Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веберовская методология социального познания




ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МАКСА ВЕБЕРА.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА.

 

Вопросы:

1.Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893).

2.Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895).

3. Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897).

4. Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

 

1. Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893) [7].

 

Основатель французской социологии и классик мировой социологической мысли Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) родился во Франции в небогатой семье раввина. Несмотря на то, что он всю жизнь придерживался левых убеждений и был близок к социалистической партии, с марксистами он расходился радикально. Одним из пунктов разногласий было отношение к социальной революции: Дюркгейм был ее категорическим противником и выступал за постепенный, эволюционный путь развития. Другой, еще более важный пункт – отношение к религии, которую Дюркгейм рассматривал не как «опиум для народа», но как изначально фундаментальную основу духовной жизни вообще, из которой постепенно выделились все остальные формы духовной жизни и, в частности, даже наука. Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы.

Тема всего творчества Эмиля Дюркгейма – взаимоотношения между индивидами и коллективом. Þ Основной вопрос его творчества: как, каким образом разрозненная совокупность индивидов может образовать коллектив, общество? – Ответ: в основе общества лежит «солидарность» - окультуренный, проработанный «стадный инстинкт», «глубокая и взаимная потребность людей друг в друге».

Согласно Дюркгейму, существуют две последовательные основные формы солидарности – (I) механическая и (II) органическая; соответственно, социальный прогресс состоит в замене примитивной формы солидарности – механической – более сложной формой – солидарностью органической. Поэтому общественный прогресс – переход от «традиционного» общества к «индустриальному».

(I) Механическая солидарность лежит в основе сплоченности примитивного, традиционного общества. Это общество сплочено потому, что составляющие его индивиды еще не дифференцированы. Механическая солидарность – солидарность вследствие сходства. «Дикари» чрезвычайно похожи друг на друга (как отмечал еще капитан Кук), поскольку испытывают одинаковые чувства, имеют одни и те же привычки, ценности, религиозные представления: признают священным одно и то же. Механическая солидарность характерна для архаических (без письменности) обществ, где индивиды взаимозаменяемы.

(II) Органическая солидарность названа так по аналогии с органами живого существа. Каждый из них выполняет свою функцию, но все они функционируют в рамках единого организма. Сплоченность общества этого типа обусловлена дифференциацией – с одной стороны, - и развитой системой коллективного сознания – с другой. В этом пункте в творчестве Дюркгейма возникает понятие, которому будет суждено сыграть ключевую роль.

Коллективное сознание – «совокупность общих верований и чувств», которая образует особую систему, имеющую свою собственную жизнь. Коллективному сознанию присущи особые черты, выделяющую его в самостоятельную сферу реальности. Эта сфера и составляет предмет социологии, так же как сфера физической реальности составляет предмет физики, а сфера биологической реальности – предмет биологии.

Но за счет чего происходит переход от механической солидарности к органической? – За счет повышения плотности населения, утверждал Дюркгейм. Чем больше индивидов живут вместе, тем сильнее дарвиновская межвидовая борьба каждой особи за свое «место под солнцем». Противоречия эффективно разрешаются за счет дифференциации – отведения каждому индивиду его места в общественном разделении труда. Но соответственно увеличивается и нагрузка на общественное сознание, которое должно заботиться прежде всего о поддержании необходимого минимального уровня коллективного сознания.

 

2. Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895) [8].

 

После того, как Дюркгейм выделил коллективное сознание в качестве истинного предмета социологии, встал неизбежно вопрос о том, какими методами необходимо его исследовать. – И, в более общем случае, - какова специфика социологического познания?

В формулировке первого правила социологического метода Дюркгейм исходит из того, что социология, как и «естественные науки», – это объективная наука, ставящая своей целью описание и объяснение «социальных фактов». Но что такое социальные факты? - Это не просто некоторые «высказывания о вещах», некие констатации социальных событий. Это – ценности, обычаи, нравы, образцы поведения – все то, что относится в большей мере не к индивидуальному, а к коллективному сознанию. Социальные факты существуют «объективно», независимо от индивидуального сознания, о воли, желаний, стремлений, чувств отдельного человека. Люди приходят (рождаются) и уходят (умирают), но социальные факты остаются! Þ

(1) Первое правило социологического метода: социальные факты должны рассматриваться как вещи.

Далее, предмет социологии – социальная сфера – значительно отличается от других сфер. Это – особая сфера реальности со своими собственными законами. Поэтому и специфика проявления принципа причинности, принципа детерминизма в этой сфере должна состоять в следующем.Þ

(2) Второе правило социологического метода: причиной социального факта может быть только другой социальный факт. Чисто психологические объяснения в социологии «не проходят».

В итоге можно выделить два принципа дюркгеймовской методологии социального познания, обобщающих два его правила социологического метода.

(А) Натурализм (законы природы и законы общества аналогичны, похожи).

(Б) Социологизм (сфера социальной реальности относительно автономна от других сфер).

Т.е социология и похожа на другие науки, и одновременно обладает своей спецификой.

 

3. Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897) [9].

Как только Эмиль Дюркгейм сформулировал представления о предмете социологии и методах его изучения, встал вопрос о том, насколько самостоятельным и реальным является коллективное сознание. Для доказательства важности и необходимости его исследования Дюркгейм обратился к области явлений, казалось бы, максимально удаленной от общественного сознания – к анализу такого явления как «самоубийство». Казалось бы, нет ничего более индивидуального и изолированного от других людей, чем лишение себя жизни. Но статистика (а полицейская статистика, относящаяся к этому явлению, начала вестись во Франции с наполеоновских времен) убедительно говорит о том, что частота этого печального явления для разных социальных групп постоянна. Чем это можно объяснить?

- И в своей классической работе Дюркгейм показывает, что чисто психологическое («самоубийцы – психически больные люди») и вульгарно-социологическое (тардовская «теория подражания») объяснения «не проходят». Действительное объяснение: причины самоубийств – это общественные силы, изменяющиеся от общества к обществу и исходящие от групп, а не от отдельных индивидов. В каком-то смысле человек – игрушка в руках коллективных сил. Конечно, существуют психологическая и даже генетическая (врожденная) предрасположенности, но решающая роль – за социологическими причинами. Согласно Дюркгейму, социальные силы взаимодействуют относительно независимо от индивидов и проявляют свой деструктивный характер, находят «выход» в наиболее слабых из них.

В соответствии с балансом (соотношением) основных социальных сил Дюркгейм выводит три типа самоубийств: «эгоистическое» (когда индивид думает только о себе), «альтруистическое» (для кого-то) и «аномическое» (от слова «аномия – отсутствие твердых, устоявшихся норм и образцов поведения). Наиболее распространенным является аномический тип, особенно в периоды резких социальных трансформаций, связанных с переходом от одной системы общественных ценностей к другой. В этой ситуации от старых ценностей многие люди уже отказались, а к новым еще не пришли. Возникает ситуация «ценностного вакуума», когда жизнь отдельного человека утрачивает свой привычный «смысл» и связанную с ним «ценность». Неслучайно современная Россия возглавляет список стран, занимающих первое место по количеству самоубийств на 100 000 чел.

Впрочем, согласно Дюркгейму неслучайно развитие индустриальной цивилизации связано с постоянным ростом самоубийств (в 3-5 раз за 50 лет во время жизни Дюркгейма). Один из недостатков современного общества, по Дюркгейму, - «недостаточная интеграция индивида в коллектив», низкий уровень развития общественного сознания. Выход: развитие разных общественных организаций – церкви, профсоюзов и т.д.

 

4. Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» [10] (1912).

 

Цель работы: «разработка общей теории религии на основании анализа первичных и самых простых религиозных институтов». Исходный материал для Дюркгейма – австралийский тотемизм, религия австралийских аборигенов». Именно исследование самых простых форм религиозной жизни может позволить сделать выводы, справедливые и при анализе сложных религиозных форм, и создать структурную теорию генезиса религии, которая возникает из самой природы первобытного общества.

Главный вопрос, на который пытается ответить Дюркгейм, состоит в следующем: если религия порождена ошибкой или является формой галлюцинации, почему она столь универсальна и постоянна? «В действительности основной постулат социологии состоит в том, что созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане: иначе он не смог бы существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы в вещах сопротивление, которое не смог бы преодолеть».

Ответ на этот вопрос должен исходить из того обстоятельства, что религия – это социальный факт. Это выражается в том, что:

(1) она передается от поколения к поколению;

(2) в «закрытых обществах» их члены придерживаются одних и тех же верований;

(3) религиозные нормы и ценности носят обязательный характер.

Важнейшие социальные функции религии – создание сплоченного общества и формирование социальных идеалов. Поэтому

Религия – это способ, посредством которого общество рассматривает себя как нечто большее, чем совокупность индивидов, и с помощью которого оно поддерживает внутреннюю солидарность и сплоченность.

Возникнув однажды из коллективного действия, религия приобретает определенную степень самостоятельности. Все реальное теперь делится на два мира: (1) священное; (2) мирское, профанное.

Религия – все, что принадлежит к классу священного. Точнее: религия – унифицированная система верований и практик, относящихся к священному. Но именно само общество является предметом поклонения, получающим идеальное воплощение. В итоге

РЕЛИГИЯ – ЭТО СИСТЕМА ИДЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ИНДИВИДЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ ОБЩЕСТВО, К КОТОРОМУ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ.

 

Или, как писал сам Эмиль Дюркгейм,

«Бог клана, тотемический принцип, есть не что иное, как сам клан, персонифицированный и представленный воображению под формой животного или растения, т.е. тотема».

 

Вопросы:

1. Веберовская методология социального познания.

2. Веберовская теория капитализма.

3.Веберовская социология власти.

 

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, социолог, юрист, историк и философ, внесший фундаментальный вклад в каждую из этих дисциплин. Поэтому энциклопедист Вебер – это уникальное явление даже в социогуманитарных науках. Его эрудицию не с кем сравнить, а влияние на современное обществознание трудно переоценить: неслучайно иногда его называют «буржуазным Марксом». Вебер – классический тип кабинетного ученого, исследователя и преподавателя, который прерывал свои напряженные занятия только два раза – в связи с болезнью (вызванной перенапряжением физических и духовных сил) и в связи с первой мировой войной[11].

Работы Вебера относятся к следующим основным направлениям:

(1) методологические исследования – принципы познания социальных наук, объект, предмет и метод социологии;

(2) историко - экономические исследования – история античного сельского хозяйства, общая история экономики, …

(3) теория генезиса и функционирования капитализма – изложенная по большей части в его шедевре – работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905);

(4) главная работа Вебера – трактат по общей социологии «Хозяйство и общество», опубликованный после смерти автора.

Начнем с веберовской методологии познания социальных явлений.

В первой лекции мы уже отмечали, что Вебер был основателем «субъективистского» подхода к предмету социологии. Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных терминов - «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. В научном отношении эти понятия малопродуктивны, поскольку у них нет «объективных референтов».

«Субъективизм» М. Вебера был сознательно направлен против К.Маркса и Э.Дюркгейма. Недаром Вебера до сих пор называют «буржуазным Марксом». По Веберу, подлинным субъектом исторического процесса являются не классы и не нации, а отдельные индивиды.

Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Но, в отличие от психологии, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.

Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками. «Действием следует называть человеческое поведение (безразлично, деяние или недеяние), если и поскольку действующий связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но “социальным действием” следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» (М.Вебер).

Þ Ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов социального действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды.

Þ Из подобного подхода к предмету социологии (направленному на изучение мотивов человеческого поведения) и к понятию социального действия вытекает следующая классификация основных типов социального действия. Эти типы различаются по степени рациональности, т.е. по степени осознанности, обдуманности своих поступков. Вебер выделял 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Самое рациональное – целерациональное действие, самое иррациональное, нерациональное – действие аффективное.

(1) Целерациональное социальное действие – когда действующий, «актор», прекрасно осознает свои цели, «знает, что он хочет» и выбирает такие средства достижения поставленных целей, которые ведут к ним кратчайшим образом, которые наиболее «эффективны». Пример целерационального действия - поведение капитана корабля, биржевого спекулянта, инженера, продавца в магазине, который пытается «всучить» клиенту лежалый товар, и т.д.

(2) Ценностнорациональное социальное действие – когда «актор» ведет себя в соответствии с определенными этическими или эстетическими ценностями, совершает «красивый» поступок. Например, отстаивает свое мужское достоинство в драке (на дуэли), подает нищему милостыню, сражается за Родину и т.д.

(3) Традиционное социальное действие – когда актор ведет себя в соответствии с определенной культурной – классовой, национальной, семейной – традицией. Он совершает определенный поступок – скажем, женится на девушке из определенного круга (хотя видел ее только один раз до свадьбы) – потому, что «все в нашей семье так делали», «так в нашем ауле заведено» и т.д.

(4) Аффективное социальное действие – когда поступок совершается «в состоянии аффекта», т.е. когда актор «не ведает, что творит». Скажем, многие подростки сначала совершают преступления, а затем, уже в отделении милиции, задаются вопросом: «Ну зачем я это сделал!?»

 

Необходимо отметить, что типы (1) – (4) – это идеальные типы. В чистом виде они чаще всего встречаются только в абстракции, на страницах художественных произведений или газетных передовиц. Реальное социальное действие содержит, как правило, несколько типов одновременно; при этом, конечно, какой-то один тип доминирует, является преобладающим.

*[Эти доводы были обобщены Вебером в понятиях «исторического» и «социологического» идеальных типов[12]. Последние, по Веберу, сильно напоминают кантовские априорные категории и не столько отражают находящуюся вне человека социальную реальность, сколько являются конструктами, инструментами познания, средствами упорядочения фактического материала. Поэтому такое понятие теоретической социологии как «феодализм», «церковь», «хозяйство» и т.д. не следует понимать слишком буквально. «Феодализм» как идеальный тип просто сконструирован историками для того, чтобы изучать различные общества. Берется, скажем, французское феодальное общество раннего средневековья, из него мысленно извлекаются основные черты, и создается идеальная модель феодализма вообще. Эта модель с самого начала и не претендует на то, чтобы отражать существенные черты любого феодального общества. Она просто служит для сравнения реальных обществ с идеальным типом феодализма вообще, для выявления отклонений реальных обществ от идеального типа].

С веберовской классификацией связано такое важное понятие веберовской социологии как «рационализация» - процесс возрастания упорядоченности, разумности, «просчитанности» явлений общественной жизни. Вебер считал, что рационализация – это одна из доминирующих тенденций всемирно-исторического процесса. Она сначала возникла в Западной Европе, но потом начала медленно и с большими трудностями, но неуклонно расползаться по территории земного шара.

Очень может быть, что рационализация возникла в данное время и в данном регионе совершенно случайно. Но, раз возникнув, она начинает неумолимо завоевывать себе все новые и новые территории. В Западной Европе рационализация оказалась результатом соединения в культуре ряда традиций:

- новоевропейской науки XV - XVII в.;

- рационального римского права;

- рационального способа ведения хозяйства, бухгалтерской отчетности и т.д.[13]

Фактором, позволившим синтезировать эти культурные традиции, оказался протестантизм. И здесь мы подходим к другому важному элементу творчества Вебера – к его теории капитализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.