Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы логистики

Глава 2. Принципы и функции логистики

Вопросы для контроля знаний

Рис. 10. Элементы логистики

Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения

Рис. 7. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением элемента логистики

Экономический эффект от использования логистики

Продукция, двигаясь от первичного источника сырья че­рез цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования пока­зали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потре­бителю, примерно 70% составляют расходы, связанные с хра­нением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 7).

 

 

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене това­ра показывает, какие резервы улучшения экономических по­казателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материаль­ными потоками. В сферах производства и обращения примене­ние логистики позволяет:

• снизить запасы на всем пути движения материального потока;

• сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

• снизить транспортные расходы;

• сократить затраты ручного труда и соответствующие рас­ходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материально­го потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сокращение материальных запасов в результате сквозного мо­ниторинга материального потока достигает 70%.

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется сле­дующим:

• годовые затраты на содержание запасов на предприятиях сфер производства и обращения составляют примерно 25-30% от стоимости среднего запаса;

• в общей структуре издержек на логистику расходы на со­держание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, потери от физического или морально­го устаревания товаров, их порчи и т. п.;

• значительная часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов пред­приятий).

Сокращение запасов при использовании логистики обеспе­чивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов между зве­ньями товаропроводящей цепи, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от при­менения логистики образуется за счет сокращения времени про­хождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих за­тратах времени, отводимых на складирование, производствен­ные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 8).

 

Рис. 8. Приблизительное соотношение времени на собственно изготовление продукта труда и общего времени, необходимого для снабжения, изготовления и сбыта

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позво­ляет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно, уве­личить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себе­стоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возника­ет также от снижения транспортных расходов. Оптимизируют­ся маршруты движения транспорта, согласуются графики, со­кращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одина­ковой тары, использование аналогичных технологических при­емов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи об­разуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучше­ния многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая орга­низация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улуч­шается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логи­стики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств[8], т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представ­ляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель логистики[9]:

• ПРОДУКТ — нужный продукт;

• ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

• МЕСТО — в нужное место;

• ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

 

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти условия выполнены, т. е. нужный продукт доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Существо логистического подхода к управлению материаль­ными потоками заключается в интеграции отдельных участни­ков логистического процесса в единую систему, способную бы­стро и экономично доставить необходимый товар в нужное время, в нужное место. Участники логистического процесса, охваченно­го единой системой управления, могут относиться к одной или к нескольким организациям. Во втором случае задача логистиче­ского управления существенно осложняется, так как в рамках единой системы необходимо объединить различных собственни­ков, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

В качестве примеров логистического подхода к управле­нию материальными потоками в сфере обращения рассмотрим два процесса:

• процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети;

• процесс доведения железобетонных конструкций с заво­дов на строительные объекты.

1. Пример применения логистики в товародвижении са­харного песка.

На рис. 9 изображены три категории участников товародви­жения сахарного песка: завод, склад предприятия оптовой тор­говли и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока позво­ляет снизить совокупные затраты на товародвижение. Резуль­тат достигается за счет осуществления различных мероприя­тий. Рассмотрим, например, что необходимо сделать для сни­жения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки са­харного песка[10].

Рис. 9. Принципиальная схема движения сахара от завода-изготовителя до магазинов

Традиционно при производстве сахарный песок затарива­ется в мешки вместимостью 50 кг. Логистически не оптимизиро­ванный материальный поток будет представлять собой движе­ние сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

Логистическая оптимизация процесса доведения сахарно­го песка до розничной торговой сети предполагает наличие тес­ных партнерских отношений между всеми участниками логисти­ческого процесса, работу на так называемый общий результат.

Представим гипотетическую ситуацию, когда все три зве­на находятся в руках одного собственника, и зададимся вопросом, где этот собственник организовал бы расфасовку сахарно­го песка в пакеты?

Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:

•за прилавком магазина на рабочем месте продавца во вре­мя обслуживания очередного покупателя;

• в магазине, в помещении для подготовки товара к прода­же на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфа­совкой сахара;

• на складе предприятия оптовой торговли в цехе фасовки;

• на заводе-изготовителе.

Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наиме­нее производительной, а значит и наиболее дорогой, будет ор­ганизация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца.

Значительный эффект от сокращения затрат на фасовку са­хара можно получить, организовав эту работу на складе пред­приятия оптовой торговли и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя достаточно эффективно использовать мощную фасовочную технику.

Максимальный экономический эффект на сокращении се­бестоимости фасовки можно получить, лишь установив вы­сокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.

Однако, выбирая лучший способ продвижения сахарного песка от завода до магазинов, следует ориентироваться не на стоимость фасовки, а на весь комплекс затрат, связанных с то­вародвижением по тому или иному варианту.

В связи с этим очевидно, что единый собственник завода, предприятия оптовой торговли и магазинов организовал бы фа­совку сахарного песка в правильном месте, обеспечивающем ми­нимум затрат на продвижение сахара по всей цепи. В реально действующих цепях товародвижения фактическое место орга­низации фасовки может не совпадать с местом, которое было бы найдено единым собственником в результате решения оптими­зационной задачи. В результате себестоимость сахара, прошед­шего по реальной цепи, будет более высока.

Откажемся теперь от гипотетического единого собственни­ка и предположим, что руководство завода, предприятия опто­вой торговли и сети магазинов в целях снижения себестоимо­сти сахара на выходе из цепи и, соответственно, повышения его конкурентоспособности на рынке приняло совместное решение о целесообразности фасовки на заводе.

Участникам товародвижения предстоит в этом случае со­обща решить следующие задачи:

1. Выбрать технические средства для обеспечения процес­са доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят:

• тара-оборудование, которое будет заполняться единица­ми расфасовки в правильном месте цепи, а затем через склады оптовой организации доставляться в торговые залы магазинов;

• специальные виды транспортных средств для эффектив­ной транспортировки выбранных видов тары-оборудования;

• средства для выполнения погрузочно-разгрузочных ра­бот и т. д.

Это комплекс технических задач.

2. Договориться о едином, взаимоувязанном технологиче­ском процессе обработки материального потока, начиная от це­хов завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс тех­нологических задач.

3. Разработать графики завоза, определить правильные размеры запасов на всех участках движения сахарного песка, а также размеров поставляемых партий и др. В целом это ком­плекс задач планирования.

4. Определить размер дополнительной прибыли в целом по цепи, получаемой от снижения затрат за счет организации фа­совочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками товародвижения, т. е. решить экономическую задачу.

В результате решения задач по перечисленным четырем направлениям создается интегрированная товаропроводящая (логистическая) система, обеспечивающая экономический вы­игрыш только лишь за счет качественного изменения управле­ния материальным потоком.

Как следует из данного примера, логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, планирования и экономики. В связи с этим логисти­ку можно представить единством следующих элементов (рис. 10).

2. Пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

Известная пословица "дорога ложка к обеду" в логистике означает, что продукт, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.

Рассмотрим принципиальную схему логистической органи­зации потоков железобетонных конструкций с заводов на стро­ительные объекты (рис. 11).

Рис. 11. Принципиальная схема обеспечения строительных объектов железобетонными изделиями по принципу "точно в срок"

 

В обозначенном на схеме информационном центре сосредо­тачивается и обрабатывается информация о потребности стро­ительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о производственных мощностях заводов и задей­ствованных транспортных средствах. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой де­тали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетон­ная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать имен­но ее, и подается на возводимый этаж здания прямо "с колес", т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза. Логистическая организация доставки железобетона позво­ляет устранить необходимость выгрузки и хранения конструк­ций на строительной площадке, следовательно, уменьшается и потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовре­мя завезенными или бракованными строительными конструк­циями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.

Обязательные условия функционирования системы:

определены типы транспортных средств, а также тех­нических средств на заводах и строительных объектах, техно­логически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);

— четко определено: кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

— составлены графики доставки грузов, определены марш­руты движения автомобильного транспорта (планирование);

— взаимоувязаны экономические интересы участников (экономика).

Результатом функционирования системы является нали­чие НУЖНОГО ПРОДУКТА, В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, В НУЖНОМ МЕСТЕ, С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ[11].

1. Приведите известные вам определения понятия логи­стики.

2. Логистика в военной сфере и логистика в области эконо­мики: что общего и в чем отличие?

3. Какие задачи ставит и решает логистика как наука?

4. Раскройте причины, по которым во второй половине XX столетия в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике.

5. В чем заключается принципиальное отличие логистиче­ского полхода к управлению материальными потоками в эконо­мике от традиционного?

6.В чем заключается эффективность применения логистиче­ского подхода к управлению материальными потоками в экономике?

7. Объясните, почему возможность широкомасштабного применения логистики в экономике появляется лишь во второй половине XX века.

Принцип — основное, исходное поло­жение

какой-либо теории, учения, науки.

Главным принципом, на котором строится управление, име­нуемое логистикой, является принцип системности, означаю­щий, что управление материальными потоками на пути от источника их возникновения к пользователю осуществляется в виде интегрированной системы мер, а не в виде последова­тельности независимых действий.

В масштабе отдельно взятого предприятия реализация принципа системности означает, что материальный поток на стадиях закупки, хранения, производства, сбыта и транспортировки планируется и управляется как единое целое.

Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совмест­ного объекта управления — сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

Системная организация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптими­зируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм. Для решения этой задачи необходимо подхо­дить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования за­частую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Более подробно сущность системного подхода к управлению материальными потоками рассматривается ниже.

Наряду с системностью к исходным положениям (прин­ципам) логистики относят: комплексность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных прин­ципов логистики.

Принцип комплексности логистики:

• формирование всех видов обеспечения (развитой инфра­структуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

• координация действий непосредственных и опосредство­ванных участников движения ресурсов и продуктов;

• осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;

• тесное сотрудничество фирм с внешними партнерами по товарной цепочке и установление прочных связей между раз­личными подразделениями фирм в рамках внутренней дея­тельности.

Принцип конкретности логистики:

• четкое и точное определение расхода всех видов ресурсов в расчете на единицу продвигающейся по сквозной цепи едини­цы материального потока12.

Принцип конструктивности логистики:

• диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание пе­ремещения _----------------------------------------------------------_________________

12Традиционно объем использованных ресурсов оценивается в раз­резе отдельных функций. Например, на складе начальник участка комплектации учитывает количество человеко-часов, потраченных ком­плектовщиками в течение дня. Отдельно экспедиционная служба оце­нивает количество трудовых ресурсов, потраченных за день на доставку клиентам заказанных товаров. Другие службы также с той или иной сте­пенью точности знают расход трудовых ресурсов. Однако точное количе­ство человеко-часов, которое склад тратит для выполнения типового за­каза, зачастую не знает никто.

изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей вcех значимых операций транспортировки товаров.

Принцип надежности логистики:

· обеспечение безотказности и безопасности движения, ре­зервирование коммуникаций и технических средств для изме­нения в случае необходимости траектории движения потока;

Принцип вариантности логистики:

• возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса13 и другие возмущающие воздействия внешней среды;

• целенаправленное создание резервных мощностей, за­грузка которых осуществляется в соответствии с предваритель­но разработанными резервными планами фирмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.