затраты (накладные расходы), чисто финансовые затраты, например инвестиционные платежи, и такой важный планово-финансовый параметр как, график (диаграмма) финансовых потоков (cash-flow diagram); единственное, что подлежит анализу – общий «прямой» финансовый результат от основной деятельности за плановый период.

 

2.1.2.3. ERP – планирование ресурсов предприятия

В результате развития систем планирования класса MRP – добавления возможностей финансового анализа, управления конструкторскими разработками, учёта основных средств – возникла концепция ERP.

ERP – концепция согласованного решения задач учёта, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия, называемая иногда также системой планирования ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning).

ERP-система – интегрированная информационная система управления, позволяющая создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля, управления и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия, реализующая концепцию ERP.

ERP – широко распространённый термин, введённый исследовательской фирмой Gartner Group (http://www4.gartner.com/) для описания систем управления. Четких критериев для определения этих систем нет. Как правило, эти системы должны обеспечивать автоматизацию таких процессов, как планирование, прогнозирование и управление финансами, производством (объемно-календарное планирование, укрупненное планирование мощностей, планирование потребностей в материалах и планирование потребностей в мощностях, цеховое планирование и диспетчеризация производства), материально-техническим снабжением и сбытом (управление закупками, запасами, планирование себестоимости и т.п.), бухгалтерским учётом, а также проектирование продукции и разработку технологических процессов и т.п. ERP представляет собой набор интегрированных в общую систему приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия.

Пример. Система управления предприятием «АКСАПТА» компании Microsoft позволяет планировать продажи и закупки, составлять графики производства и т.п. (рис. 18). В зависимости от задаваемых пользователем настроек система может самостоятельно предпринимать действия согласно производственным графикам, обеспечивая эффективную загрузку мощностей и своевременную доставку материалов.

В общих чертах сводное планирование в системе «АКСАПТА» определяет:

- потребности производства в ресурсах (рис. 19);

- наличие ресурсов;

- метод восполнения нехватки ресурсов (осуществление закупок материальных ресурсов или открытие производств).

Рис. 18. Сводное планирование в системе «АКСАПТА»

Рис. 19 Управление запасами в системе «АКСАПТА»

«АКСАПТА» осуществляет автоматическое планирование закупок (рис. 20) необходимых материальных ресурсов на основе данных плана-графика производства, данных о наличии ресурсов на складах и заключенных договоров на их поставку.

Рис 20. Спланированные системой «АКСАПТА» закупки

В состав современной ERP-системы входит следующий набор подсистем:

- производство, дополненное управлением данными об изделии PDM (Product Data Management), детализированным планированием ресурсов FRP (Finite Resource Planning) и усовершенствованным планированием и составлением производственных графиков APS (Advanced Planning and Scheduling);

- снабжение и сбыт, включая управление цепочками поставок – SCM;

- запасы;

- техобслуживание оборудования;

- послепродажное обслуживание произведенной продукции;

- кадры;

- научные исследования и конструкторские разработки;

- бизнес-интелект (Business Intelligence), использующие технологии OLAP и системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support Systems);

- финансы.

Различия между двумя системами (MRP II и ERP) вытекают из их функционального назначения. MRP II-системы созданы для использования только на промышленных предприятиях. ERP-системы не ограничены сферой промышленного производства, они могут использоваться в организациях сферы торговли и услуг, банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях и т.д.

Можно сформулировать основные отличия ERP-систем от MRP II-систем:

- возможность использования на различных типах предприятий;

- поддержка планирования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия (не только производство продукции);

- возможность планирования и управления ресурсами сложного многопрофильного предприятия, корпорации.

Кроме того, ERP-системы позволяют эффективно планировать финансовые затраты на инвестиции в производство новых изделий, что было невозможно в MRP-системах. Эти системы впервые обеспечили полный спектр инструментов автоматического управления себестоимостью.

ERP-системы переняли у MRP-систем способность отслеживать состояние производственных ресурсов и складских запасов. Это делает возможным получение оперативной информации о сроках конкретных поставок, ценах индивидуальных заказов и т.п., что является необходимым условием использования электронных систем закупок.

ERP-системы обеспечивают возможность полного сквозного учета и контроля информации, связанной с прохождением заказа по следующей цепочке: заявка от покупателя – расчет плановых показателей (себестоимость, срок производства и поставки) – оформление заказа – производственный заказ (резервирование производственных мощностей) – создание заказов на поставку комплектующих – учет прихода комплектующих, взаиморасчеты с поставщиками – учет списания комплектующих в производство в привязке к производственному заказу – учет характеристик выполнения производственного заказа – учет выпуска готовой продукции – учет поставки готовой продукции, взаиморасчетов с заказчиком – сравнение плановых и фактических показателей.

Для этого обеспечивается:

- автоматический расчет возможного срока выполнения и себестоимости каждого нового заказа с учетом текущей загрузки оборудования, наличия и сроков поставки комплектующих;

- автоматическое формирование заявок на закупку на основе данных о запасах и плановом потреблении по всей номенклатуре комплектующих;

- автоматическое формирование плана загрузки производства.

Пример: Инвестором внедрения ERP-системы на Воронежской кондитерской фабрике (ВКФ) стала компания Sun Capital Partners. Использование ERP-системы, по утверждению руководства ВКФ, позволило обеспечить достоверное планирование производства и закупок, точнее оценить себестоимость продукции. Она даёт возможность связать многие предприятия отрасли, их поставщиков и дистрибьюторов таким образом, чтобы каждый из них мог корректно планировать выпуск продукции, ориентируясь не только на внутренние ресурсы, но и на внешние заказы.

В ERP-системах автоматически планируется загрузка производственных мощностей предприятия исходя из тех параметров (объёмы товарных партий, их номенклатура и сроки поставки), которые были сформированы на основе существующих заказов (рис. 21). Непосредственно в процессе приёма заказа ERP-система рассчитывает себестоимость и цену единицы товара, при этом учитываются все компоненты себестоимости производства и расходы на доставку в соответствии с индивидуальными требованиями клиента (рис. 22 и 23). Время и расходы, необходимые для переналадки оборудования при смене ассортимента выпускаемой продукции, также учитываются ERP-системой при планировании производства и расчёте себестоимости.

Пример. Система «АКСАПТА» рассчитывает график загрузки производственных мощностей, построенный с учётом изложенных выше параметров.

Рис. 21. График загрузки производственных мощностей в системе «АКСАПТА»

Кроме того, система рассчитывает потребление комплектующих на единицу продукции, а также себестоимость и цену каждого элемента комплектации.

Дополнительно рассчитываются значения всех составляющих себестоимости продукции и цены продажи.

Функциональные возможности системы позволяют детально анализировать многие экономические показатели, например, соотношение затрат и дохода (объема продаж) по номенклатурным группам или отдельным продуктам, по группам клиентов или отдельным клиентам, отслеживать доход от продаж по разным странам, регионам, группам клиентов или периодам времени и т.д.

Это позволяет производителям переходить на работу по индивидуальным заказам. Соответственно интегрируются автоматизированные системы управления, при этом именно электронная коммерция позволяет автоматизировать наиболее трудоёмкие этапы коммерческой деятельности. Можно сказать, что ERP-системы и интернет-коммерция взаимно дополняют друг друга, что и предопределило значительный эффект от их интеграции.

ERP-системы, обеспечивающие ресурсное планирование и интегрированное управление всеми бизнес-процессами, целесообразно рассматривать в качестве основы интернет-решений компании. Отсутствие надёжной системы внутреннего планирования и контроля, интегрированной с внешней (фронт-офис) системой интернет-коммерции, обрекает компанию в новой экономике на неудачу.

Эффективное использование преимуществ интернет-коммерции возможно только на предприятиях, использующих автоматизированные системы управления ресурсами. На западных предприятиях в течение достаточно длительного времени шел процесс автоматизации бизнес-процессов. Были созданы системы управления ресурсами предприятий – ERP-системы, предназначенные для автоматизации так называемого бэк-офиса компании. Автоматизация, как правило, начиналась с систематизации управления корпоративными финансами; затем – складскими запасами; далее – расчётом заработной платы и так далее, вплоть до управления производством и персоналом. А самое главное, отдельные модули были интегрированы в единую систему. В России многим предприятиям еще предстоит пройти этот путь.

Интеграция ERP -систем с системами интернет-коммерции секторов B2B и В2С – естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия.Создание и эксплуатация систем интернет-коммерции, прежде всего систем сектора B2B, становится наиболее эффективной, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и, соответственно, встроены в ERP-систему.

Межкорпоративная интеграция на уровне взаимосвязей между ERP-системами поставщиков и потребителей обеспечивается через B2B -системы электронной коммерции – электронные системы сбыта (e-distribution), снабжения (e-procurement) и торговые площадки (e-marketplace). Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции B2B позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка – поставщиками и потребителями, то она может стать элементом интеграции между ERP-системами субъектов рынка (см. рис. 24).В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка.

Рис. 24. Схема интеграции ERP-систем поставщиков и потребителей посредством B2B-систем электронной коммерции

Пример: Компания, производящая электротехническое оборудование на территории России, имеет ERP-систему, отслеживающую достаточность запаса комплектующих на складе. Как только число тех или иных деталей оказывается ниже установленного уровня, система автоматически формирует заказ на необходимую партию. Этот заказ в стандартной форме поступает через интернет-шлюз в ERP-систему зарубежного поставщика, которая анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних факторов, формирует стандартное подтверждение о принятии заказа и планируемом сроке поставки. Данное подтверждение через интернет-шлюз поступает в ERP-систему компании-заказчика – исходя из предполагаемой даты и объёма поставки, эта система планирует складские запасы, данные по которым, в свою очередь, используются при планировании производства.

По данным независимых информационных агентств, тщательно спланированное и полномасштабно осуществленное внедрение ERP-системы дает следующие результаты:

- снижение операционных и управленческих затрат на 15%;

- экономия оборотных средств на 2%;

- уменьшение цикла реализации на 25%;

- снижение коммерческих затрат на 35%;

- снижение страхового уровня складских запасов на 20%;

- уменьшение дебиторской задолженности на 12%;

- увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 25%;

- увеличение оборачиваемости материальных запасов на 30%;

- улучшение утилизации основных фондов на 30%.

В качестве недостатка ERP-систем можно упомянуть то, что клиенты компании рассматриваются как «элемент внешнего мира» и определяющего влияния на функционирование компании не оказывают. ERP-система оптимизирует приём заказов, планирование производства, закупку материалов и комплектующих, производство, доставку и управление, т.е. только все внутренние операции предприятия.

Другими словами, ERP-системы направлены на достижение конкурентных преимуществ путем оптимизации внутренних бизнес-процессов, что и обусловливает их основные недостатки (таблица 13).


Таблица 13

Преимущества и недостатки использования ERP-систем

Преимущества ERP-систем Недостатки ERP-систем
снижение себестоимости за счёт повышения производительности уменьшение времени выхода продуктов на рынок сокращение брака и числа производственных операций уменьшение складских запасов и времени оборота сырья и материалов повышение качества продукции рост информированности руководства – все необходимые данные для принятия решений о развитии бизнеса или любых операционных решений доступны из единого хранилища данных повышение качества прогноза и планирования формализация бизнес-процессов компании, предохраняющая её от операционных ошибок интеграция – все подразделения компании связаны друг с другом отсутствие тесной связи между информационными системами заказчика и поставщика позволяет заказчику легко менять поставщиков функции ограничены производством и администрированием

В последнее время ряд авторов (в том числе специалисты компании Gartner Group) говорит о возникновении новой концепции корпоративной информационной системы – ERP II (от англ. Enterprise Resource and Relationship Processing – управление корпоративными ресурсами и внешними связями). Основная идея этой концепции – выход за рамки задач автоматизации и оптимизации только внутренних бизнес-процессов предприятия, сотрудничество покупателей и продавцов, совместное создание продуктов и услуг, т.е. решение указанных выше проблем ERP-систем. Однако данная концепция – частный случай созданной ранее концепции CSRP.

 

2.1.2.4. CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем

Более современная, чем упомянутые ранее, концепция CSRP – концепция управления ресурсами предприятия, ориентированная на нужды предприятий-потребителей и учитывающего не только основные производственные и материальные ресурсы, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как вспомогательные, то есть ресурсы всего жизненного цикла товара. Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой работы с клиентом, послепродажного обслуживания, перевалочных и обслуживающих операций и т.д.

Эта особенность CSRP приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативная реакция на изменение желаний потребителя. Чтобы правильно управлять стоимостью товара, оценивать стоимость продвижения и обслуживания товара данного типа, необходимо учитывать все элементы его жизненного цикла.

CSRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CSRP. Предназначение CSRP – создание продуктов с повышенной ценностью для покупателя, т.е. продуктов, которые наиболее полно удовлетворяют специфическому набору требований каждого конкретного покупателя.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии, позволяющая управлять заказами клиентов и всей работой с ними, на порядок оперативнее, нежели это было возможно ранее. Становится возможным ежечасное изменение графика поставок, что в условиях «классической» ERP было невыполнимо. Детальный анализ себестоимости заказа и конкретных элементов в его составе стал возможен уже на этапе его оформления. При расчёте себестоимости можно учесть все дополнительные операции по административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в ERP-системах, где данные расходы учитываются только постфактум.

 

 
 

 


Рис. 25. Реализация принципа ориентации на интересы покупателя в CSRP–системах

Как видно из рисунка, основной принцип CSRP – интеграция системы обработки информации о покупателе в систему процесса планирования и управления деятельностью организации. В результате этого покупатели могут оказывать влияние на ключевые бизнес-процессы организации, изменять её стратегию и последовательность действий по реализации этой стратегии. CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства на планирование заказов покупателей. Таким образом, бизнес-процессы предприятия синхронизируются с деятельностью покупателей.

В рамках CSRP и аналогичных ей методик важное значение приобретает интеграция системы управления ресурсами предприятия с программными продуктами её контрагентов, реализующих специфические задачи управления (например, управление технологическим оборудованием, проектированием изделий) и расчёта специфических ресурсов, характерных для конкретного предприятия. Такими продуктами могут быть, например, системы оптимального размещения заказов, управления технологией и т.д. Данная интеграция возможна на базе технологий интернет-коммерции.

Преимущества использования систем класса CSRP:

- повышение потребительской ценности продукции – достигается за счёт сфокусированности компании на конъюнктуре рынка;

- быстрая адаптируемость к конъюнктуре рынка – обеспечивается усовершенствованием производственного планирования: изменения в заказе покупателя автоматически приводят к изменениям в заказах поставщикам и т.д.;

- укрепление конкурентных позиций предприятия, обеспечиваемое координацией бизнес-процессов с покупателями благодаря доступу в реальном времени к точной информации о заказах покупателей; подразделения планирования могут динамично изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов, заключения субконтрактов для улучшения обслуживания покупателей и снижения себестоимости продукции;

- повышение качества товаров, так как средства поддержки покупателей объединяются с ключевыми приложениями планирования, производства и управления. Необходимая информация о покупателях и товарах заранее поставляется подразделениям, отвечающим за производство, продажи, исследования и развитие, а также другим подразделениям;

- технологии, основанные на Интернете, расширяют возможности поддержки покупателей, включая удалённый, круглосуточный сервис по принципу самообслуживания;

- CSRP-система реализована на базе технологии ERP, что позволяет реализовать все преимущества ERP-системы.

В таблице 14 показаны преимущества и недостатки вышеописанных методов управления ресурсами предприятия, используемых в электронной коммерции.

 

Таблица 14

Название метода Характеристика метода Недостатки и достоинства использования метода
MRP / MRP II Комплексное управление товародвижением на производстве Узко ориентирован на сферу производства
ERP Комплексное управление всеми ресурсами предприятия Отсутствуют средства адаптации к конъюнктуре рынка
CSRP Комплексное управление всеми ресурсами предприятия, ориентированное на удовлетворение потребностей покупателя Наиболее совершенная из имеющихся методик

Использование CSRP обеспечивает поставщиков информацией о производственных графиках своих заказчиков, данными об их продажах и т. д., позволяя на основании этой информации заранее планировать производство и поставки для них.

Технологию работы такой системы можно проиллюстрировать на примере деятельности компании по производству компьютеров – Dell Computer. Потребители направляют свои заказы в систему Dell по электронной сети, определяя в них все необходимые им характеристики (объём памяти, производительность, перечень периферийных устройств и т.д.). Автоматически вносятся изменения в график производства, и клиент информируется о времени выполнения заказа. Одновременно формируются заказы поставщикам комплектующих, которые могут начинать подготовку производства необходимой продукции. Это, помимо прочего, даёт возможность значительно сократить производственные запасы у головного производителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 3830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.