Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповое принятие решений




Вопрос 25 - Факторы, влияющие на принятие решения.

Схема процесса принятия решений

Таблица – Виды управленческих решений

Вопрос 24 – Схема процесса принятия решения

Решение – это выбор альтернативы. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Принятие решений является основой управления.

Классификационный признак Группы управленческих решений Характеристика
  Степень повторяемости проблемы 1.Традиционные 2.Нетипичные 1.Неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив 2.Нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив
  Значимость цели 1.Стратегические 2.Тактические Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка
  Сфера воздействия 1.Глобальные 2.Локальные 1.Решение может принимается с целью повлиять на работу организации в целом 2. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации
  Длительность реализации 1.Долгосрочные 2.Краткосрочные 1. Результаты осуществления реализации могут быть удалены на несколько лет 2. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок
  Прогнозируемые последствия решения 1.Корректируемые 2.Некорректируемые 1. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов 2. имеются и решения, последствия которых необратимы
  Метод разработки решения 1.Формализованные 2.Неформализованные Результат выполнения заранее определённой последовательности действий, и наоборот
  Количество критериев выбора 1.Однокритериальные 2.Многокритериальные 1. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию 2. выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям
  Форма принятия 1.Единоличные 2.Коллегиальные 1. Один человек, осуществляющий выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения 2. Групповые или коллективные решения
  Способ фиксации решения 1.Документированные 2.Недокументированные 1. Оформлены в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. 2. Не имеющие документальной формы, устные
  Характер использованной информации 1.Детерминированные 2.Вероятностные 1. Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора 2. принимаются в условиях риска или неопределённости

Выделяют шесть этапов принятия решения:

1. Выявление необходимости принимать решение. Менеджеры непрерывно контролируют обстановку внутри и вне организации, чтобы не пропустить изменения, способные создать проблемы, требующие немедленного решения, или возможности, которыми следует воспользоваться.

2. Анализ и определение возникшей проблемы или открывшейся возможности. Менеджеры определяют их причины и устанавливают требования, которым должно отвечать будущее решение.

3. Изучение возможных альтернатив. Менеджеры вырабатывают несколько вариантов решения или способов действия.

4. Выбор желательной альтернативы. После рассмотрения преимуществ и недостатков каждой альтернативы менеджеры избирают наиболее многообещающий способ действий (который может представлять собой комбинацию из нескольких рассмотренных альтернатив).

5. Выполнение выбранного решения. После тщательного планирования и учета реакции тех, кто будет выполнять решение, и тех, кого оно затронет, менеджеры претворяют свое решение в жизнь.

6. Оценка полученных результатов. Менеджеры следят за результатами своих решений, чтобы увидеть, привел ли выбранный способ к достижению цели, не возникают ли новые проблемы или возможности в результате этого решения и не следует ли принимать новое решение.

 

 

Список использованной литературы:

1. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 624с., ил.

2. Нестеров А.Ю. Менеджмент. Конспект лекций.

3. http://www.fos.ru/economy/table3634.html

4. http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт этой деятельности, а принятие как процесс.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие:

  • сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  • поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;
  • процесс взаимодействия членов организации;
  • выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • часть общего процесса управления;
  • неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
  • важность для выполнения всех других функций управления

При принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов:

1. Личностные оценки руководителя Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки руководителя выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий
2. Определённость Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора
3.Риск К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события
4. Неопределённость Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.
5. Время и изменяющаяся среда Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразится настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. часто это затруднительно поскольку время между принятием решения и началом действия велико
6. Информационные ограничения Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого
7. Поведенческие ограничения Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
8. Негативные последствия Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Например, установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В тоже время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность
9. Взаимозависимость решений В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением

Групповое принятие решений – это осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи

Таблица – Преимущества и негативные черты групповых принятий решений:

Плюсы Минусы
1. Коллективный поиск решения проблемы позволяет рассмотреть гораздо больше возможных альтернатив;   1. Блокирование решения, возникающее, когда высказываемые точки зрения не сближаются, а, наоборот, приводят к невозможности принятия нужного решения
2. В групповом решении находит место более адекватное отражение существа решаемой проблемы, что обеспечивается комплексным подходом; 2. Конформизм мышления и необходимость доверия внутри группы;
3. Появляется групповое мышление, которое характеризуется высокой креативностью, интеллектом, рациональностью;   3. Синдром непогрешимости и излишняя сплоченность группы;  
4. Происходит деперсонификация принятых решений и разделение ответственности;   4. Личность лидера;
4. Единство мнений, к которому приходят в результате выработки решения, представляет собой положительный мотивационный фактор как для эффективной трудовой деятельности каждого отдельного работника, так и для коллектива в целом;   5. В ряде случаев, зависимость групповой работы от коммуникационной сети  
5. Увеличение уровня риска, что приводит к принципиально новым идеям.    

Благодаря этим особенностям групповое принятие решений позволяет в сложных, а иногда и тупиковых ситуациях (которые порождает современная внешняя среда), выбрать наиболее оптимальный вариант, что практически невозможно на индивидуальном уровне. Но не стоит отдавать предпочтение только коллективной работе, поскольку в простых и типовых ситуациях индивидуальное решение более целесообразно. Кроме того, групповая работа обладает рядом негативных черт, что также ограничивает область ее использования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.