Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое личность




Философская антропология Бердяева. Итак, Бердяев ставит вопрос о разработке новой антропологии, т.е. философского учения о человеке. Старая антропология Фейербаха пребывает как бы вне христианства; однако, говорит Бердяев, никакой антропологии вне Бога не может быть, поскольку невозможна ни мораль, ни духовность вне религии: «Все далекое от Бога провинциально. Жизнь делается плоской, маленькой, если нет Бога и высшего мира»[118].

Кантианство Бердяева. Ссылка пошла Бердяеву явно на пользу: он постепенно начинает отходить от марксизма и в 1903 году в сборнике «Проблемы идеализма» уже заявляет о себе как о последовательном стороннике учения Канта. На закате своей жизни, в книге «Самопознание» Бердяев признается: «В теории познания я изошел от Канта. Но довольно скоро пришел к своеобразной теории познания... Она направлена против рационализма, который верит в выразимость бытия в понятии»[116]. Бердяеву не нравился схематизм Канта, и он ставит вопрос о разработке новой антропологии. С этого времени не проблемы познания и онтологии, а проблема человека, смысла его бытия, его судьба становятся не только центральными для Н.А. Бердяева, но определяют все его дальнейшее мировоззрение. В конечном счете, он создает свою персоналистическую и одновременно экзистенциальную философию, замечая по этому поводу: «Я всегда был экзистенциальным философом...»[117].

Эволюция философских взглядов Бердяева. Об эволюции философских воззрений Н. Бердяева исследователи его творчества говорят: сначала он был легальным марксистом, а к концу своей жизни решительно перешел в неокантианство. Это не совсем верно, поскольку на самом деле его творческая эволюция была намного богаче. В ранние годы он получил хорошее христианское образование, что не могло не наложить существенного отпечатка на всю его последующую творческую жизнь. Происходил Бердяев, как сам он говорил, «из мира аристократического»[113], его родители принадлежали не только к дворянскому, но и к светскому обществу. Позже сам Бердяев напишет по этому поводу: «Я прошел длинный философский путь. В нем были разные периоды. Внешне могло быть впечатление, что мои философские взгляды меняются. Но первые двигатели у меня оставались те же. И многое, что было в начале моего философского пути, я снова осознал теперь, после обогащения опыта мысли всей моей жизни. Меня всегда интересовало не исследование мира, каков он есть, меня интересовала судьба мира и моя судьба, интересовал «конец вещей». Моя философия не научная, а профитическая и эсхатологическая по своей направленности»[114].

П. Ставров о Бердяеве. В 1960 году, тогда еще в СССР, была издана книга «Мыслители нашего времени». В ней, помимо всего прочего, имеется и искусно выполненный словесный портрет выдающегося русского философа Н.А. Бердяева: труженик, умер за письменным столом. Автор статьи о Бердяеве П. Ставров писал о нем в 1949 году: «Кстати, об оценке; в последние месяцы своей жизни Николай Александрович посмеивался: в советских газетах его честили как «посыпанного нафталином подвижника реакционной мысли на службе у англо-американского капитала». В эмигрантских кругах считали порой, что он чуть ли не состоит на советской службе. Объяснение этому простое: творческая мысль таких людей... находится совсем в иной плоскости, чем борьба политических страстей»[112].

 

3.3. От ссылки в Вологду до высылки за границу. В студенческие годы Бердяев испытывал сильное влияние философии Вл. Соловьева, затем интенсивно изучал Достоевского (первого экзистенциалиста, как считают на Западе). Он в совершенстве знал философскую классику - Канта, Шопенгауэра, Фихте, Гегеля. В университете его захватила волна студенческих выступлений, и он познакомился с марксизмом. В 1900 г. он был арестован и выслан на три года в Вологду, где отбывал наказание вместе с видными марксистами Богдановым и Луначарским. В те годы Ленин как-то Любови Аксельрод: «из Вологды, где сидят Богданов и Бердяев, сообщают, что много спорят о философии и Бердяев, к сожалению, побеждает» [115]. Позже Плеханов и Ленин неоднократно критически отзывались о Бердяеве.

 

 

 

3.6. Бердяев об ограниченности рационализма. Что же характерно для философии Бердяева? Обычно говорят, что это ярко выраженный антирационализм. Последнее, однако, не совсем точно. На наш взгляд, можно говорить только о том, что Бердяеву, как и Вл. Соловьеву, присуще чувство и понимание того, что рационализм ограничен, что он не является единственно верным средством решения всех, особенно, сугубо человеческих проблем. По Бердяеву, порок всех рационалистических философий в том, что, отвергнув старую метафизику, они не построили новую. По мнению Бердяева, нужна особая идеалистическая метафизика, построенная на основе синтеза философии самопознания с космическим мироощущением.

 

3.7. Бердяев о диалектике и метафизике. Главная особенность европейского рационализма, по мнению Бердяева, заключается в том, что все его интеллектуальные построения предполагают разъединение Субъекта и Объекта, Духа и Бытия; при этом объект рационализируется, что делает бытие абсолютно мертвым. Последнего, говорил Бердяев, не избежал даже Гегель, хотя он и понимал, что объективация закрывает тайну жизни, превращая философию в пустые метафизические спекуляции. Новая идеалистическая метафизика, по мнению Бердяева, должна быть диалектикой, и наиболее совершенная реализация подобной идеи в истории философии - это гегелевский панлогизм или диалектическая метафизика.

 

3.8. Бердяев о философии Гегеля. Гегель, конечно, открыл диалектику, но сам он так и не понял ее, подобно Колумбу, который так никогда и не узнал, что он открыл не Индию, а Америку, говорит Бердяев. У Гегеля диалектика так и остается логикой бесчувственного понятия, тогда как на самом деле она учит о «страстях понятий», представляя эволюцию мироздания как некую бесконечную «мистерию понятий»; Гегель не понял всего этого, потому что он был заражен аристотелевским учением о понятии.. По мнению Бердяева, решающим для понимания диалектики является фактор человеческих переживаний: «Гегель не понял, что логические законы не больше, чем болезнь бытия». Гегель, по Бердяеву, - это последний идеалист, вследствие чего его философия представляет собой уже не идеализм, а некий переход в реализм. При этом познание у Гегеля бытийственно, а Дух возвращается в мир через диалектику понятий. Однако основная гегелевская ошибка заключается, по Бердяеву, в признании «ненастоящего объективного духа», т.е. «Абсолютного рядом с Богом», тогда как на самом деле «настоящий - один Бог». Именно поэтому принцип тождества бытия и мышления, согласно Бердяеву, абсолютно неуместен; к тому же он и не последователен, поскольку тождество у Гегеля остается исключительно в различии. Бердяев также активно опровергает утверждение Гегеля о том, что его философские достижения соответствуют природе Духа. На самом деле Дух открывает себя многоактно:

- в религии он переживает;

- в искусстве - представляет;

- в философии - выражается в понятиях.

Бердяев учит, что выше идеи - живое существование, живое существо, а выше необходимости - свобода. Отсюда он выводит, что философия Гегеля так и не объяснила:

- что такое реальность,

- что такое свобода, и

Следовательно, это философия не человека и не для человека; это самоубийственная философия. Тут можно провести некоторую параллель между Бердяевым и Шопенгауэром, как-то сказавшим, что «гегелевская философия - это философия для стада баранов, которыми предводительствует Большой Баран».

В целом, Бердяев, конечно, признавал, что Гегель великий мыслитель; но он, по мнению Бердяева, не понял, что личность не атрибутивна, а субстанциональна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.