Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбор информации




Типичные ошибки в формулировке вопросов анкет

Требования к вопросам анкеты

Типы вопросов

Требования к анкете

Правила составления анкет

Составить хорошую анкету так же просто, как написать хорошую поэму. Конечный результат должен выглядеть так, как будто слова легли на бумагу сами, но, как правило, за этим скрывается долгая, кропотливая работа

При составлении анкет необходимо помнить следующие ос­новные правила:

• сначала задаются общие вопросы, позволяющие выделить пользователей и отсеять не пользователей, специальные вопросы задаются позже;

• вопросы не должны быть слишком трудными, чтобы респондент сохранял желание продолжать работу;

• вопросы следует располагать в логическом порядке;

• анкета не должна быть слишком длинной, поскольку большое количество вопросов увеличивает процент отказов, а кроме того, чем длиннее анкета, тем больше вероятность,
что респондент устанет и потеряет интерес к работе с ней;

• анкета заканчивается некоторыми демографическими данными и вопросами, затрагивающими чувства.

Вопросы анкеты можно разделить на несколько основных ти­пов: открытые вопросы, вопросы с вариантами ответов и альтер­нативные вопросы. Кроме того, существует деление на прямые и косвенные вопросы.

Открытые вопросы предполагают ответ в свободной форме. Например: «Что для Вас является наиболее важным, когда Вы решаете пойти в ресторан?».

Вопросы с выбором ответа (закрытые) выглядят, например, так:

Как часто Вы ходите в кино?

□ Два-три раза в месяц.

□ Один раз в месяц.

□ Один раз в два-три месяца.

□ Один раз в полгода и реже.

□ Не посещаю кинотеатры.

 

Альтернативный вопрос — это вопрос, предлагающий только два возможных ответа (да/нет, мужчина/ женщина и т. п.):

Приходилось ли Вам посещать кинотеатр за последние три месяца?

□ Да. □ Нет.

Часто эти два ответа дополняются третьим: «не знаю» или «не могу сказать».

 

Прямые вопросы используются в анкетах чаще всего. Например:

У вас есть водительские права?

□ Да. □ Нет.

Косвенные вопросы используются в тех случаях, когда вопрос затрагивает чувства респондента или очень личный (касается до­ходов потребителя, потребления алкоголя и т. д.), чтобы задать его прямо. Тогда он формулируется таким образом, чтобы рес­пондент не осознавал цели вопроса, или так, будто вопрос не от­носится непосредственно к респонденту. Например:

Укажите приблизительную сумму совокупного годового дохо­да вашей семьи: а) менее 30 тыс. рублей, б) 30 — 50 тыс. рублей, в) более 50 тыс. рублей.

Каждый вопрос должен иметь вполне определенный смысл и давать возможность однозначного ответа.

Вопрос должен быть сразу ясен опрашиваемому. Не следует использовать сложные формулировки, вопросы, в которых со­держится два отрицания и т. п.

Вопрос должен быть конкретным, точно соответствующим по­ложению и опыту опрашиваемого и ориентироваться на факты, а не на мнения (нет смысла спрашивать респондента о качестве услуг сети кинотеатров «КиноСтар», не поинтересовавшись пред­варительно, посещал ли он когда-нибудь эти кинотеатры).

Наводящие вопросы следует по возможности исключить, иначе каждый ответ будет результатом формулировки вопроса.

Вопросы, затрагивающие чувства, касающиеся доходов, сек­суальных привычек и т. д., лучше формулировать в виде косвен­ных вопросов или вопросов с вариантами ответов.

Ошибка Пример вопроса Пояснения
Вопрос, не исключающий несколько вариантов ответов Сколько вам лет? □ до 20 □ от 20 до 35 □ от 35 до 40 □ от 40 и старше Как ответ выбрать респонденту 35 лет?
Какой кофе вы предпочитаете? Непонятно как отвечать на такой вопрос. Можно назвать кофе молотый, в зернах, растворимый или кофе «Чибо», «Нескафе» и т.д.
Вопрос, на который невозможно ответить Сколько яиц вы съедаете за год? Кто может это вмпомнить?
Сложная формулировка вопроса Не считаете ли Вы, что реклама сигарет в модных журналах не влияет на популяризацию этой вредной привычки? Постановка вопроса с двумя отрицаниями только путает опрашиваемого
Вопрос, влияющий на ответ Почему вы любите рестораны сети «Сбарро» больше, чем другие рестораны быстрого обслуживания? Потребителя подталкивают к ответу в пользу ресторанов конкретной сети
Вопрос, исключающий исчерпывающий ответ Чем вы занимаетесь? □ Учусь □ Работаю Этот вопрос не учитывает того, что респондент, например, временно не работает
Два вопроса в одном Используете ли Вы маски и гели для волос? Как ответить, если вы используете что-то одно из этих средств?
Двусмысленный вопрос Регулярно ли вы питаетесь в ресторане быстрого обслуживания? □ Да □ Нет Что значит регулярно – один раз в месяц, раз в день или что-то еще?

Для того, чтобы результаты маркетинговых исследований получились достоверными необходимо подготовить план выборки исследования.

Выборка – группа населения, которая олицетворяет население в целом (репрезентативная группа)

При составлении плана исследователь ставит и решает следующие вопросы:

  1. Кого опрашивать?
  2. Какое количество людей нужно опросить? (Большие выборки достовернее, но очень дорогие).
  3. Каким образом отбирать людей? (случайная выборка, выборка по категориям).

 

После того как утвержден план исследования, начинается сбор информации. Компания может делать это самостоятельно или поручить специализированной исследовательской фирме.

 

Сбор информации - самый дорогой и сложный этап в исследовании. При проведении опроса исследователю необходимо решить следующие проблемы:

  1. Как найти опрашиваемых;
  2. Как заставить отвечать на вопросы правдиво;
  3. Как добиться беспристрастности самому исследователю.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.