Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6




Рис. 5. Жизненный цикл инновационного процесса

позволит говорить о правильности собственно инновационного процесса.

Выделяются следующие стадии (фазы) инновационного процесса:

1) фундаментальная наука;

2) прикладные исследования;

3) опытно-конструкторские разработки;

4) первичное освоение (внедрение);

5) широкое внедрение (собственно распространение нововведе- ния);

6) полное использование;

7) устаревание.

На каждой стадии инновационные процессы имеют различные цели, поэтому для их регулирования применяются различные методы. Роль государства особенно значительна на первых пяти стадиях. При этом на первых трех стадиях речь идет об управлении НИОКР, а в двух последних - об управлении техническим развитием. В шестой фазе управлением занимаются, главным образом, рыночные структуры, а государству принадлежит роль координатора. В седьмой фазе государство готовит “рыночные ниши” для других инноваций посредством “разъяснения” ситуации и инициирования восприятия нового.

 

3.3. Фундаментальные исследования

Это - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества.

Фундаментальные исследования являются исходной базой для прикладных исследований. Фундаментальное исследование - трудовой процесс, направленный на открытие нового, неизвестного прежде явления. Особенность - невозможность заранее определить конечный

результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.

Фундаментальные исследования в общем виде включают 5 основных этапов:

1) выдвижение предварительной гипотезы, постановка задачи на основе имеющейся информации; установление цели исследования, способов ее достижения, требований и ограничений;

2) создание методики установления истинности гипотезы (анализ задачи, разработка программы эксперимента);

3) организация эксперимента;

4) основной этап - собственно теоретическое исследование (уточнение гипотезы с учетом анализа результатов эксперимента);

5) заключительная фаза - отбор информации для начала научно- производственных циклов (инновационных) - это промежуточное звено между ФИ и прикладными.

Для ФИ характерен межотраслевой, множественный характер результатов.

Конечным результатом фундаментальных исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчетах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования). На втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д. (результатов), пригодных для практической реализации. При этом выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сферы их первоочередного использования.

Фундаментальные исследования могут быть как теоретическими (качественные, например, диалектика, и количественные -математические), так и экспериментальными (изучение свойств твердого тела, жидкости, газа, плазмы, живой природы, общества с помощью физических, химических, биологических, психологических, экономических и т.п. методов).

Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений. Их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (30-40 лет) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (условия), определяющая долговременные тенденции научно-технического развития.

3.4. Прикладные исследования.

Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.

Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:

1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования. Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;

2) теоретическое исследование - выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;

3) экспериментальный этап (опытная проверка);

4) обобщение и оценка результатов НИР.

После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.

Патентные исследования - основа оценки технического уровня НИР.

ПИ классифицируются по целям:

1) разработка новых средств труда - оборудования, приборов, средств автоматизации;

2) предметов труда - веществ и материалов, товаров;

3) технологических процессов;

4) методов организации производства и труда, систем управления, нормативов и стандартов.

По масштабам использования (н/х отрасль, подотрасль, предприятие).

Организация технико-экономической разработки нововведений на стадии ПИ включает:

· техническое предложение и ТЗ на разработку;

· эскизных проект;

· изготовление лабораторных и опытных образцов (партий);

· создание рабочей документации на опытный образец;

· конструкторские разработки (детали, сборочные единицы, комплекты), конструкторские документы (чертежи, спецификации);

· патентный формуляр;

· внедрение.

Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального поискового исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.

Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.

 

3.5. Технико-экономические разработки.

Технико-экономические разработки - изготовление (на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки) научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Различаются разработки по видам: конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно-изыскательские (для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).

Эта фаза включает опытное производство - изготовление первых образцов изделий, или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию. Проверка результатов конструкторских и технологических разработок в той или иной форме нужна для последующего воспроизведения новшества в более широких масштабах. Для организационных разработок такую же роль играет экспериментальная проверка нововведения в ограниченных масштабах. Хотя по функциональному содержанию разработка и ее опытнаяпроверка существенно различны, во времени они протекают большей частью параллельно. Примерно 60% разработок заканчиваются созданием проектно-конструкторской документации, а 28% - созданием лабораторных, опытных и макетных образцов и схем изделий.

3.6. Первичное (пионерное) освоение нововведений.

Первичное (пионерное) освоение нововведений - это внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает три случая (варианта):

1) индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов;

2) достижение проектной мощности и проектного объема использования новшества;

3) достижение проектной социально-экономической эффективности нововведения.

В первом случае речь идет о техническом освоении, во втором - о производственном и в третьем - об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты научно-технического развития.

Освоение нововведения начинается с принятия решения о подготовке производства к новшеству на основе предшествующих испытаний опытных образцов или математических моделей, анализа рыночной конъюнктуры.

Производственно-техническое освоение включает:

· разработку технологического и организационного проекта;

· разработку и утверждение (согласование) цен, технических условий, стандартов, нормалей, норм расходов ресурсов и т.д.;

· конструирование и изготовление оснастки;

· заказ, изготовление и монтаж нового оборудования;

· подготовку строительства;

· строительные и монтажные работы;

· подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для эксплуатации нововведения;

· перестройку организации и оплаты труда.

Организационно-техническая подготовка производства является наиболее трудоемким этапом внедрения, и, в первую очередь, подготовка и переподготовка кадров. Сокращает сроки внедрения система консалтингового и внедренческого сервиса. Заканчивается этот этап освоения изготовлением и испытанием первой промышленной серии (промышленного образца) либо пуском (вводом в эксплуатацию) объекта, принимаемого соответствующей комиссией (заказчиком).

Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности и экономических показателей: материало- и энергоемкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи. На этой стадии освоения производятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочетов: по повышению квалификации кадров, по увеличению серийности производства, а главное - по более полному учету запросов покупателя (спроса).

Экономическое освоение во многом определяется уровнем организации этого процесса. Активизация человеческого фактора, формирование необходимого (соответствующего) климата нововведения. Цель - сократить сроки внедрения и увеличить масштабы освоения. Это - трудоемкий процесс.

В США затраты на внедрение в 10 раз выше, чем в исследования, и в 3 раза, чем в разработку техники. В фирмах создаются специальные фирмы по внедрению и распространению нововведения.

 

3.7. Распространение нововведений.

Распространение нововведения, или диффузия есть его экономическое освоение в широком масштабе на предприятиях, где это эффективно. При этом распространяется информация о новшестве (реклама), тиражируется соответствующая документация, новая оснастка, оборудование и т.д.

Проводится обучение кадров, составляются и реализуются бизнес-планы освоения, учитывающие специфику конкретных предприятий и опыт использования нововведения.

На этом этапе имеют место дополнительные разработки, особенно технологические и организационные. А главное - на этом этапе экономический потенциал нововведения превращается в реальный эффект. Распространение новшеств относится к сфере научно-технического развития. В противном случае процесс “исследование-производство” нельзя считать завершенным.

 

3.8. Эффективное использование и устаревание нововведения.

 

Фаза жизненного цикла нововведения - его эффективное использование сначала на первом, а затем и на остальных этапах характерна постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта от нововведения.

Заключительная фаза - устаревание завершает весь жизненный цикл нововведения. Она начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.

 

3.9. Научно-производственный цикл.

Процесс “исследование - производство” включает два замкнутых цикла: 1) цикл фундаментальных исследований и 2) научно-производственный цикл. Цикл фундаментальных исследований относится к непроизводственной сфере и может иметь своим результатом целый класс нововведений в различных областях. Научно-производственныйцикл включает процесс создания, освоения и распространения конкретного нововведения на основании фундаментального исследования.

Наряду с генеральным, целенаправленным движением от науки к производству, немаловажное значение имеет и обратный поток информации, вызывающий необходимость в дополнительных исследованиях и разработках, выборе новых тем фундаментальных исследований, перестройке программ обучения кадров.

Показатель завершенности научно-производственного цикла (Кзав.) отражает долю прикладных исследований, которые завершились освоением и распространением нововведений (РП) на всех участках, где это эффективно:

РП

К = -------, где

ПИ

РП - количество исследований, которые завершились освоением и распространением;

ПИ - количество всех прикладных исследований.

Для того, чтобы учесть не только число тем ПИ, которые завершились широким внедрением, но и их значимость, целесообразно оценивать темы по сметной стоимости, а не по числу наименований. По данным развитых стран, в первом случае этот коэффициент составляет примерно 0,6, во втором - 0,85. В то же время нельзя считать цикл завершенным, если эффективная разработка отраслевого и межотраслевого значения освоена только на 1-2 предприятиях.

Показатели обновления научно-производственных циклов характеризуют интенсивность замены продукции, оборудования, технологии и т.д. в результате нововведения. В 1985-90 гг. ежегодный темп обновления продукции машиностроения увеличился с 3,1 до 13% (т.е., сколько процентов заменено, обновлено).

Для характеристики качества управления научно-техническим развитием применяют показатель соотношения фактической и нормативной длительности научно-производственного цикла (Кдл.):

 

Дл. факт.

Кдл. = -------------, где

Дл.норм.

Дл.факт и Дл.норм - соответственно фактическая и нормативная (предельная) длительность цикла в месяцах. Последняя определяется сроками устаревания нововведений. Сокращение продолжительности цикла в масштабах страны на один год дает, например, по машиностроению до 5 млрд. ам. долл. только прямой экономии.

3.10. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

Предельная длительность цикла определяется сроками обновления техники в связи с ее экономическим, экологическим и социальным устареванием.

Экономическое устаревание техники характеризуют неудовлетворительным снижением стоимости ее воспроизводства (на основе уменьшения издержек производства и эксплуатации, а также расширения масштабов сбыта и повышением эффективности новых поколений и моделей техники. Сроки морального износа техники в начале ХХ в. составляли в среднем 30-50 лет, в 30-х годах 20-25 лет, в 50-х - 12-15 лет, в середине 80-х годов 7-9 лет. Таким образом, каждые четверть века они сокращались вдвое.

Экологическое устаревание техники обусловлено ее несоответствием новым требованиям охраны окружающей среды (воздушного и водного бассейнов, почвы и т.д.) и использования природных ресурсов.

Социальное устаревание связано с изменением общественной оценки потребительной стоимости техники в процессе ее эксплуатации. Речь идет об эргономических и инженерно-психологических требованиях, направленных на улучшение условий и содержательности труда.

Обновление техники - это намечаемый процесс ее замены на более эффективную с учетом физического износа, экономического, экологического или социального устаревания.Большое значение имеет согласование сроков износа, всех видов устаревания техники, сокращение разрыва между ними. Нет смысла повышать долговечность машины за пределы того срока, когда ее все равно придется заменять по экономическим, экологическим или социальным соображениям.

Устаревание знаний, в отличие от техники, не связано с удешевлением производства. В то же время, выдвижение и обоснование новых технических идей может привести к нецелесообразности разработки ранее сделанных открытий и изобретений в этой области. Срок жизни технических идей в современных условиях составляет 6-8 лет. Прикладные исследования и разработки полностью устаревают за 5-10 лет. Поэтому для того, чтобы период эффективного использования нововведений составлял не менее 1/4 их жизненного цикла (иначе затраты на научно-техническое развитие не окупаются), научно-производственный цикл не должен превышать 1-3-х лет. В США сроки разработки и освоения приборов составляют 6-18, а химических продуктов 30-40 месяцев, а срок строительства промышленных предприятий 16-24 мес. Освоение их мощностей происходит уже в процессе строительства или в течение небольшого пускового периода. В результате смена технологии и номенклатура оборудования происходит за 5-7, а в ведущих отраслях - за 3-5 лет.

Полный цикл крупных нововведений в развитых странах составляет не менее 10 лет. При этом постоянно требуется авансирование денежных средств в крупном масштабе и на продолжительное время.

Предельная длительность цикла определяется, прежде всего, сроками морального износа и обновления продукции, а не спецификой проектирования и подготовки производства конкретных машин. Продолжительность фундаментальных и прикладных исследований сильно различается. Это связано с различиями в сложности нововведения, с уровнем организации работ в данной фирме, с рыночной конъюнктурой и др.

 

3.11. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

Оценка использования времени процесса “исследование - производство” производится через соответствующий коэффициент (Ки-п), который рассчитывается как отношение суммарной трудоемкости фаз исследований и организационно-технических разработок (ФИ+ПИ+Р) к его общей продолжительности (ИП), то есть к периоду от начала исследования до освоения и распространения исследования на все предприятия:

ФИ+ПИ+Р

Ки-п= -----------------, где

ИП

ФИ - фундаментальные исследования,

ПИ - прикладные исследования,

Р - организационно-технические разработки.

Приближение Ки-п к единице указывает на уменьшение непроизводительных потерь времени, связанных с ожиданием решений о начале следующей фазы цикла, а также с сокращением сроков освоения и распространения нововведения, которые в наибольшей степени зависят от организационных факторов и общего уровня квалификации работника и в идеале могут быть сведены к минимуму.

В середине 80-х гг. средняя продолжительность фундаментального исследования в СССР составляла 4,5 года, прикладного - 3,1 года, разработки - 3,0, внедрения и освоения - 6,6 лет, а научно-производственного цикла в целом 8-10 лет. Треть общей продолжительности цикла приходилась на перерывы между фазами, связанные с ожиданием управленческих решений (25%) и материально-технического обеспечения (10%). К началу 90-х гг. срок разработки образцов составлял в среднем 2,2 года. Но каждый третий из них осваивался в производстве через 3 года и более. Почти треть выпускаемых изделий была запущена в серию более 10 лет назад.

3.12. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла определяется коэффициентом (Кнпц), который рассчитывается как отношение времени эффективного использования нововведения к общей продолжительности жизненного цикла:

Иэф

Кнпц= ---------------------------, где

ПИ+Р+О+РП+И

 

Иэф - время эффективного использования,

ПИ - прикладные исследования,

Р - разработки,

О - освоение,

РП - распространение,

И - использование.

Увеличение Кнпц свидетельствует об увеличении периода, в течение которого нововведение приносит реальный эффект. Кроме того, величина Кнпц зависит от новизны научно-технического принципа, на котором основано нововведение, от насыщенности рынка и динамики спроса. Наибольший срок эффективного использования (Иэф.) характерен для прогрессивных технологий и техники, основанной на новейших научных открытиях. Кнпц при новой технике, воплощающей открытия и изобретения, основанные на новых технологических принципах, оказывается большим, чем при внедрении техники, материализующей усовершенствования уже известных принципов. Однако, принцип, устаревший в одной сфере, может представлять существенную новизну для другой. В частности, целесообразно использование опыта новейших отраслей оборонной промышленности при производстве гражданской продукции.

В ХIХ в., по данным зарубежных науковедов, только от завершения исследования до начала практического применения его результатов проходило несколько десятилетий. Для фотографии - 112 лет (1727-1839 гг.), для телефона - 56 лет (1820-1876 гг.), радио - 35 лет (1867-1902 гг.) и т.п. В первой половине ХХ в. этот срок сократился до 10-15 лет (радар 1925-1940 гг.), телевидение (1922-1934 гг.), а во второй - до 3-5 лет (транзистор 1948-1953 гг., лазер 1956-1961 гг., интегральные схемы 1958-1961 гг.) и т.д.

Для циклов конца ХIХ в. (получение алюминия, первых синтетических смол и пластических масс, создание автомобиля, промышленное замораживание пищевых продуктов) отношение предпроизводственной части цикла (52 года) к фазе освоения (6 лет) составило 8,7(52/6=8,7); первой половины ХХ в. (самолет, электронные лампы, синтетический каучук, антибиотики, ЭВМ, синтетические волокна, программные станки, полупроводники, атомные станции) - 2,2 (12,8/5,9=2,2), а для второй половины ХХ в. (быстрое замораживание и обезвоживание пищевых продуктов, печатные схемы и т.д.) - 0,7 (3/4,5=0,7).

3.13. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

На этапах маркетинга и разработки программ и проектов нововведений сокращение длительности цикла - одна из главных проблем экономики нововведений. Основным отрицательным фактором является незавершенность (остановка на стадии опытного образца или первичного внедрения) научно-производственного цикла, которая имеет три причины:

1) устаревание первоначальной научной информации;

2) недостаточная подготовленность разработки к освоению, отсутствие достоверной опытной проверки;

3) недостаточная актуальность самой идеи, отсутствие ясно сформулированной и закрепленной в программе работ и бизнес-плане конечной цели цикла, неудовлетворительный экономический анализ и необоснованное распределение ресурсов между участниками цикла.

Все эти факторы имеют в основном, организационно-экономическую природу. С научными и технологическими проблемами было связано только 13% неудач.

Первый путь - усиление роли маркетинга, анализ потребностей в нововведении по его конечному результату, изучение, прогнозирование и формирование рынка сбыта. Прежде чем разрабатывать и выпускать любую продукцию, надо четко установить: кому и для чего она нужна и в каких условиях будет эксплуатироваться. Создание новой продукции должно всегда начинаться со сбора информации о спросе на нее, о рынке сбыта. При этом согласование интересов производителей и потребителей осуществляется на основе анкетирования, опросных листов. Применяется также метод непосредственного наблюдения на местах эксплуатации, который позволяет разработать нормативы технического обслуживания и ремонта изделий, рекомендации по повышению их надежности, уточнить действительную потребность в дорогостоящих специальных материалах.

Следующий путь - разработка комплексной программы, охватывающей все фазы научно-производственного цикла, начиная с разработки технического задания, до организации обслуживания будущего изделия. Эта программа для крупных нововведений предусматривает сотрудничество с зарубежными фирмами и согласованные задания контрагентам на поставку материалов, комплектующих изделий, оборудования и т.д., в том числе и тех, которые к моменту разработки программы не выпускались.

Недоработка конструкций и технологических процессов - одна из важнейших причин незавершенности циклов. Возникают неизбежные переделки, корректировки технической документации, имеет место низкая надежность данных.

Третий путь - комплексно-совмещенная организация проектирования нововведений. При комплексно-совмещенной организации цикла конструкторы работают совместно со специалистами по маркетингу, технологами и производственниками. Это позволяет передавать проект на последующие стадии не после его окончательного утверждения, а по частям, начиная с наиболее трудоемких для подготовки производства элементов. Техническая документация поступает во все подразделения ритмично и комплектно для соответствующего узла или пускового комплекса. Это требует гораздо более высокой квалификации и ответственности специалистов.

Совмещение стадий проектирования, подготовки и строительства при выделении финансирования на объект в целом, а не только на очередной год, позволяет сократить срок от начала разработки проекта до технического освоения вдвое по сравнению с нормативом.

Четвертый путь - комплексная компьютеризация исследований и разработок. Важнейшим средством ускорения исследований и разработок при одновременном повышении их качества (на основе многовариантных расчетов) является комплексная компьютеризация. Она охватывает замену натурных экспериментов вычислительными (исследование моделей на ЭВМ), автоматизацию эксперимента, поиска информации, вычислительных, чертежных, множительных и оформительских работ, на которые приходится до 70% общей трудоемкости НИОКР. Автоматизированные рабочие места (АРМ), соединенные с централизованными банками данных и оснащенные графопостроителями, сокращают сроки проектирования вчетверо, улучшая на 20-25% технико-экономические показатели нововведения и сокращая число ошибок и переделок. Системы автоматизированного проектирования (АПР) позволяют в короткие сроки выбирать оптимальные структурные, кинематические и эксплуатационные параметры изделия, получать данные о технологических процессах-аналогах на передовых предприятиях с указанием структуры операций, норм расхода материалов и рабочего времени, необходимой оснастки и т.д. Оптимальная конструкция и технология определяют высокое качество и эффективность нового изделия и уменьшают на 20-25% затраты на его изготовление.

Компьютеризация позволяет резко увеличить выпуск техники по индивидуальным заказам, что особенно важно в условиях регулируемой рыночной экономики.

 

Литература

 

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

 

План практических занятий

 

1. Нормативно-правовая база инновационного процесса.

2. Сущность инновационного процесса.

3. Исследовательский аппарат инновационной деятельности (структура инновационного процесса, алгоритм инновационного процесса).

4. Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного про-

цесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.

5. Исходный методологический прием анализа «инновационных систем».

6. Иерархия факторов в системе фундаментальных исследований.

7. Иерархия факторов в системе прикладных исследований.

8. Содержание технико-экономических разработок.

9. Механизм первичных (пионерных) освоений нововведений.

10. Условия распространения нововведений.

11. Эффективное использование и устаревание нововведения.

12. Научно-производственный цикл.

15. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

16. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

17. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

18. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

 

Литература

 

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Сп/б.: Питер, 2000., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

 

 

Раздел 2. Организация инновационной деятельности

 

Тема 4. Система инновационного менеджмента

 

 

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

 

План

 

4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инно-вационного менеджмента.

4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента.

4.3. Национальна система государственного регулирования инно-вационной деятельности.

4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.

 

4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект

инновационного менеджмента

Все глобальные перемены в жизни общества связаны с инновационной деятельностью. Различают две основные формы инновационного предпринимательства: создание, приобретение и использование новшеств в экономическом обороте (инновационное предпринимательство) и производственный маркетинг (рыночное предпринимательство).

Инновационный процесс в содержательном плане представляет собой отражение задач инновационного предпринимательства. Различают три формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный);

- простой межорганизационный (товарный);

- расширенный.

Натуральный используется в одной фирме. Товарный – используется в товарно-денежных отношениях и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления.

Расширенный – предполагает нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что в условиях конкуренции способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции.

Переход простого инновационного процесса в товарный осуществляется в две фазы: создание и распространение новшества,

диффузия новшества.

К сожалению, механизмы стимулирования диффузии нововведений недостаточно развиты, именно поэтому развитие инновационно - технологической деятельности (ИТД) приобретает особую важность и актуальность.

ИТД важно располагать не просто новыми технологиями, а именно технологиями рыночной ориентации, т.е. способными к воспроизводству конкурентоспособных товаров на рынке. Рыночная коммерциализация технологий невозможна без инвестиций, а вместе они образуют единую схему, обязательными компонентами которой должны быть перспективные технологии, рынок инновационно - технологических продуктов, профессионально подготовленный персонал, материально-технические ресурсы и информационные ресурсы, финансы, законодательство, инновационная инфраструктура, базовые элементы которой представляют конкретные организации (юридические лица), удовлетворяющие определенному набору требований.

Как известно, важнейшим элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно - технологические центры. Чтобы инновационные организации были конкурентоспособны в условиях открытого рынка и свободных цен кроме различных производственных ресурсов и направлений деятельности, им необходим специальный механизм – инновационный менеджмент по все цепочке инновационного процесса.

Таким образом, объектом инновационного менеджмента выступает ИТД, полный жизненный цикл которой реализуется в инновационно - технологических центрах – структурных элементах инновационно - индустриальной системы.

Чтобы поддержать и активизировать деятельность по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере, необходимо объединение (интеграции) организационных, финансовых и других ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики.

Инструментом такой интеграции и концентрации всех необходимых ресурсов на приоритетных направлениях и задачах ИТД служит система инновационного менеджмента ИТЦ.

 

4.2. Понятие, цель и задачи системы

инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.

Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования.

Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно - технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.

СИМ представляет собой сложную организационно - распределенную технологическую систему, действующую в определенной производственной (политической, экономической, социальной) среде, в определенных экономических и правовых условиях. Из приведенного определения видно также, что оно отражает влияние на ИТД различных подразделений (структур), находящихся на разных уровнях управления (менеджмента) как в период создания инновационной продукции, так и во

время ее использования в процессе рыночной коммерциализации.

Введение в рыночный и практический оборот понятий «жизненный цикл продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае – инновационной) позволяют рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента:

1) функции системы инновационного менеджмента;

2) последовательной движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации;

3) дифференцирующие управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии);

4) перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ.

Изучение общей модели СИМ связано с пониманием ее отдельных элементов, куда входят:

- цель создания и функционирования;

- основные задачи национальной инновационной системы (НИС);

- состав основных функций СИМ;

- перечень функциональных задач СИМ;

- технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления ИТД.

Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе:

а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий;

б) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС;

в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий.

Основными задачами национальной инновационной системы (НИС) являются:

- существование комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие;

- привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты техническую помощь;

- объединение и координацию действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС.

Задачи, которые необходимо решать для оптимизации состава основных функций СИМ состоят в следующем:

а) разработка и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий;

б) реформирование сети научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений;

в) осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров;

г) создание условий для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;

д) модернизация, усовершенствование, создание необходимых, организационных, экономических, нормативно-правовых информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиту и использование;

е) разработка и реализация системы мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающих проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне.

Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом:

- задачи ИТД;

- задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД;

- задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД.

Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования.

 

4.3. Национальна система государственного регулирования

инновационной деятельности

 

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу.

К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся:

1) правовое обеспечение;

2) нормативно-методическое обеспечение;

3) финансово-экономическое обеспечение;

4) материальное обеспечение;

5) информационное обеспечение и статистика инноваций.

Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях.

Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, предпринимательству и др.);

б) законы и нормативные акты по:

- стандартизации;

- метрологии;

- сертификации товаров и услуг;

- защите прав потребителей;

- антимонопольной политике;

- управлению качеством товаров;

- безопасности и охране труда и др.

в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды;

г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.

В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности.

Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации:

- своевременность;

- достоверность (с определенной вероятностью);

- достаточность;

- адресность;

- правовая корректность информации;

- актуальность информации.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

В структуру НТИ входят:

* Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ;

* Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ;

* Всероссийский центр научной и технической информации Российской Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки;

* Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ;

* Библиотека РАН;

* Библиотека по естественным наукам РАН;

* отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.

Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

- Инновационная активность предприятия;

- Источники информации об инновациях;

- Цели инновационной деятельности;

- Затраты на технологические инновации;

- Исследования и разработки.

- Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

- Технологический обмен.

- Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций;

- Результаты инновационной деятельности;

- Факторы, препятствующие инновациям.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике.

В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651.

Основными методами реализации инновационной политики государства выступают:

- формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности;

- внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке;

- обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры;

- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах;

- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся:

- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер;

- расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе;

- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.

 

4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной

деятельности.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельной организации.

Государственное регулирование основано на базе инновационных прогнозов (основные параметры инновационной деятельности), стратегий (приоритетные направления инновационной деятельности), выработке инновационной политики.

Приоритетные направления отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. (1998-2000 гг.) (2001-2005 гг.).

Был разработан Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. В 1999 г. Принят также Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ 1999 г.: «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно - технической деятельности» и др.

Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития

и федеральных целевых программ.

Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.

Программы технологического развития (ПТР) формируются в рамках стратегии развития отраслей народного хозяйства.

Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора; создаются различные условия для инновационной деятельности; государственная поддержка; информационная поддержка; финансовое регулирование; законодательная база.

Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инновационной деятельности – создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности.

Инновационный климат определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР.

Фундаментальные исследования (ФИ). Делятся на теоретические и поисковые. Результаты их невозможно непосредственно использовать на практике.

Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности служат фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.

Затраты на выполнение инновационных исследований включаются в себестоимость продукции.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуются в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги, (акции, облигации, векселя) эмитируемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

 

Литература

 

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.

 

2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

7. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

8. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).

 

План практических занятий:

 

1. Понятия «инновационно - технологическая деятельность» и «инновационно –технологические центры.

2. Элементы системы СИМ и ее основные задачи.

3. Национальна структура регулирования научно-технической деятельностью.

4. Структура органов научно-технической информации в Российской Федерации.

5. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность.

6. Основные методы реализации инновационной политики государством

 

Литература

 

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.

2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

7. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

8. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).

 

 

Раздел № 3. Методология инновационного менеджмента

 

Тема № 5. Функции и методы инновационного менеджмента

 

Лекция № 7

 

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.386 сек.