Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Строевые упражнения

Варианты: 1) выполняют парами; 2) поочередно, но следующий должен вбежать до того, как убежит в сторону предыдущий.

Упражнения с обручем – один из наиболее интересных разделов художественной гимнастики. Это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки.

Упражнения с обручем

Обручи используют пластмассовые, деревянные, дюралюминиевые. Они бывают различного размера. Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см.

Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы:

- повороты,

- вращения,

- броски и ловля,

- прыжки в обруч и через него,

- маховые движения,

- перекаты обруча.

Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками, в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движением туловища и ног. Ниже приведены простейшие упражнения, которые можно использовать на уроках физической культуры и внеклассной работе со школьниками.

Начинать обучение рекомендуется со знакомства занимающихся с хватами обруча и способами их изменения.

Хваты бывают:

– двумя руками снаружи (рис. 101 а) и изнутри (рис. 101 б)

– хват обруча одной рукой сверху (рис. 102 а) и снизу (рис. 102 б).

а б

Рис. 101. Хват обруча двумя руками: а) снаружи, б) изнутри

а б

Рис. 102. Хват обруча одной рукой: а) сверху, б)снизу

Обхватывают обруч всеми пальцами без напряжения (большой палец снаружи). Положение обруча по отношению к полу может быть:

– горизонтальным,

– вертикальным,

– наклонным (рис.103).

а б в

Рис. 103. Положение обруча: а горизонтальное, б) вертикальное, в) наклонное

 

По отношению к телу обруч может находиться в лицевой, боковой и промежуточной плоскостях.

Комплекс ОРУ с обручем:

1. И.п. – стоя, обруч в лицевой плоскости вертикально внизу хватом двумя снаружи.

1 - мах правой назад, обруч вертикально вверх,

2 - и.п.,

3-4 - то же с левой.

2. И.п. – стоя, обруч в лицевой плоскости вертикально внизу хватом двумя снаружи.

1 - правая вправо на носок, обруч вертикально вверх;

2 - наклон вправо обруч вертикально вверх;

3 - выпрямиться обруч вертикально вверх;

4 - и.п.

3. И.п. – стоя, обруч вертикально вверх хватом двумя снаружи,

1 - мах правой вправо, обруч горизонтально вперед,

2 - выпад на правой, обруч вертикально на полу,

3 - с перекатом обруча влево выпад на левой,

4 - и.п.,

5-8 - то же с левой.

4. И.п. – стоя, обруч вертикально вперед, хват изнутри.

1-2 - поднимаясь на носки с выкрутом назад перевести обруч за спину;

3-4 - поднимаясь на носки с выкрутом вперед перевести обруч в и.п.

5. И.п. - обруч вертикально на полу в лицевой плоскости хватом правой рукой.

1 - мах правой с перекатом обруча под правой влево,

2 - обруч вертикально на полу в лицевой плоскости хватом левой рукой,

3-4 - то же вправо,

6. И.п. – стоя обруч в лицевой плоскости вертикально внизу, хват двумя изнутри.

1 – поднимаясь на носки обруч горизонтально вверх,

2 - присед внутри обруча,

3 – выпрямиться в стойку на носках обруч горизонтально вверх,

4 - и.п.

1.И.п. – стоя обруч в лицевой плоскости вертикально, хват двумя снаружи.

1-2 - опуская левую руку дугой книзу-вправо, правую дугой кверху-влево, поворот обруча влево с наклоном туловища влево, левая влево на носок.

3-4 - и.п.,

5-8 - то же вправо (рис. 104).

 

Рис.104. Поворот обруча

8. И.п. – стоя левая вперед на носок, обруч вертикально в боковой плоскости справа хватом двумя снаружи.

1-2 - полуприсед на правой, поворот обруча вперед с наклоном вперед,

3-4 – поворот обруча назад (левая рука дугой книзу вперед, правая дугой вперед кверху), выпрямляясь прогнуться в стойку на левой правая назад на носок (рис. 105).

Рис. 105. Упражнение № 8

9. И.п. - стойка ноги врозь, обруч удерживается руками на поясе.

1-16 - вращение обруча.

10. И.п. - обруч вертикально в лицевой плоскости хватом одной сверху за верхний край.

1-4 - шагом правой поставить обруч вертикально, переднее равновесие на правой,

5-6 - опуская левую, шаг ее перед обручем, шаг правой в обруч, согнув руки (кисти скользят вниз по обручу),

7-8 - выпрямиться волной, одновременно опуская левую руку, правой рукой перевести обруч через сторону вперед, приставляя левую и.п.

11. И.п. – обруч горизонтально в лицевой плоскости, хват двумя руками снаружи за передний край.

1-2 - качнув обруч назад, прыжок в обруч толчком левой на правую,

3-4 - повторить движение 1-2, качнув обруч назад в обратном направлении (рис. 106).

Рис. 106. Упражнение № 11

12. И.п. - обруч в лицевой плоскости наклонно вверху, хват двумя руками снаружи за верхний край обруча, вращая обруч вперед как скакалку, прыжки в обруч толчком двумя (рис. 107).

Рис. 107. Упражнение № 12

13. И.п. - стоя лицом друг к другу, держа один обруч, хват двумя снаружи.

1-2 - шагом внутрь поворот кругом, вращая обруч в сторону поворота, закончить движение спиной друг к другу,

3-4 - поворачиваясь далее кругом, прийти в и.п.

14. И.п. - обруч в лицевой плоскости, хватом двумя снаружи за нижний край обруча.

1-4 - выполнение раскачиваний обручем вправо и влево,

5-8 - захватом кистью поднять обруч вверх и, разогнув пальцы, начать вращение обруча, делая движение рукой вверх и вниз по круговой траектории.

Эстафета с обручем. И.п. – команды выстраиваются в колонны по одному. 1-й участник встает напротив своей команды на расстоянии 10 м с обручем удерживая его руками на поясе. По сигналу преподавателя 1-й участник подбегает к своей команде, надевает обруч на 2-го участника и бежит с ним к флажку. 1-й выбегает, а второй бежит за третьим участником и т.д.

Выигрывает та команда, которая первая «переправилась на другой берег».

 

Упражнение со скакалкой способствуют развитию таких важных физических качеств, как ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота. Большое место отводится этим упражнениям и в занятиях со школьниками.

Упражнения со скакалкой могут использоваться во всех частях урока по физической культуре и на внеурочных занятиях. При подборе упражнений со скакалкой следует учитывать наряду с общими принципами ряд особенностей этих упражнений, в первую очередь их высокую интенсивность (особенно прыжки). Кроме того упражнения со скакалкой требуют хорошей реакции, пространственной ориентировки и быстроты, и поэтому весьма утомительны. В связи с этим упражнения следует тщательно дозировать (прыжки - ходьба - упражнения на расслабления). Также перед выполнением упражнений со скакалкой следует несколько упражнений для разминки ног.

В упражнениях со скакалкой можно условно выделить следующие группы упражнений:

махи и круги,

прыжки,

переводы,

броски,

Различают упражнения с короткой и длинной скакалкой. Короткая представляет собой резиновый шнур длиной 2-3 метра, длинная- 4-5 метров и диаметром до 1см. Упражнения с длинной скакалкой наряду с вышеперечисленными качествами развивают реакцию, воспитывают чувство ритма и темпа.

Основными терминами упражнений со скакалкой являются:

- прыжок (небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением);

- двойной прыжок (два пружинящих прыжка);

- основной и промежуточный (прыжок меньший по амплитуде).

При подборе скакалки нужно учитывать рост занимающего. Проверяя длину скакалки надо вставать на середину скакалки (рис.1) и натянуть ее кверху. В этом положении кисти должны касаться подмышечных впадин.

рис.1

Комплекс ОРУ со скакалкой

1. и.п.- скакалка сложенная вдвое за головой

1-2 - встать на носки скакалка вверх

3-4 - и.п.

 

2. и.п.- стоя на скакалке, концы ее в согнутых руках

1 - выпад левой, руки в стороны

2-3 - пружинящие сгибание левой ноги

4 - и.п.

5-8 - то же с правой.

 

3. и.п. - концы вдвое сложенной скакалки в обеих руках, скакалка натянута сзади

1-2 - присед руки выкрутом вверх

3-4 - и.п.

 

4. и.п.- концы вдвое сложенной скакалки в двух руках сзади

1-3 - три пружинящих наклона согнувшись отводя скакалку вверх

4- и.п.

5-7 - три пружинящих наклона назад, 8 - и.п.

 

5. и.п.- руки вверх со скакалкой сложенной вчетверо.

1-2 - поворот туловища влево сгибая руки скакалка за голову.

3-4 - и.п.

5-8 - то же вправо

 

6. и.п. скакалка сзади под пяткой левой ноги

1-3 - переднее равновесие на правой с помощью скакалки

4- и.п

5-7 - переднее равновесие на левой

8- и.п (рис. 2)

рис. 2

 

7. и.п. - концы скакалки в двух руках, скакалка сзади

1-4 - полуприсед с кругом левой рукой за спиной вправо и, продолжая его перед лицом влево закончить движение руки в стороны, скакалка впереди.

5-8 - круг левой рукой по дуге вперед-вправо продолжая его за спиной влево, перевести скакалку за спину и закончить движение руки в стороны (рис. 3)

 

8. и.п. - скакалка впереди, концы ее двух руках

1 - соединяя кисти и сгибая руки круг скакалкой слева книзу в боковой плоскости

2 - круг скакалкой справа книзу

3-4 - повторить то же (рис. 4)

 

9. и.п.- сед руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх

1-2 - наклон вперед, касаясь пола за носками

3-4 - и.п.

10. и.п. - сед руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх

1-2 - сгибая ноги перемах двумя через скакалку, сед скакалка под ногами

3-4 - перемахом назад и.п. (рис. 5)

рис. 3 рис.4 рис.5

11. и.п.- сед ноги врозь, скакалка сложенная вдвое сзади

1-2 - выкрутом назад наклон вперед

3-4 - и.п

 

12. и.п.- лежа на спине, скакалка за головой сложенная вдвое

1-2 - наклон вперед касаясь скакалкой носков

3-4 - и.п.

 

13. и.п.- лежа на животе скакалка сложенная вдвое за спиной

1- отводя скакалку назад наклон назад

2-3 - удержание заданного положения

4- и.п.

 

14. и.п.- сед ноги врозь скакалка сложенная вчетверо за головой

1-3 - три пружинящих поворота туловища влево

4- и.п.

5-8 - то же вправо

 

15. и.п. - концы скакалки в двух руках, скакалка сзади

1-16 - прыжки выпрямившись, вращая скакалку вперед (рис. 6)

 

17. и.п.- скакалка впереди концы в двух руках

1-2 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку назад

3-4 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку назад скрестно (сделать серию прыжков)(рис. 7).

рис. 6 рис. 7

 

16. и.п.- скакалка сзади концы ее в двух руках

1-2 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку вперед

3-4 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку вперед скрестно (рис. 8)

17. и.п.- скакалка сзади, концы ее в двух руках

1- вращая скакалку вперед прыжок толчком левой на правую, согнув левую.

2- шаг левой назад

3-4- то же, далее сделать с левой (рис. 9)

рис. 8 рис. 9

 

18. Построение в колонну по четыре, интервал и дистанция 1,5 метра. Каждая пара в шеренге имеет одну скакалку. Партнеры из 1-й и 3-й колонн держат правой рукой один конец скакалки, из 2-й и 4-й колонн берут другой ее конец левой рукой.

и.п.- о.с.

1-4 - четыре вращения скакалки вперед

5-8 - стоящие в 1-й и 3-й колоннах с поворотом направо кру гом (спиной к основному направлению) встают под вращающуюся скакалку и выполняют 4 прыжка выпрямившись

9-12- с поворотом направо кругом прыгавшие возвращаются в и.п продолжая вращать скакалку.

13-16- стоящие во 2-й и 4-й колоннах с поворотом налево кругом, к основному направлению, выполняют 4 прыжка выпрямившись и т.д. (рис. 10).

рис. 10

 

19. и.п. то же, что и в упражнении 18

1-4 - четыре вращения скакалки вперед

5-8 - в 1-й и в 3-й колоннах выполняют прыжки с поворотом направо кругом, во 2-й и в 4-й колоннах выполняют прыжки с поворотом налево кругом под вращающейся скакалкой спиной к основному направлению, взявшись за руки

9-12 - с поворотом направо (налево) кругом выбежать из-под скакалки, встать лицом к основному направлению.

13-16-продолжать вращение скакалки (рис. 11)

рис. 11

20. и.п. - то же

1-4 - вращение скакалки вперед

5-6 - стоящие в 1-й и в 3-й колоннах с поворотом направо кругом два прыжка выпрямившись

7-8 - с поворотом направо правым плечом к основному направлению выполнить два прыжка

9-12- возвращение в и.п., продолжая вращение скакалки.

13-16-стоящие во 2-й и 4-й колоннах повторяют то же с поворотом налево (рис. 12).

рис. 12

23. и.п. - стойка лицом друг к другу на расстоянии полушага.

1-й держит скакалку, 2-й руки вниз (или держится за пояс партнера), выполнение прыжков со скакалкой вдвоем.

 

Прыжки с длинной скакалкой.

1. Прыжки через качающуюся скакалку

и.п.- руководители покачивают скакалку (размах до 1 метра) на высоте ступни.

- перепрыгивание произвольно через скакалку (с одной ноги, с разбега).

- перепрыгивание после 3-х, 2-х, 1-го качания, толчком одной, двух ног.

- с дополнительным движением рук, поворотами.

Усложнение: выполнять вдвоем, втроем и т.д., перепрыгивать через две параллельно качающиеся скакалки.

 

2. Пробегание под вращающейся скакалкой.

и.п.- скакалка вращается медленно большим кругами от головы к ногам занимающегося который стоит на расстоянии шага от вращающейся скакалки.

- пробежать произвольно после любого количества вращений (в момент вбегания скакалки над головой).

- пробежать после определенного количества вращений.

- пробегание в парах.

- пробегание через 2-3 скакалки.

 

3. Вбегание под вращающейся скакалкой прыжки через нее.

и.п.- скакалку вращают от головы к ногам.

- вбежать следом за скакалкой на место касания ею пола после 3-х вращений, на 4-ое перепрыгнуть через скакалку и тотчас выбежать вперед (место перепрыгивания обозначить мелом).

- то же выполнить после 2-х вращений, затем на каждое.

- перепрыгнуть 2,3,4, раза и выбежать.

Усложнение: с различными положениями рук, с хлопками, с поворотами, разведением ног. Далее выполнение парами (вбегание поочередно друг за другом) после определенного количества вращений.

Например: Двое одновременно вбегают и делают три подскока с поворотом на 180о и одновременно выбегают спиной вперед.

 

4. Прыжки с двойной скакалкой

Двойная скакалка Дабл-Дач - очень увлекательна и полезна.

Двое ведущих, держа в вытянутых вперед руках концы скакалок, крутят их с частотой один оборот в секунду. Каждая скакалка движется через внешнюю сторону вверх и через внутреннюю вниз. Круги выполняются последовательно: одна скакалка вверху вторая внизу т.е. максимальное расхождение в 180о на вертикальной плоскости, а встречное движение скакалок происходит на горизонтальном уровне. Прыгающему надо вбежать в круг, образованный двумя скакалками, вслед за ближней, которая пройдя перед лицом уходит вниз, а дальняя поднимается вверх. Вбегать вначале лучше под острым углом.

Усложнение: прыжки с поворотами, группами (рис.13)

рис. 13

Соревнования по Дабл-Дач проводят по двум программам: индивидуальной и командной.

Индивидуальная программа (выполняемая с одной обычной скакалкой) предназначена для личных соревнований на скорость: кто совершит больше прыжков за 2 минуты.

В командных соревнованиях (с двумя скакалками, вращающимися навстречу друг другу) выполняют две программы: обязательную и произвольную. Соревнуются команды одиночные (из 3-х девочек, одна из них прыгает, по очереди) и двойные (для 4-х человек, прыжки выполняют двое одновременно, синхронно).

Обязательная программа единая, но для ее выполнения одиночной команде отводится 30 секунд, а двойной - 40 секунд. За это время надо после сигнала к началу выполнения упражнения вбежать под вращающуюся скакалку, сделать 2 поворота направо, прыгая на правой, 2 поворота налево, прыгая на левой ноге, выполнить 2 прыжка в положении ноги скрестно правая впреди, 2 прыжка в положении ноги скрестно левая впереди, 10 беговых шагов на месте, поднимая колено маховой ноги не ниже уровня тазобедренного сустава, успеть своевременно выбежать из-под скакалок. Угол входа в скакалки и выхода из них для всех участников равный (примерно 45о).

Произвольная программа предусматривает осуществление в течение 60 секунд, любой композиции с обязательным выполнением 3-5 сложных прыжков, поворотов. Можно использовать различные предметы (мячи, обручи, малые скакалки).

В соревнованиях для двойных команд девочки, выполняющие -прыжки, могут действовать вместе и поочередно (вбегая в скакалки и выбегая из них без перерыва).

ПРАВИЛА:

При выполнении прыжков запрещается:

- касаться веревки при вбегании и выбегании, в прыжках

- наклонять голову и туловище,

- изменять положение рук (их надо держать на уровне груди, локти вниз),

- отходить от середины вращающихся скакалок (если это произошло надо восстановить положение в течение 3 секунд, тогда ошибка не засчитывается).

Участницы, которые вращают скакалки, должны соблюдать следующие правила:

- до сигнала к началу упражнения стоять прямо, скакалки лежат на полу,

- при вращении веревок движения рук должны быть ограниченными, нельзя ими “подыгрывать”,

-если веревка остановилась или задержала прыгающего, надо исправить положение не более чем за 5 секунд. Нарушение этого условия считается ошибкой,

- если скакалки брошены, засчитывается ошибка,

- если выскочили из рук, надо быстро поднять их и продолжить соревнования,

- если по условиям соревнований прыжки выполняют через одну веревку (скакалку, нельзя крутить ее двумя руками),

- скакалки при вращении не должны соприкасаться,

Длина скакалок для одиночных команд не менее 3 метров, для двойных команд - 4 метра.

Соревнования судит жюри. В командных соревнованиях побеждают участники, допустившие меньше ошибок и получившие более высокие оценки за сложность произвольной программы (порядок оценки по произвольной программе предварительно обговаривают организаторы соревнований и участники).

Эстафеты со скакалками

1.Успей пробежать:

Команды выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2-3 метра от средней линии. На этой линии против каждой команды ставятся по двое ведущих, вращающие длинные скакалки в направлении снизу от участников. По сигналу игроки поочередно пробегают под скакалкой, стараясь не задеть ее. Пробежавшие участники выстраиваются в колонну на противоположной стороне площадки, Выигрывает та команда, которая выполнила задание первой с меньшим количеством ошибок.

Варианты эстафеты: 1) Участники пробегают парами, втроем; 2) по времени

2. Попрыгаем вместе:

Команды выстраиваются под углом к средней линии на которой ведущие вращают скакалку в обусловленном направлении. По сигналу к скакалке подбегает первый участник и выполняет указанное количество прыжков (3-5) и прибегает обратно. То же повторяет второй и т.д. Выигрывает та команда, которая выполнила задание 1 с наименьшим количеством ошибок.

Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры при проведении спортивно-показательных выступлений. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной красивой осанки, походки.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правофланговому нижнему углу. Соответственно различают и другие точки зала (рис.1). Для пользования строевыми упражнениями выведены основные понятия о строе.

 

Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг – правая или левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Фронт – сторона строя, в которую обращены учащиеся лицом.

Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя равен ширине ладони между локтями стоящими рядом учащихся.

Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий – учащийся, двигающийся в колонне первым.

Замыкающий – учащийся двигающийся в колонне последним.

Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.